г. Киров |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А82-20549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной кожно-венерологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2020 по делу N А82-20549/2019,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной кожно-венерологический диспансер" (ОГРН 1027600507967; ИНН 7602014275)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рыбинску, Рыбинскому и Пошехонскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС,
к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (ОГРН 1047600428732; ИНН 7604071046),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Строй-Заказ", общество с ограниченной ответственностью "ЯрЭкспертПроект",
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной кожно-венерологический диспансер" (далее - заявитель, Диспансер) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рыбинску, Рыбинскому и Пошехонскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС (далее - ответчик, Отдел) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания N 146/1/1 (67) от 31.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строй-Заказ", общество с ограниченной ответственностью "ЯрЭкспертПроект".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Диспансер обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на постановление от 25.09.2019 по делу N 5.6-621/2019, согласно которому мировой судья судебного участка N 6 Дзержинского района г. Ярославля при рассмотрении дела об административном правонарушении по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ пришел к выводу о соблюдении Диспансером пункта 6.30 СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений, введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СниП 21-01-97). Постановление от 25.09.2019 по делу N 5.6-621/2019 оставлено без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 03.12.2019.
Заявитель указывает, что три помещения, расположенные на 2 этаже, из которых будут эвакуироваться люди в случае пожара - это кабинеты сотрудников, они являются одиночными рабочими местами. Таким образом, уклон лестниц допускается увеличивать до 2:1. При фактическом исполнении проектного решения выявлено, что, если угол уклона выполнить 1:1, не получится выполнить другое нормативное значение, а именно: ширина проступи составит 22 см. Поэтому было принято решение незначительно увеличить длину лестницы. По мнению заявителя, для эвакуирующихся людей в случае возникновения пожара соблюдение нормативной ширины проступи является доминирующим требованием для обеспечения безопасности и снижения травматизма.
Подробно доводы заявителя отражены в апелляционной жалобе и дополнениях.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 26.06.2018 N 187 проверки 01.08.2018 Диспансеру выдано предписание N 187/1/1(134) по устранению нарушений требований пожарной безопасности (т. 1, л. д. 100-102).
С целью выяснения исполнения предписания от 01.08.2018 N 187/1/1(134) на основании распоряжения от 15.07.2019 N 146 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что нарушения, отраженные в пункте 4 предписания от 01.08.2018 N 187/1/1(134), а именно: уклон лестницы третьего типа на путях эвакуации со второго этажа здания составляет более 1:1, не устранены. По результатам проверки составлен акт от 31.07.2019 N 146 (т. 1, л. д. 117-119).
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 31.07.2019 Диспансеру выдано предписание N 146/1/1(67), согласно которому Обществу в срок до 01.07.2020 предписано устранить нарушения требований пункта 6.30 СниП 21-01-97 (т. 1, л. д. 120-121).
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьям 6, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), пункту 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, в том числе путем проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности; выдачи организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с пунктом 6.30 СниП 21-01-97 уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.
В рассматриваемом случае ответчиком в ходе выездной проверки установлен уклон лестницы третьего типа на путях эвакуации со второго этажа здания более 1:1, что не соответствует вышеприведенным нормативным требованиям.
Заявитель в жалобе указал, что три помещения, расположенные на 2 этаже, - это кабинеты сотрудников, которые являются одиночными рабочими местами, следовательно, уклон лестниц допускается увеличивать до 2:1.
Однако, как верно указал суд первой инстанции и ответчик, кабинеты, расположенные в той части коридора, в которой расположена эвакуационная лестница, являются также кабинетами специалистов, осуществляющих прием пациентов, с выходом в общий коридор, в котором находятся пациенты медицинского учреждения.
В связи с чем в данном случае увеличение уклона эвакуационной лестницы до 2:1 не допускается.
Таким образом, Отдел правомерно выдал оспариваемое предписание.
Доводы заявителя о невозможности соблюдения ширины проступи при уклоне лестницы 1:1 и ограничении проезда автомобиля для сбора и транспортировки медицинских отходов при установке лестницы с разворотом в обоснование незаконности оспариваемого предписания подлежат отклонению, так как не являются достаточными основаниями для освобождения Диспансера от исполнения обязанности, установленной пунктом 6.30 СниП 21-01-97.
Кроме того, необеспечение соблюдения ширины проступи 22 см при установке лестницы под углом уклона 1:1 не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания, так как в предписании конкретные способы устранения выявленных нарушений не указаны, и они могут быть определены самим заявителем.
При этом к способам исполнения предписания могут быть отнесены не только работы по переустройству лестницы, но и иные мероприятия, в частности, организация одиночных рабочих мест таких сотрудников, трудовые функции которых не требуют взаимодействия с посетителями.
Ссылка заявителя на постановление от 25.09.2019 по делу N 5.6-621/2019 судом апелляционной инстанции не принимается по причине того, что предусмотренная частью 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальность касается лишь вопросов факта, то есть обстоятельств, которые устанавливались судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу. Выводы суда общей юрисдикции о ненарушении заявителем пункта 6.30 СниП 21-01-97 преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеют.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд считает, что выданное ответчиком предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является исполнимым и не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Диспансером на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2020 по делу N А82-20549/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной кожно-венерологический диспансер" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Областной кожно-венерологический диспансер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.10.2020 N 3897.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20549/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ КОЖНО - ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР"
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯО, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рыбинску, Рыбинскому и Пошехонскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС
Третье лицо: ООО "Строй-Заказ", ООО "ЯрЭкспертПроект"