г. Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А40-92577/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-92577/2020
по заявлению ООО "АЙСТЕК"
к 1. Центральной акцизной таможне; 2. Смоленскому акцизному таможенному посту
о признании незаконным бездействия,
в присутствии:
от заявителя: |
Кочев В.С. ген. директор; |
от заинтересованных лиц: |
1. Курчаев Е.В. по дов. от 13.05.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Айстек" (заявитель, Общество) о признании незаконным бездействие Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, выразившееся в невыдаче паспортов самоходных машин (ПСМ) на ледозаливочные машины, ввезенные по декларациям на товары N N 10009230/281019/0008867; 10009230/051119/0009014, 10009230/051119/0009019; 10009230/131119/0009171; 10009230/261119/0009436, 10009230/261119/0009448; 10009230/021219/0009524; 10009230/041219/0009576; 10009230/091219/0009654; 10009230/131219/0009771, 10009230/131219/0009772; 10009230/191219/0009922; 10009230/201219/0009935; 10009230/261219/0010081; 10009100/040320/0013734; 10009100/050420/0022274; 10009100/200520/0032693; 10009100/270520/0034330.
Не согласившись с принятым судом решением, Центральная акцизная таможня (ЦАТ) обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание не явился представитель Смоленский акцизный таможенный пост, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ЦАТ поддержал доводы жалобы, указал, что до принятия решения суда 29.06.2020 Смоленский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни выдал обществу паспорта самоходных машин на ледозаливочные машины, оформленные по вышеуказанным декларация.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела заявления, Общество зарегистрировано 11.03.2012, основным видом деятельности которого является поставка и техническое обслуживание машин для обработки льда (ледозаливочных машин) марки ZAMBONI, предназначенных для выравнивания, заливки и полировки льда на ледовых аренах.
Указанные ледозаливочные машины имеют максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч (16 км/ч), не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, не используются для перевозки пассажиров и грузов, не оказывают влияние на безопасность других транспортных средств, выпускаются на базе сварного колесного шасси, конструкцией которого модификация этих машин, либо их переоборудование для выполнения каких-либо иных работ кроме заявленных, не предусмотрены.
Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на данные машины не оформляется. Ледозаливочные машины относятся к категориям самоходных машин "В" (гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт) и "С" (колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт) и подлежат регистрации в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Во исполнение заключенных договоров поставки, в том числе государственных, с привлечением кредитных средств, в период с октября 2019 года на Смоленский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни, в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", Обществом были поданы следующие декларации на товары: 10009230/281019/0008867, 10009230/051119/0009014. 10009230/051119/0009019, 10009230/131119/0009171, 10009230/181119/0009280, 10009230/261119/0009436, 10009230/261119/0009448, 10009230/021219/0009524, 10009230/041219/0009576, 10009230/091219/0009654, 10009230/131219/0009771, 10009230/131219/0009772, 10009230/191219/0009922, 10009230/201219/0009935, 10009230/261219/0010081, 10009100/040320/0013734, 10009100/050420/0022274, 10009100/200520/0032693, 10009100/270520/0034330.
В качестве основных сведений о товарах в указанных декларациях были заявлены: "Самоходная ледозаливочная машина марки "ZAMBONI" (Модели 446. 526, 650, 710) новая 2019 г.в., предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "ZAMBONI". Вместе с декларациями на товары подавались декларации о соответствии Техническому регламенту ЕАЭС: N RU Д-СА.АЖ26.В.01709, N RU Д-СА.НА 78.В.12517/19 TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823.
Все указанные декларации оформлены по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза, являются действующими, включены в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций. Все ледозаливочные машины в перечисленных декларациях на товары (ДТ) прошли таможенное оформление в установленном порядке и были выпущены в свободное обращение без ограничений, с соответствующими отметками согласно классификатору решений. Все данные, необходимые для заполнения обязательных полей паспортов самоходных машин (ПСМ) в соответствии с Решением Коллегии Евразийской комиссии от 18 августа 2015 года N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" в таможенный орган были представлены.
Несмотря на это паспорта самоходных машин (ПСМ) на выпущенные самоходные ледозаливочные машины Обществу не были выданы, тем самым их допуск к эксплуатации и свободное обращение в настоящее время ограничены, что противоречит действующему законодательству, препятствует выполнению Обществом своих договорных обязательств перед заказчиками и прямо нарушает их законные права.
На имя начальника Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни Обществом были направлены запросы на разъяснение причин задержки выдачи ПСМ на самоходные ледозаливочные машины.
