Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2021 г. N Ф10-966/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А64-10216/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.10.2020 по делу N А64-10216/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" (ОГРН 1026801222733, ИНН 6832001857) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) о признании недействительным решения N 234 от 05.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" (далее - страхователь, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Фонд, Управление) о признании недействительным решения N 234 от 05.12.2019 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и уплаты недоимки по страховым взносам в сумме 616 711 руб. 97 коп., привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2019 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 123 342 руб. 39 коп., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 28 729 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.10.2020 признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 05.12.2019 N 234 в части привлечения открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2019 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 111 008 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" требований отказано.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в пользу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в законе прямо не установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как и обязанности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в случае занятости на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми. Согласно отчету об аттестации рабочих мест от 31.12.2013, в ОАО "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" в картах аттестации рабочего места по условиям труда N 1,2, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 18 установлен (допустимый) класс условий труда; согласно экспертному заключению от 16.08.2016 N 10-22/2075 при обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами оценки условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
По мнению Общества, законодатель, установив дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, установил прямую взаимосвязь обязанности уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с правом работника на досрочную пенсию.
Полагая неправомерным начислением страховых взносов по дополнительному тарифу в пользу уборщика производственных помещений Терентьевой Н.В. (карта аттестации рабочего места по условиям труда N 16, класс 3.1) и стеклодува энерго-механического отделения Шиндяпина В.И. (карта специальной оценки рабочего места по условиям труда N30, класс 3.1), страхователь отмечает, что Шиндяпин В.И. работает на 0,5 ставки по основному месту работы, а Терентьева Н.В. работает на 0.4 ставки по совместительству, то есть менее 80% рабочего времени, в связи с чем у указанных лиц право на досрочную пенсию не возникает, несмотря на занятость в особых условиях труда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области не явились, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. От Общества с материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из доводов апелляционной жалобы Общества следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.10.2020 по настоящему делу в обжалуемой части, т.е. в части отказа в признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 05.12.2019 N 234.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя за номером 079-251-000014.
Пенсионным фондом с 12.08.2019 по 10.10.2019 проводилась выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОАО "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Итоги проверки отражены в акте от 31.10.2019 N 328.
По результатам проведенной проверки Пенсионным фондом установлено, что в нарушение части 3, 4 статьи 15, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Обществом не исчислены и не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2016 год в сумме 616 711 руб. 97 коп. Так, Фонд установил, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной обществом 31.12.2013, имелись рабочие места с видами работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, условия труда на которых признаны оптимальными и допустимыми (приложение N 3 к акту проверки).
Пенсионным фондом также установлено, что в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Обществом не были включены в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты в пользу уборщика производственных помещений Терентьевой Н.В. и стеклодува энергомеханического отделения Шиндяпина В.И. (пункт 3 решения). Данное нарушение повлекло занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год в размере 134 567 руб. 42 коп.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 31.10.2019 N 328 и материалов проверки Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 234 от 05.12.2019, которым Обществу по оспариваемым нарушениям:
предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 616 711 руб. 97 коп., в том числе 591 174 руб. 27 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, 25 537 руб. 70 коп. - по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ;
начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в сумме 28 729 руб. 58 коп., в том числе в сумме 27 368 руб. 13 коп. на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, 1 361 руб. 45 коп. - по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и части 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ;
Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в сумме 123 342 руб. 39 коп.
Полагая решение Фонда незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований в оспариваемой части, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.( здесь и далее- в редакции, действовавшей в течение проверенного фондом периода).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьей 18 Закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
При этом, под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ), которая в свою очередь определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ с 01.01.2013 работодатели обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) предусмотрено, что с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
При этом для целей, определенных статьей 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком.
Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленным Законом N 426-ФЗ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как следует из материалов дела, Фонд установил, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной обществом 31.12.2013, имелись рабочие места с видами работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, условия труда на которых признаны оптимальными и допустимыми (приложение N 3 к акту проверки).
