г. Тула |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А09-13079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Бычковой Т.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чистая планета" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2020 по делу N А09-13079/2019 (судья Прокопенко Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", региональный оператор, г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к индивидуальному предпринимателю Зайцевой Кристине Александровне (п. Новый Свет Дубровского района Брянской области, ИНН 324300826325, ОГРНИП 317325600061752) о взыскании 2 844 руб. 51 коп. долга по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 и возмещении судебных расходов, в частности, на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Никулин Александр Владимирович, Мануева Ольга Александровна.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не дал оценку доводам о том, что обязанность по заключению договора с региональным оператором лежит на собственнике отходов, а не на третьих лицах (статья 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Апеллянт полагает, что в судебном акте не изложено, почему подлежат применению нормы жилищного законодательства, а не специальные нормы Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в сфере обращения с ТКО при обстоятельствах, когда спорное помещение не является жилым и не находится в многоквартирном жилом доме, полагает, что суд первой инстанции перераспределил бремя доказывания факта оказания услуг на истца, полностью освободив ответчика от обязанности доказать, что он вывозит ТКО законным способом. Также апеллянт ссылается на пункт 2.3 договора аренды нежилого помещения между ИП Зайцевой К.А. и Никулиным А.В. от 01.11.2018, который, по его мнению, является ничтожным, как противоречащий пункту 2 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части перевода обязанности заключить договор на вывоз отходов на Никулина А.В.
От ответчика и Никулина А.В. в суд поступили отзывы на апелляционную жалобу, от истца - письменные пояснения по делу и ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Ответчик в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое решение законным и обоснованным.
Никулин А.В. в отзыве на апелляционную жалобу также полагает, что принятое решение является законным и обоснованным.
Отзывы и пояснения на основании ст.ст. 262, 268 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 41, 156, 266 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области), согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" (N 20 (782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Зайцева К.А., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговую деятельность (торговлю промышленными товарами) в магазине на площади 15 кв.м. в нежилом одноэтажном здании магазина, расположенном по адресу: Брянская область, Дубровский район, пгт Дубровка, ул. Победы, д.4 (т.1 л.д.90-93).
Собственником нежилого здания магазина "Ирина" площадью 197,1 кв.м. является Мануева О.А., арендодателем - Никулин А.В.
ИП Зайцева К.А. использует спорное помещение для осуществления торговой деятельности на основании договора аренды нежилого помещения от 01.11.2018, являясь арендатором, срок аренды установлен с 01.11.2018 по 31.09.2019; обязанности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО (уборка, вывоз мусора), заключению договоров с организациями, оказывающими коммунальные услуги, от своего имени и несению по ним ответственности возлагается на арендодателя - Никулина А.В. согласно п. 2.3 договора аренды (т.1 л.д.60-62).
Здание магазина "Ирина" площадью 197,1 кв.м., расположенное по адресу: Брянская область, Дубровский район, рп. Дубровка, ул. Победы, д.4, принадлежит Никулину А.В. (ссудополучателю) на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 28.01.2016, заключенному с Мануевой О.А. (ссудодателем) (т.1 л.д.76-79).
Имущество передано в пользование, что подтверждается актами приема-передачи нежилого помещения от 28.01.2016 Никулину А.В., от 01.11.2018 - Зайцевой К.А.
Истец направлял ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.08.2019 N ТСN/07-0009477, согласно которому АО "Чистая планета" (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ИП Зайцева К.А. (потребитель), в свою очередь, обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 29.08.2019 N ТСN/07-0009477 объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 1.4 договора от 29.08.2019 N ТСN/07-0009477 датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.01.2019.
По условиям пунктов 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора и составляет на 01.01.2019 - 526 руб. 76 коп., с учетом НДС, за 1 куб.м. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях. Изменение тарифов на услугу Регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует заключения дополнительных соглашений.
В соответствии с пунктом 2.3 договора от 29.08.2019 N ТСN/07-0009477 потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-го числа месяца, следующего за месяцем в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В пункте 2.4 договора предусмотрено, что сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в квартал по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма факсограмма, телефонограмма, адрес электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанный в настоящем договоре позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения, или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов. В случае неполучения ответа (акта сверки, подписанного стороной, или мотивированного отказа) в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, первоначально направленный акт сверки расчетов считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
В приложении N 2 к договору от 29.08.2019 N ТСN/07-0009477 содержится информация в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) по объекту "(2654) 60 лет Октября ул. 4" (адрес: рп Дубровка, ул. Победы, д.4) ИП Зайцева Кристина Александровна.
В ответе на претензию, поступившем истцу 11.11.2019, Зайцева К.А. сообщила, что не является собственником помещения, а бремя расходов по содержанию и оплате ЖКУ лежит на арендодателе, не указав, кто им является, и не представив договор аренды (т.1 л.д.12).
