г. Вологда |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А05-3062/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Зайцевой А.Я. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2020 года по делу N А05-3062/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз" (ОГРН 1102901004910, ИНН 2923006206; адрес: 164558, Архангельская обл., Холмогорский р-н, пос. Двинской, ул. Комсомольская, д. 15, корп. А; далее - ООО "Двинской леспромхоз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) о возложении обязанности заключить договор аренды:
- лесного участка с кадастровым номером 29:04:050501:25, площадью 4965,8952 га, расположенного на территории Ваеньгского участкового лесничества (участок Ваеньгское), в кварталах N 37 ч, 38 ч, 42-45;
- лесного участка с кадастровым номером 29:04:030901:28, площадью 4,3847 га, расположенного на территории Ваеньгского участкового лесничества (участок Ваеньгское), в квартале N 37 ч;
- лесного участка с кадастровым номером 29:04:050601:19, площадью 40,9900 га, расположенного на территории Ваеньгского участкового лесничества (участок Ваеньгское), в квартале N 38 ч;
- лесного участка с кадастровым номером 29:04:030901:29, площадью 1933,0169 га, расположенного на территории Нижнедвинского участкового лесничества (участок Нижнедвинское), в кварталах N 123, 124;
- лесного участка с кадастровым номером 29:04:030901:27, площадью 3871,9064 га, расположенного на территории Нижнедвинского участкового лесничества (участок Нижнедвинское), в кварталах N 87, 103-106;
а также о признании недействительным распоряжения Министерства от 18.11.2019 N 1381р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов" (с учетом изменения предмета иска на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)). Одновременно истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения Министерства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Лесозавод 25".
Решением суда от 19 октября 2020 года в удовлетворении иска ООО "Двинской леспромхоз" отказано.
Истец с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает на недоказанность Министерством фактов неоднократного нарушения ООО "Двинской леспромхоз" договорных условий. Ответчик не представил акты-приемки лесных делянок, в которых зафиксированы вменяемые истцу нарушения.
Министерство в отзыве с доводами истца не согласилось.
Отзыв на жалобу от третьего лица не поступил.
Стороны, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 17.01.2005 между Березниковским лесхозом (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Форест" (Арендатор, ООО "Форест") заключен договор N 48 аренды участков лесного фонда площадью 10 759 га, расположенных в кварталах N 37, 38, 42-45 Ваеньгского и кварталах N 87, 103-106, 123, 124 Нижнедвинского участковых лесничеств Березниковского лесничества Виноградовского района Архангельской области, сроком на 15 лет для заготовки древесины.
Указанный договор заключен по результатам лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду, оформленного протоколом от 24.12.2004 N 399.
На основании заявления Арендатора от 20.10.2008 в целях приведения договора аренды N 48 от 17.01.2005 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) между Департаментом лесного комплекса Архангельской области и ООО "Форест" заключен договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 542, в целях заготовки древесины, сроком до 16.01.2020.
По договору перенайма лесного участка от 09.11.2015 ООО "Форест" с согласия Арендодателя передало свои права и обязанности по договору аренды от 07.11.2008 N 542 новому арендатору - ООО "Двинской леспромхоз".
В связи с заключением договора перенайма лесного участка от 09.11.2015 стороны соглашением от 28.12.2015 N 4 внесли изменения в договор аренды от 07.11.2008 N 542, заменив ООО "Форест" на ООО "Двинской леспромхоз".
ООО "Двинской леспромхоз" 18.10.2019 обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов.
Министерство распоряжением от 18.11.2019 N 1381р отказало в заключении нового договора аренды без проведения торгов в связи с несоблюдением заявителем пункта 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
ООО "Двинской леспромхоз", полагая, что имеет право на заключение договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов, а указанное распоряжение Министерства нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Договор аренды от N 542 от 07.11.2008 заключен на основании указанной нормы в порядке переоформления договора аренды N 48 от 17.01.2005.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов, к которым относятся, в том числе, заготовка древесины, ведение сельского хозяйства. При этом леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса.
Согласно части 8 указанной статьи данного Кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов, предусмотренный в части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, является исчерпывающим.
Так, в силу части 3 статьи 73.1 данного Кодекса без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
На основании части 2 статьи 74 настоящего Кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, из буквального толкования частей 1, 2 статьи 74 ЛК РФ следует, что часть 1 названной статьи фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющиеся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.
