г. Вологда |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А44-3793/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Матрица" Смирнова А.В. по доверенности от 08.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2020 года по делу N А44-3793/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Матрица" (ОГРН 1195321006320, ИНН 5321201572; адрес: 173008, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 102, помещение 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству промышленности и торговли Новгородской области (ОГРН 1155321008347, ИНН 5321178877; адрес: 173001, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; далее - министерство) о признании недействительным предписания от 18.06.2020 N 1.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены, также указанным решением с министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Министерство с таким решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что вывод суда о нарушении министерством порядка проведения внеплановых проверок необоснован. Полагает, что вывод суда о том, что предписание министерства является непонятным и не содержащим конкретных действий, которые необходимо выполнить, а также сроков исполнения, не обоснованы. Считает, что вывод суда о том, что предписание уполномоченного органа выдается только по результатам проведения проверочных мероприятий, необоснован. Указывает на то, что предписание выдано в рамках законодательства об обороте алкогольной продукции по материалам административного дела.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, на основании обращения Калинина А.Н. от 24.04.2020 министерством вынесено определение от 25.05.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования в отношении общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Уведомлением от 01.06.2020 общество поставлено в известность о проведении 02.06.2020 соответствия объемов остатков алкогольной продукции в буфете, расположенном по адресу: Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 102, сведениям, содержащимся в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
Министерством 02.06.2020 проведен осмотр помещения по адресу: Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 102, с целью установления фактов административного правонарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, о чем составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов.
Согласно протоколу осмотра, по ряду наименований алкогольной продукции установлены расхождения.
Постановлением министерства от 18.06.2020 N 3.14.19/2020 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.
Одновременно обществу выдано предписание от 18.06.2020 N 1 по устранению выявленных нарушений при государственном учете в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому обществу необходимо в срок до 20.07.2020 привести в соответствие фактические остатки продукции с остатками, зафиксированными в ЕГАИС по складу и торговому залу.
Не согласившись с предписанием министерства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, установив нарушение министерством порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), придя к выводу о недоказанности обстоятельств недостачи алкогольной продукции, а также о том, что содержание предписание не отвечает требованиям понятности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными ввиду следующего.
В данном случае нарушение выявлено в ходе проводившегося министерством административного расследования.
Согласно пункту 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российский Федерации 27.11.2019, выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Закона N 294-ФЗ сама по себе не влечет признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
В силу пункта 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связано с реализацией публично-значимой цели контроля за соблюдением установленных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Делая вывод о выдаче предписания с нарушением порядка проведения проверки, установленного Законом N 294-ФЗ, суд первой инстанции не учел, что в силу части 3 статьи 1 данного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Таким образом, упомянутой нормой установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры - при производстве по делу об административном правонарушении.
Статья 23 Закона N 171-ФЗ, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений обязательных требований, также не содержит положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Иное означало бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять установленные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания. Однако такой подход не отвечает цели принятия Закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено министерством в пределах полномочий, установленных Законом N 171-ФЗ и частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ.
Ввиду изложенного подлежат отклонению доводы общества относительно нарушения при выдаче предписания положений Постановления Правительства Российский Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Оспариваемое предписание содержит ссылку на его вынесение на основании материалов дела об административном правонарушении.
При этом постановление министерства от 18.06.2020 N 3.14.19/2020 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, принятое по результатам рассматриваемого административного расследования, оставлено без изменения решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 августа 2020 года по делу N А05-3308/2020, вступившим в законную силу.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеназванным судебным актом арбитражного суда установлено нарушение порядка учета алкогольной продукции, выразившееся в расхождении фактических остатков алкогольной продукции с данными, зафиксированными заявителем в ЕГАИС, а также отсутствие процессуальных нарушений при административном расследовании.
Таким образом, вывод суда о ненадлежащем оформлении протокола осмотра от 02.06.2020 и недоказанности нарушения, послужившего основанием выдачи оспариваемого предписания, ошибочен, поскольку противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом по делу N А05-3308/2020.
Ссылка суда на отсутствие в предписании конкретных действий по устранению предписания и даты, на которую необходимо привести в соответствие фактические остатки алкогольной продукции с данными ЕГАИС, не свидетельствуют о незаконности предписания, его неисполнимости и непонятности, предоставляя право заявителю избрать конкретные действия в целях устранения нарушения действующего законодательства по своему усмотрению, срок исполнения предписания указан.
Содержание предписание соответствует выявленному в ходе административного расследования нарушению.
При этом судом не установлены обстоятельства, которые бы указывали на то, что административный орган не обеспечил реализацию права общества на защиту в рамках производства по делу об административном правонарушении, равно как и признаки уклонения контрольно-надзорного органа от проведения проверки путем назначения административного расследования.
Таким образом, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности.
Ввиду изложенного требования общества не подлежали удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба министерства - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2020 года по делу N А44-3793/2020 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Матрица" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3793/2020
Истец: ООО "Матрица", Смирнов Александр Анатольевич
Ответчик: Заместитель министра-директор департамента торговли и лицензирования Министерства промышленности и торговли Новгородской области Силина Елена Владимировна
Третье лицо: Министерство промышленности и торговли Новгородской области