Ответчик и Никулин А.В. полагают, что истец в спорном периоде услуги не оказывал, следовательно, основания для требования оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствуют.
В январе - августе 2019 г. договор на оказание услуг по обращению с ТКО с истцом не был подписан ни одним из пользователей нежилого помещения.
Между АО "Чистая планета" (региональным оператором) и Никулиным А.В. (потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО 24.03.2020, то есть за пределами спорного периода (с 01.01.2019 по 31.08.2019), и распространяет свое действие на период с 01.03.2020 по 31.12.2020 (п.п. 1.4, 8.1 договора).
Ни Зайцева К.А., как собственник твердых коммунальных отходов, ни Никулин А.В., как лицо, принявшее на себя обязательства по несению расходов по обращению с ТКО (уборка, вывоз мусора) на основании договора аренды от 01.11.2018, не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие об оплате за спорный период услуг по обращению с ТКО.
Не содержат материалы дела и документов, подтверждающих обращение Никулина А.В. к региональному оператору о заключении договора на спорный период, истец отрицает факт обращения к нему Никулина А.В. в устной форме.
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко (приложение 19) установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Брянской области на 2019 год. С 01.01.2019 по 31.12.2019 предельный тариф на обращение с ТКО составляет 526 руб. 76 коп./куб.м.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Брянской области. Для продовольственных и промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет 0,84 куб.м./год на 1 кв.м. общей площади.
Во исполнение возложенных на регионального оператора обязательств истцом в период с января по август 2019 года оказаны услуги по приему, транспортировке и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов ответчика общей стоимостью 2 844 руб. 51 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами оказания услуг по транспортировке ТКО с мест накопления отходов у населения за спорный период, счетом и счет-фактурой, содержащими ссылку на договор N ТСN/07-0009477, графиками транспортирования ТКО на каждую единицу специализированной техники, содержащими адрес места накопления отходов (загрузки мусора): рп Дубровка, ул. 60 лет Октября, 4.
Возражений и претензий по объему, качеству оказанных истцом в спорном периоде услуг от ответчика либо Никулина А.В. региональному оператору не поступало, равно как и жалоб, иных заявлений.
Поскольку ответчик оплату оказанных услуг не произвел, за ним как собственником ТКО перед истцом образовалась задолженность в размере 2 844 руб. 51 коп. за период с 01.01.2019 по 31.08.2019.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований к Зайцевой К.А. как к ненадлежащему ответчику, поскольку истец не дал согласие на замену ответчика, пришел к выводу, что истец не доказал оказание услуг, при этом, руководствовался следующим.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Согласно п. 2.3 договора аренды нежилого помещения от 01.11.2018 арендодатель заключает договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги, от своего имени и несет по ним ответственность (пункт 2.3).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и тому подобное).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В частности, п. 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Никулин А.В. в 2019 году с заявкой к АО "Чистая планета" не обращался, договор не заключал, отдельную контейнерную площадку с администрацией муниципального образования не согласовывал, собственником ТКО не являлся, то есть основания для возникновения между истцом и арендодателем обязательственных правоотношений отсутствуют.
Следовательно, в силу закона именно ИП Зайцева К.А. В спорный период являлась образователем и собственником отходов, в результате производственной деятельности которой образовались отходы, в связи с чем она является надлежащим ответчиком по делу.
Ссылка ответчика на п. 1 постановления Пленума РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственником помещений на общее имущество здания" и п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку истец произвел расчет стоимости оказанных услуг, исходя из арендуемой площади 15 кв.м., требования по содержанию общего имущества не предъявляется.
Не подлежат применению к спорным правоотношениям и положения Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчик арендует нежилое помещение в нежилом здании.
В соответствии со ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений ч. 2 ст. 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что проект договора от 29.08.2019 N TCN/07-0009477 был направлен ответчику.
Ответчик договор не подписал, разногласия в установленный срок не направил.
Согласно пункту 8 (14), 8 (15) раздела I(1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правилами обращения с ТКО установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является предложение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8.4. Правил).
Как выше установлено судом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 - в издании "Учительская газета", а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://chplanet.ru/klientam/.
С досудебной претензией истец направил в адрес ответчика подписанный со своей стороны проект договора 29.08.2019 N TCN/07-0009477 с условием расчета объема ТКО по нормативу, ответчик не заключил договор на предложенных условиях.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии с п. 8 (15) Постановления Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных Правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Объект ответчика находится вблизи общих контейнерных площадок для сбора ТКО. Общими площадками пользуются собственники и наниматели жилых и нежилых помещений.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, ответчик не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Осуществление деятельности в спорном помещении именно ответчиком в спорном периоде подтверждено материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагается, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи ТКО.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО по адресу размещения магазина ответчика подтверждается также графиком транспортирования ТКО с общих контейнерных площадок вблизи объекта ответчика, актами оказанных услуг по транспортированию ТКО с общих контейнерных площадок.