Так, 31.12.2013 Обществом проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
По итогам проведенной аттестации по нижеперечисленным профессиям была присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса -2 и предусмотрено право на досрочное назначение пенсии: - предусмотренные в разделе VIII "Химическое производство" Списка N 1 позиция 1080А000-17541-1080А010: начальник цеха; заместитель начальника цеха; мастер цеха (по подготовке сырья и готовой продукции); мастер цеха (технологической службы); мастер цеха (электрослужбы); аппаратчик установки опытного производства (7 рабочих мест); слесарь ремонтник (6 рабочих мест); инженер-технолог; - предусмотренные в разделе X "Химическое производство" Списка N 2 позиция 2110А030-17546: лаборант химического анализа.
Обществом 12.01.2016 проведена специальная оценка условий труда в опытном цехе по профессии аппаратчик установки опытного производства (5 рабочих мест) и слесарь-ремонтник (5 рабочих мест (карта N 1 и N 2, соответственно). По итогам проведенной специальной оценки профессиям аппаратчик установки опытного производства и слесарь-ремонтник была присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса -3.1 и предусмотрено право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с данными картами специальной оценки начислялись и уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 2%. По результатам аттестации рабочих мест, проведенной обществом 31.12.2013, имелись рабочие места с видами работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, условия труда, на которых признаны оптимальными и допустимыми. При этом специальная оценка условий труда на таких рабочих местах не проводилась.
При таких обстоятельствах пенсионный фонд пришел к выводу, что к выплатам в отношении застрахованных лиц, работавших в опытном цеху должны применяться дополнительные тарифы в размерах, предусмотренных соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ: часть 1 статьи 58.3: 2016 год - 9%, часть 2 статьи 58.3: 2016 год - 6%, соответственно в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Обществом не была включена в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработная плата работников опытного цеха указанных выше профессий.
В ходе проведения проверки пенсионным фондом также установлено, что в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Обществом не были включены в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты в пользу уборщика производственных помещений Терентьевой Н.В. и стеклодува энергомеханического отделения Шиндяпина В.И.
Обществом в ходе проведения проверки предоставлены результаты аттестации рабочих мест по условиям труда рабочих опытного цеха, которая проведена в декабре 2013 года.
По итогам проведенной аттестации профессии уборщик производственных помещений опытного цеха была присвоена степень вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 и предусмотрено право на досрочное назначение пенсии (карта N 16).
12.01.2016 обществом проведена специальная оценка рабочих мест по условиям труда. По итогам проведенной специальной оценки профессии стеклодув энергомеханического отделения была присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса -3.1 и предусмотрено право на досрочное назначение пенсии (карта N 30).
Пенсионный фонд посчитал, что если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда -опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Таким образом, ставка по дополнительному тарифу в 2016 году составляет - 2%. Данное нарушение повлекло занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год в размере 134 567 руб. 42 коп.
Соглашаясь с выводами Фонда, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ в отношении "оптимального" и "допустимого" классов условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса рабочих мест аналогичных положений не предусматривают.
В связи с этим, в отношении выплат, произведенных работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173- ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. ( определение ВС РФ от 08.07.2019 N 310-ЭС19-3100).
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, менее 80% рабочего времени.
При этом страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части.
При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов.
При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017.
На основании изложенного, в удовлетворении требования Общества о признании недействительным решения N 234 от 05.12.2019 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и уплаты недоимки по страховым взносам в сумме 616 711 руб. 97 коп., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 28 729 руб. 58 коп., правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям. Фактически доводы жалобы повторяют доводы, заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы и соответствии со статьей 110 АПК РФ, государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит отнесению на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.10.2020 по делу N А64-10216/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт химикатов для полимерных материалов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10216/2019
Истец: ОАО "Ниихимполимер"
Ответчик: УПФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Третье лицо: ФНС России Инспекция по г.Тамбову, 19 Арбитражный апелляционный суд