г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А26-5425/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26748/2020) ООО "Луч" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2020 по делу N А26-5425/2020, принятое
по иску ООО "Автоспецтранс"
к ООО "Луч",
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВТОСПЕЦТРАНС" (далее - истец, ООО "АВТОСПЕЦТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Луч" (далее - ответчик, ООО "Луч") о взыскании 88 244 руб., в том числе задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 30-293 АСТ за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года включительно в сумме 81 792 руб. 25 коп. и пени за период с 10.08.2019 по 05.02.2020 в сумме 6451 руб. 75 коп., а также пени, начисленных на задолженность в сумме 81 792 руб. 25 коп., начиная с 06.02.2020 года исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на то, что обязанности по заключению договора на обращение с ТБО у него не имеется, доказательств оказания услуги истцом не представлено, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что общество не осуществляет торгово-закупочной деятельности, договор не получало.
Отзыв на жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд первой инстанции с требованием о взыскании задолженности за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года в размере 81 792,25 рублей, указало на наличие договора N 30-293 АСТ между ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" и ООО "Луч".
В соответствии с пунктом 5 договора N 30-293 АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 договора урегулировано, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 15 договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Объём принимаемых отходов определен расчётным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку в материалы дела представлены акты об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, подписанные ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" с обществом с ограниченной ответственностью "СПЕЦТРАНС" и с обществом с ограниченной ответственностью "Кандалакшская перерабатывающая компания" - операторами, непосредственно осуществляющими вывоз отходов. Соответствующие договоры, заключенные истцом в спорный период с указанными лицами по результатам проведения аукциона, представлены в дело, суд первой инстанции требования удовлетворил, принимая во внимание отсутствие надлежащих и достаточных доказательств погашения долга.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
19.02.2018 ООО "Автоспецтранс" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 указанного закона региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
Пунктами 8(8), 8(10) Правил предусмотрено, что заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Поскольку ответчик с предложением о заключении договора на вывоз ТКО не обращался, мотивированный отказ от подписания договора N 30-293 АСТ не представил, равно как и предложение о внесении изменений, в том числе в объеме вывозимых ТКО, истец обоснованно при расчете суммы исковых требований исходил из типовой редакции договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленного ответчику.
Указанный договор следует считать заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил N 1156.
Согласно договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.05.2018.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: - 35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата вносится до истечения текущего месяца; - оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно подпункту "в" пункта 13 договора потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В пункте 15 стороны установили порядок производства учета объема и/или массы ТКО.
В приложении к договору указан объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов; объем принимаемых ТКО в год/м3; место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов; указана периодичность вывоза ТКО.
Поскольку за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года истец оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 81 792,25 рублей, однако оплата произведена не была, ООО "Автоспецтранс", суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив факт оказания истцом услуг по вывозу, транспортировке и обработке ТКО, ввиду отсутствия доказательств их оплаты, руководствуясь положениями статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также вышеуказанными номами права, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
В обоснование факта оказания услуг Общество представило в материалы дела акты выполненных работ, составленные им с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, а также выставленные Компании счета на оплату услуг.
Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что Компания в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляла о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что Общество не исполняло обязательства перед Компанией по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов у суда апелляционной инстанции не имелось.
То обстоятельство, что договор на оказание услуг датирован 12.07.2019, тогда как истцом заявлен период задолженности с мая 2018 года по ноябрь 2019 года, основанием для отказа в удовлетворении искровых требований также не является, поскольку заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Неисполнение ответчиком указанной обязанности не освобождает его от обязанности по оплате оказанных региональным оператором услуг.
Документы представленные в дополнительных пояснениях суд апелляционной инстанции не рассматривает основываясь на разъяснениях пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве", в соответствии с которым арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 5 ч. 4 ст. 270 АПК РФ (ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ).
Наличие таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не усматривается.
При этом действующее законодательство не предусматривает иных оснований для приобщения новых доказательств при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, кроме отраженных ранее, в связи с чем приложенные к жалобе документы подлежат возврату заявителю.
Кроме того, ответчик представил документы за не исковой период.
Доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2020 по делу N А26-5425/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5425/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "Луч"