Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2021 г. N Ф02-1020/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
23 декабря 2020 г. |
дело N А58-937/2020 |
Резолютивная часть определения объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 23 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года по делу N А58-937/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КИА-Недвижимость" (ОГРН 1181447004364, ИНН 1435331183) к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1121435007143, ИНН 1435254820) о признании незаконным решения от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: акционерное общество "Якутский хлебокомбинат" (ОГРН 1051402161656, ИНН 1435071552), Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КИА-Недвижимость" (далее - заявитель, ООО "КИА-Недвижимость" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "АЗО" или учреждение) с заявлением о признании незаконным решения от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Якутский хлебокомбинат" (далее - АО "Якутский хлебокомбинат") и Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА г. Якутска).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года решение МКУ "АЗО" об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19 признано незаконным. Суд первой инстанции обязал МКУ "АЗО" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КИА-Недвижимость". С МКУ "АЗО" в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, МКУ "АЗО" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что по сведениям топографического плана выявлено самовольное занятие земельного участка за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях единого государственного реестра недвижимости.
Как указывает МКУ "АЗО" испрашиваемый земельный участок расположен в зоне "ОД-1АМ". Согласно нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 17.06.2020 N 445-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", территориальная зона "ОД-1АМ" - зона многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки на территории центральной части г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны.
Также, при проведении обследования земельного участка и составлении акта от 04.06.2020 установлено, что данный земельный участок не освоен, огорожен по периметру. Вид разрешенного использования земельного участка "под объекты торговли", на нем располагаются нежилые строения (сараи), объекты капитального строительства отсутствуют.
Учреждение дополнительно указывает на пропуск обществом срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Отзывов на апелляционную жалобу от ООО "КИА-Недвижимость", АО "Якутский хлебокомбинат" и ДИЗО ОА г. Якутска не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом ООО "КИА-Недвижимость" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель на основании договора купли-продажи от 09.04.2018 (право собственности зарегистрировано 03.05.2018) владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 14:36:107005:209, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения административных зданий, зона многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки (ОД-1 AM), общая площадь 1103 кв.м., адрес объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, улица Крупской, 17.
По сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15.10.2019 N 07-060165 границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209, расположенного по адресу: город Якутск, улица Крупская, дом 17,соответствуют проекту межевания территории квартала "55".
По сведениям топоплана МКУ "АЗО" выявлено самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209, расположенного по адресу: город Якутск, улица Крупская, дом 17, за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно акту обследования земельного участка от 04.06.2020 установлено, что данный земельный участок не освоен, огорожен по периметру. Вид разрешенного использования "под объекты торговли", на нем располагаются нежилые строения (сараи), объекты капитального строительства отсутствуют. Земельный участок не используется по целевому назначению.
Заявитель обратился в адрес МКУ "АЗО" о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209 и земель, смежных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в результате чего подлежал формированию земельный участок 1 596 кв.м.
Письмом от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19 установив, что по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15.10.2019 N 07-06000165 запрашиваемые границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209 соответствуют проекту межевания территории квартала 55, по сведениям топографического плана выявлено самовольное занятие земельного участка за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях единого государственного реестра недвижимости, МКУ "АЗО" отказало в заключении соглашения со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по мотиву того, что при перераспределении земельного участка возможно образование самостоятельного участка.
Не согласившись с отказом от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление подлежало рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом, что являлось бы соразмерным способом восстановления предполагаемого нарушенного права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованное лицо на основании части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о пропуске трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции на основании ответа ГАУ "МФЦ РС (Я)" правильно установлено, что заявитель оспариваемое решение получил 20.11.2019.
С настоящим заявлением общество обратилось в суд 14.02.2020, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.
При рассмотрении спора в порядке главы 24 АПК РФ судом проверяется наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия).
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 N РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Постановлением Окружной администрация города Якутска от 27.02.2015 N 53п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее - Административный регламент).
Согласно данному Административному регламенту структурным подразделением Администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент, а уполномоченным учреждением по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента МКУ "АЗО" городского округа "город Якутск".
Согласно пункту 2.5 Административного регламента от 27.02.2015 N 53п результатом предоставления муниципальной услуги является:
- выдача подписанного экземпляра проекта соглашения о перераспределении земельных участков;
- выдача решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В подтверждение полномочий МКУ "АЗО" на рассмотрение обращения заявителя от 09.10.2020 представлен приказ Департамента имущественных и земельных отношений от 10.09.2019 N 69-п "О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений" со ссылкой на пункт 3.4.7 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденного 11.06.2014 N РЯГД-8-6.
Пунктом 1 указанного приказа на заместителя руководителя учреждения переданы полномочия и права подписи на отказах в предоставлении муниципальных услуг в период с 23.09.2019 по 04.11.2019.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции полагает, что в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ МКУ "АЗО" не подтвердило наличие полномочий по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с положениями, установленными Административным регламентом от 27.02.2015 N 53п, в полном объеме, в том числе и по заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Не подтверждены полномочия по предоставлению муниципальной услуги уставом МКУ "АЗО", утвержденным Окружной администрацией, а соответствующими должностными регламентами и инструкциями полномочия лица, подписавшего оспариваемое решение, - на заместителя руководителя учреждения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом, и не в порядке, предусмотренном для оказания соответствующей муниципальной услуги, тем самым не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя на рассмотрение заявления по существу и в рамках Административного регламента от 27.02.2015 N 53п.
Как правильно указал суд первой инстанции, соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 24.01.2019, заключенное между ДИЗО и МКУ "АЗО", и распоряжение Окружной администрации города Якутска от 06.09.2019 N 626-к, указанное в приказе от 10.09.2019 N 69-п "О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений", не могут подтверждать полномочия МКУ "АЗО" на подписание оспариваемого отказа от 21.10.2019 N 9190-ДИЗО/19, как противоречащие Административному регламенту от 27.02.2015 N 53п.
В рассматриваемом случае оспариваемое решение по своей правовой природе не является результатом исполнения Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации муниципальной услуги согласно требованию Административного регламента от 27.02.2015 N 53п.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АРК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года по делу N А58-937/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-937/2020
Истец: ООО "КИА-недвижимость"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" Городского округа "город Якутск"
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений окружной Администрации города Якутска, ОАО "Якутский хлебокомбинат"