В силу действующего законодательства обязанность по оплате услуг по обращению ТКО может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения, поскольку аренда имущества предполагает его использование (эксплуатацию) с учетом его потребительских качеств, как в предпринимательской, так и несвязанных с предпринимательской деятельностью целях.
Пунктом 2 ст. 616 ГК РФ установлено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Довод истца о ничтожности условия договора аренды, возлагающего на арендодателя обязательство по оплате услуг по обращению ТКО, отклоняется судебной коллегией, поскольку данное условие не является переводом долга, но влечет за собой обязанность арендодателя заключить с региональным оператором договор, чего в рассматриваемом случае третьим лицом не исполнено.
В соответствии с пп. "а" п. 5, п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016) в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема потребления.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 5 Правил N 1156.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 781 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
Учет расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотношениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов и транспортируемых с таких объектов (п. 9 Правил).
Таким образом, в отношении торгового объекта ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Брянской области установлены приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на данную услугу на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 утвержден Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год" и на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 526 руб. 76 коп. с НДС за 1 куб. м.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 85 от 09.02.2018 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Брянской области. Для предприятий торговли (продовольственные и промтоварные магазины) норматив накопления ТКО составляет 0,84 куб. м/ год на 1 кв. м общей площади.
Согласно расчету истца размер платы за оказание услуг по обращению ТКО, исходя из размера площади магазина, арендуемой ответчиком, указанной в договоре аренды помещения (15 кв.м.), в спорный период составляет: 15кв.м.0,84 куб.м./год
526 руб. 76 коп. = 4266 руб. 76 коп./год; за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 сумма задолженности составляет: 4266 руб. 76 коп./ 12 мес.
8 мес.= 2 844 руб. 51 коп.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, АО "Чистая планета" заявлены требования о взыскании с ответчика расходов на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к числу судебных издержек относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. При этом, приведенный в ст. 106 АПК РФ перечень судебных издержек не является исчерпывающим.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Исходя из материалов дела, для представительства и защиты интересов истца АО "Чистая планета" в Арбитражном суде Брянской области был заключен договор на оказание юридических услуг от 02.10.2019 N 71-09-2019.
Согласно, договору на оказание юридических услуг от 02.10.2019 N 71-09-2019, заключенного между АО "Чистая планета" (заказчик) и ИП Медведевым Р.Н. (исполнитель), исполнитель обязался оказать заказчику юридическую помощь, которая включает в себя: взыскание задолженности с ИП Зайцевой К.А., включая досудебное урегулирование спора, подготовку и направление в суд искового заявления, получение судебного решения.
В соответствии с договором общая стоимость услуг была определена в размере 15 000 руб.
Согласно пунктом 13 вышеуказанного постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При представлении интересов оказывались следующие услуги: подготовка искового заявления, уточнения исковых требований, дополнительного обоснования.
Как следует из материалов дела, в обоснование факта оплаты оказанных в рамках договора на оказание юридических услуг 02.10.2019 N 71-09-2019 истцом представлено платежное поручение от 25.11.2019 N 151.
Стоимость юридических услуг по договору составила 15 000 руб.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, а также сложившуюся в регионе стоимость услуг представителей исходя из Рекомендаций по оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, учреждениям, организациям, предприятиям, утв. Советом Адвокатской палаты Брянской области 25.03.2014, с учетом вышеизложенных обстоятельств, необходимости установления баланса между правами сторон, а также нормы ч. 2 ст. 110 АПК РФ о необходимости взыскания расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возмещение истцу судебных расходов в размере 15 000 руб. соответствует разумным пределам и подлежит удовлетворению.
На основании ч.ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
При обращении с исковым заявлением в арбитражный суд АО "Чистая планета" в соответствии с платежным поручением от 12.12.2019 N 7540 уплатило государственную пошлину в размере 2 000 руб., соответствующем подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска в сумме 2 844 руб. 51 коп. (с учетом уточнений).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы исковые требования удовлетворены в полном объеме, ввиду чего с ответчика в пользу плательщика подлежат взысканию судебные расходы в размере 2 000 руб.
При обращении с апелляционной жалобой АО "Чистая планета" в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации платежным поручением от 01.09.2020 N 8754 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
С учетом удовлетворения апелляционной жалобы указанные судебные расходы подлежат возмещению заявителю за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2020 по делу N А09-13079/2019 отменить.
Исковые требования акционерного общества "Чистая планета" удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зайцевой Кристины Александровны в пользу акционерного общества "Чистая планета" 2 844 руб. 51 коп. долга, 15 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя и 5 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13079/2019
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ИП Зайцева Кристина Александровна
Третье лицо: Кулагина (Сибилева, Мануева) Ольга Александровна, Никулин Александр Владимирович