Поскольку правовых основания для отказа в выдаче паспортов самоходных машин, выпущенных в свободное обращение (решения, постановления, приказы, предписания и другие документы), Обществу не были представлены, ООО "Айстек" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора) осуществляют регистрацию на территории РФ тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 г. Введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожностроительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Согласно статье 2 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014 паспорт самоходной машины и других видов техники паспорт, выдается на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05. 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" установлено, что паспорта на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации, выдаются таможенными органами.
Согласно пункту 1 письма ФТС РФ от 15.05.2008 N 01-11/19274 "Об оформлении и выдаче ПТС, ПШТС и ПСМ" паспорта должны оформляться на транспортные средства и самоходные машины в день завершения таможенного оформления (т.е. дата оформления паспорта должна соответствовать дате выпуска) и выдаваться сразу после завершения таможенного оформления. Обязательные требования в отношении самоходных машин были установлены Решением Комиссии Таможенного союза N 526 от 28 января 2011 года (Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза), а также Техническим регламентом TP ГС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Приложением N 3 указанного регламента определен Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" п форма подтверждения соответствия в отношении этой категории машин - декларирование соответствия.
Пунктом 6 статьи 8 Технического регламента TP ТС 010/2011 определено, что декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента, а пунктом 8 статьи 8 Технического регламента TP ТС 010/2011 установлено, что сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в паспорте машины и (или) оборудования.
Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского Экономического Союза (п. 2): "декларирование соответствия" - форма обязательного подтверждения соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза; Самоходные ледозаливочные машины не входят в перечень самоходных машин подлежащих обязательной сертификации соответствия. Согласно Приложению N 3 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011) самоходные ледозаливочные машины входят в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
В связи с этим декларирование соответствия TP ТС 010/2011 самоходных ледозалнвочных машин не может рассматриваться как подмена обязательной сертификации.
Одним из принципов технического регулирования, согласно статьи 3 закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ является - недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов к области таможенного дела не относится и осуществляется Главной государственной инспекцией (Главгостехнадзор России) и региональными инспекциями по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В копиях ответов указанных инспекций приведены соответствующие разъяснения.
Нормами права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации прямо указано в отношении каких самоходных машин и других видов техники производится оформление паспортов самоходных машин.
Соглашением о введении единых форм паспортов (ратифицировано от 02.06.2016 N 156-03) в статье 2 указано, что паспорт самоходной машины и других видов техники" - паспорт, выдаваемый на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб.см или электродвигатсль(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.
Положения законодательства в отношении порядка оформления и выдачи паспортов самоходных машин (ПСМ) однозначны и не содержат никаких спорных формулировок и толкований.
Как следует из материалов дела, ввезенные Обществом ледозаливочные машины имеют двигатель модели менее 50 куб. см. (16 км/ч). Данная самоходная машина не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно руководству по эксплуатации ледозаливочных машин "ZAMBONI": машины для обработки льда "ZAMBONI" предназначены для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "ZAMBONI". Таким образом, ввезенный Обществом ледозаливочные машины подлежат регистрации в органах Гостехнадзора на основании ПСМ, который подлежал выдаче в день завершения его таможенного оформления.
Как указывает Заявитель, также это закреплено в уточнения заявленных требований, после обращения Общества в арбитражный суд 29.06.2020 Смоленский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни выдал Обществу паспорта самоходных машин на ледозаливочные машины марки ZAMBON1, оформленные по следующим декларациям на товары: 10009230/281019/0008867, 10009230/051119/0009014, 10009230/051119/0009019, 10009230/131119/0009171, 10009230/181119/0009280, 10009230/261119/0009436, 10009230/261119/0009448, 10009230/021219/0009524, 10009230/041219/0009576, 10009230/091219/0009654, 10009230/131219/0009771, 10009230/131219/0009772, 10009230/191219/0009922, 10009230/201219/0009935, 10009230/261219/0010081, 10009100/040320/0013734, 10009100/050420/0022274, 10009100/200520/0032693, 10009100/270520/0034330.
Поскольку паспорта судоходных машин были выданы ООО "Айстек" несвоевременно, с нарушением срока их выдачи, предусмотренного в Письме ФТС России от 15 мая 2008 г. N 01-11/19274 "Об оформлении и выдаче ПТС, ПШТС и ПСМ", согласно которому "...паспорта выдаются после завершения таможенного оформления", то есть дата оформления паспорта должна соответствовать дате выпуска и выдаваться сразу после завершения таможенного оформления, суд первой инстанции в силу части 2 статьи 201 АПК РФ признал, что бездействие Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, является незаконным.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-92577/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92577/2020
Истец: ООО "АЙСТЕК"
Ответчик: Смоленский акцизный таможенный пост, Центральная акцизная таможня