г. Красноярск |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А74-3103/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Национальная Башенная Компания":
Старыгиной Ю.В., представителя по доверенности от 16.01.2020 серии 54 АА N 3533755,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН 1901114911, ОГРН 1131901004025)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "06" октября 2020 года по делу N А74-3103/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Национальная Башенная Компания" (ИНН 7713419774, ОГРН 1167746798394, далее - АО "Национальная Башенная Компания", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН 1901114911, ОГРН 1131901004025, далее - Минприроды Хакасии, министерство, административный орган) от 03.02.2020 N 4 об устранении нарушений.
Решением от 06.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие правовых оснований для разработки и подачи обществом в министерство проектов освоения лесов и лесных деклараций.
Обществом в материалы дела представлен отзыв, в котором отклонены доводы жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной министерством в отношении АО "Национальная башенная компания" внеплановой документарной проверки с целью обеспечения выполнения лесопользователем предписания от 20.08.2019 N 2 об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой документарной проверки по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах.
По результатам проверки составлен акт от 14.11.2019 N 3, в котором отражен факт невыполнения предписания от 20.08.2019 N 2, что указывает на нарушения обязательных требований: части 2 статьи 53, части 1 статьи 53.1, части 2 статьи 60.3, частей 1 и 2 статьи 26, части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, подпунктов 5, 11 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
На основании акта проверки от 14.11.2019 N 3 административным органом обществу выдано предписание от 23.12.2019 N 3 (в предписании акт от 23.12.2019 N 3), согласно которому лесопользователю предписывается разработать и подать в орган Минприроды Хакасии проект освоения лесов, лесную декларацию. Срок исполнения - до 30.12.2019.
Неисполнение данного предписания послужило основанием для проведения внеплановых документарных проверок в отношении АО "Национальная Башенная Компания" в соответствии с приказами министерства от 20.01.2020 N 010-41-пр и 13.03.2020 N 010-456-пр, по результатам которых составлены акты проверок от 03.02.2020 N 4 и 23.03.2020 N 5 соответственно.
В связи с неустранением выявленного ранее нарушения обществу выданы предписания от 03.02.2020 N 4 и от 23.03.2020 N 5, содержания аналогичного предписанию от 23.12.2019 N 3.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из признания оспариваемых предписаний не соответствующими Лесному кодексу Российской Федерации и неисполнимыми (в части предписания от 23.12.2019 N 3).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496).
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.
В соответствии с пунктом 30 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен вид использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды.
Из материалов дела следует, что между Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия и открытым акционерным обществом "Вымпел-Коммуникации" заключены договоры аренды лесных участков от 18.06.2008 N 47 и от 29.07.2008 N 67.
Земельные участки предоставлены для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (для размещения ЛЭП ВЛИ - 0,4 кВ; башни сотовой связи и металлического контейнера для базовой станции сотовой связи).
Срок действия договора аренды лесного участка от 18.06.2008 N 47 установлен с 18.06.2008 по 18.06.2057.
Срок действия договора аренды лесного участка от 29.07.2008 N 67 установлен с 29.07.2008 по 29.07.2057.
На основании договоров аренды N 47 и N 67 разработаны проекты освоения лесов в 2009 и 2010 годах соответственно, которые получили положительные заключения государственной экспертизы.
Дополнительными соглашениями от 01.03.2018 в названные договоры аренды внесены изменения в части, касающейся изменения арендатора с публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" на акционерное общество "Национальная Башенная Компания".
Таким образом, срок действия вышеуказанных проектов освоения лесов в отношении указанных целей использования лесных участков определяется сроком действия договора их аренды.
Учитывая изложенное, оснований у министерства требовать от общества разработать и подать в Минприроды Хакасии проекты освоения лесов ввиду утверждения нового лесохозяйственного регламента лесничества не имелось, в связи с чем оспариваемые предписания в указанной части являются не соответствующими Лесному кодексу Российской Федерации.
Поскольку для определения срока действия проектов освоения лесов по такому виду использования лесов как строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов установлено специальное регулирование (на срок действия договора аренды лесного участка), не может быть принят во внимание довод министерства об утверждении приказом Минприроды Хакасии от 21.12.2018 N 010-1197-пр лесохозяйственного регламента Бирикчульского лесничества.
Вне зависимости от того, на какой период распространяется действие проектов освоения лесов, данное обстоятельство не освобождает пользователя лесными участками от соблюдения правил пользования данными участками в соответствии с действующими нормами лесного законодательства.
Лесные декларации обществом представлялись на основании ранее утвержденных проектов освоения лесов. Требование в оспариваемых предписаниях относительно подачи лесных деклараций обусловлено тем, чтобы лесопользователем были представлены декларации в соответствии с вновь разработанными и представленными проектами освоения лесов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование министерства о разработке новых проектов освоения лесов к договорам аренды лесных участков от 18.06.2008 N 47 и от 29.07.2008 N 67 возлагает на общество не предусмотренные законом обязанности, что приводит к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем предписания Минприроды Хакасия от 23.12.2019 N 3, от 03.02.2020 N 4, от 23.03.2020 N 5 об устранении нарушений, признаны недействительными. Учитывая, что оспариваемые предписания в части требования разработать и подать в Минприроды Хакасии проекты освоения лесов признано недействительным, требование министерства о представлении лесных деклараций в соответствии с новыми проектами освоения лесов также признано недействительными.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования, применительно к требованиям постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13, должны быть реально исполнимы. Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений.
Предписание министерства является ненормативным правовым актом, влекущим определенные правовые последствия для лица, которому выдано это предписание.
В рассматриваемом случае судом установлено, что оспариваемое предписание от 23.12.2019 N 3 является неисполнимым, так как срок исполнения требования органа государственного контроля (надзора) о разработке и подаче проектов освоения лесов, лесной декларации установлен до 30.12.2019.
В предписании от 23.12.2019 N 3 указано, что оно отправлено почтой 23.12.2019, однако сведений о направлении документа в адрес общества министерством представлено.
Согласно пояснениям заявителя и представленным доказательствам оспариваемое предписание направлено Бирикчульским лесничеством на адрес электронной почты представителя общества 21.01.2020, то есть за пределами срока для его исполнения.
При таких обстоятельствах, у заявителя отсутствовала реальная возможность исполнения предписания от 23.12.2019 N 3 в установленный срок.
На основании изложенного, арбитражный суд признал предписание от 23.12.2019 N 3 нарушающий положения Закона N 294-ФЗ в части неисполнимости предписания, в связи с чем признал его незаконным.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "06" октября 2020 года по делу N А74-3103/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3103/2020
Истец: АО "НАЦИОНАЛЬНА БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Третье лицо: ПАО Обособленное подразделение "ВымпелКом" в г. Абакане