город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2020 г. |
дело N А32-4521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.Н.Ткачева: представитель Серышев С.Г. по доверенности от 28.08.2020, диплом, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.Н.Ткачева
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 по делу N А32-4521/2020
по заявлению акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им.Н.Н.Ткачева к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Полтавский комбинат хлебопродуктов" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 05.11.2019 N 10/3/6 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Определением 24.09.2020 судом произведена замена заявителя по делу -открытого акционерного общества "Полтавский комбинат хлебопродуктов", правопреемником - акционерным обществом фирмой "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - АО Фирма "Агрокомплекс", общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 по делу N А32-4521/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО Фирма "Агрокомплекс" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что АО Фирма "Агрокомплекс" не относится к категориям организаций по гражданской обороне, мобилизационные задания (заказы) не имеет, выполнение мероприятий по гражданской обороне регионального и местного уровня не осуществляет; разрабатывать и согласовывать план гражданской обороны не обязан. Общество эксплуатирует только объекты третьего класса опасности. В силу законодательства, действовавшего на момент выдачи предписания, отпала обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих объекты 3 класса опасности, на основании чего вывод суда о необходимости исполнения АО Фирма "Агрокомплекс" требования по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований для организаций является необоснованным.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, извещенного о процессе надлежащим образом.
В судебном заседании представитель акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им.Н.Н.Ткачева поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 08.10.2019 по 05.11.2019 на основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору Красноармейского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 25.09.2019 N 10 специалистами отдела проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Полтавский комбинат хлебопродуктов" с целью проверки ранее выданного предписания от 01.04.2019 N 1/3/12.
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом предписания от 01.04.2019 N 1/3/12.
В связи с чем, контролирующим органом вынесено предписание от 05.11.2019 N 10/3/6 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 16.03.2020 устранить выявленные нарушения.
Общество, не согласившись с предписанием контролирующего органа от 05.11.2019 N 10/3/6, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Требования в области гражданской обороны - это специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с частями 1-2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.
Согласно пункту 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации ведение гражданской обороны осуществляется в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение N 687).
Согласно пункту 3 Положения N 687 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 687 план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации.
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 5 Положения N 687 установлено, что подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 687 планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 7 Положения N 687 органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктами 16.1, 16.3-16.14 Положения N 687 установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по подготовке населения в области гражданской обороны; по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты; по световой и другим видам маскировки; по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий; по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций; по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; по срочному захоронению трупов в военное время; по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841, установлено, что в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70дсп (далее - Порядок N 70дсп).
Согласно пункту 80 Порядка N 70дсп план наращивания инженерной защиты федерального органа исполнительной власти (организации) при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
Пунктом 103 Порядка N 70дсп установлено, что планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне, прилагаются следующие приложения: основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, по состоянию на 1 января текущего года; возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне; план мероприятий по защите работников и организации АСДНР; расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года; план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, при приведении в готовность гражданской обороны; план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и членов их семей; план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; схемы управления, связи и оповещения.
План наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку (пункт 109 Порядка N 70дсп).
В соответствии с пунктом 118 Порядка N 70дсп планы гражданской обороны согласовываются:
- федерального органа исполнительной власти - с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России;
- территориального органа федерального органа исполнительной власти - с соответствующим главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления.
В силу пункта 120 Порядка N 70дсп план гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти) утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти), план гражданской обороны организации утверждается руководителем организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пунктам 3-5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются, в том числе, организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (пункт 6(1) Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств).
В силу пункта 7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, информация о накопленных запасах представляется организациями в 8 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены. Пунктом 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе, осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Согласно пункту 1.6 Правил N 583, для оснащения защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3. В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.
Пунктом 3.4.4 Правил N 583 установлено, что при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
В соответствии с пунктом 6.3.2 Правил N 583 населению, укрываемому в ЗС ГО по месту жительства, рекомендуется иметь при себе необходимый запас продуктов питания (на 2 суток). Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок N 999).
Согласно пункту 4 Порядка N 999 организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение 9 мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийноспасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 999 основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (пункт 6 Порядка N 999).
В силу пункта 13 Порядка N 999 нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по подчиненности: территориальные и организаций; по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты. Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ. Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в период с 08.10.2019 по 05.11.2019 на основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору Красноармейского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 25.09.2019 N 10 специалистами отдела проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Полтавский комбинат хлебопродуктов" с целью проверки ранее выданного предписания от 01.04.2019 N 1/3/12.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт проверки от 05.11.2019 N 10, в котором перечислены выявленные нарушения, в том числе:
- имеющийся план гражданской организации не согласован;
- план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не согласован с органами местного самоуправления;
- отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы в соответствии с разработанной программой организации;
- в целях гражданской обороны организацией не накоплены продовольственные запасы;
- не согласованы с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: состав нештатных аварийно-спасательных формирований; структура нештатных аварийно-спасательных формирований; оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- не разработан план наращивания инженерной защиты организации, продолжающей и переносящей в безопасные районы производственную деятельность в военное время.
С целью устранения выявленных нарушений, контролирующим органом обществу выдано предписание от 05.11.2019 N 10/3/6, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 16.03.2020 устранить выявленные нарушения.
Довод жалобы о том, что АО Фирма "Агрокомплекс" не относится к категориям организаций по гражданской обороне, мобилизационные задания (заказы) не имеет, выполнение мероприятий по гражданской обороне регионального и местного уровня не осуществляет, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804 "Об утверждении правил отнесения к категории по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" АО Фирма "Агрокомплекс" подлежит отнесению к категории по гражданской обороне по следующим основаниям: "организации, составляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время".
Согласно пункту 5 указанного выше Постановления, организации, дельность которых связана с деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложениями об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Заявитель, как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты III класса опасности относится к организациям составляющим высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Судебной коллегией не принимаются ссылки апеллянта относительно того, что в силу законодательства, действовавшего на момент выдачи предписания, отпала обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих объекты 3 класса опасности, на основании чего вывод суда о необходимости исполнения АО Фирма "Агрокомплекс" требования по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований для организаций является необоснованным. Новая редакция статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ также возлагает соответствующие обязанности на организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Таким образом, оспариваемое обществом предписание является законным, и исполнимым.
Доказательства нарушения им прав и законных интересов АО Фирма "Агрокомплекс" в материалах дела отсутствуют.
В этой связи вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении требований общества является законным.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 по делу N А32-4521/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4521/2020
Истец: АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА, АО фирма "Агрокомплекс" им.Н.И.Ткачева, юридическое лицо
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, ГУ МЧС