В рассматриваемом случае, по условиям договора от 17.01.2015 N 48, заключенного по результатам торгов, срок аренды участка лесного фонда для использования леса в целях заготовки древесины составляет 15 лет.
Министерство, принимая распоряжение от 18.11.2019 N 1381р об отказе в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, указало на несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Однако, как верно указал суд, поскольку истец использовал лесной участок на основании договора аренды, заключенного на торгах, условие, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ, в рассматриваемом случае на отношения сторон не распространяется.
В силу части 3 статьи 74 ЛК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Поскольку в рамках настоящего спора истцом заявлено самостоятельное требование о понуждении Министерства заключить договор аренды лесного участка в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ, суд проверял соблюдение истцом требований части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Из представленного Министерством в материалы дела протокола от 18.11.2019 N 6-2019 заседания комиссии по рассмотрению заявления истца о заключении договора аренды на новый срок усматривается, что при вынесении решения также рассматривался вопрос о наличии со стороны ООО "Двинской леспромхоз" нарушений условий договора аренды от 07.11.2008 N 542.
Министерство ссылается на то обстоятельство, что истец в 2017, 2018, 2019 годах допускал нарушение условий договора аренды, а именно по результатам осмотра лесосек в 2016, 2017, 2018 годах выявлены нарушения Арендатором лесного законодательства по договору аренды от 07.11.2008 N 542.
В силу пункта 3.4.1 договора от 07.11.2008 N 542 Арендатор обязуется использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.
За нарушение условий договора Арендатор уплачивает неустойку, в том числе за оставление невывезенной древесины в установленный срок, оставление в лесу на летний период неокоренной хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски, неудовлетворительную очистку лесосек от порубочных остатков (подпункты "е", "ж", "к" пункта 4.2 договора).
Согласно претензионному письму от 15.08.2017 N 3/114 Арендатору начислена неустойка за оставление невывезенной древесины в установленный срок на сумму 4 384 руб. 52 коп. В соответствии с претензионным письмом от 17.07.2017 N 3/97 Арендатору начислена неустойка за оставление невывезенной древесины в установленный срок и оставление в лесу на летний период неокоренной хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски на общую сумму 8 909 руб. 97 коп. Из претензионного письма от 15.10.2018 N 3/126 следует, что истцу начислена неустойка за оставление невывезенной древесины в установленный срок, оставление в лесу на летний период неокоренной хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски, неудовлетворительную очистку лесосек от порубочных остатков на общую сумму 56 320 руб. 37 коп.
Начисленная неустойка Арендатором уплачена, что подтверждается платежными поручениями от 18.07.2017 N 133, от 14.09.2017 N 983, от 16.11.2018 N 266.
Таким образом, как правильно указал суд, нарушение требований, предъявляемых к правилам заготовки, санитарной безопасности в лесах следует рассматривать и в качестве нарушений условий договора.
Из представленных суду документов следует, что неустойки начислены истцу в связи с осуществлением деятельности на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора аренды лесного участка от 07.11.2008 N 542. Начисление неустойки истцом не оспорено, неустойка в добровольном порядке уплачена истцом.
Ссылка апеллянта на недоказанность факта нарушения Обществом договорных условий опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами: указанными выше претензионными письмами и платежными поручениями об оплате начисленной неустойки, а также представленными Министерством с отзывом на апелляционную жалобу актами осмотра спорных лесосек за 2017, 2018, 2019 годы.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что условие, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ (отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды лесного участка), ООО "Двинской леспромхоз" не соблюдено.
При этом часть 2 статьи 74 ЛК РФ не ставит возможность заключения договора на новый срок в зависимость от существенности допущенного арендатором нарушения.
Таким образом, поскольку совокупность условий, установленная частью 2 статьи 74 ЛК РФ, предоставляющая истцу право заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, отсутствует, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на Министерство соответствующей обязанности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта в установленный законом срок, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о его восстановлении с обоснованием причин уважительности пропуска срока.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как видно из материалов дела, оспариваемое распоряжение Министерства направлено истцу почтовым отправлением и получено последним 06.12.2019.
С требованием об оспаривании распоряжения ООО "Двинской леспромхоз" обратилось в суд 25.06.2020 (дата уточнения истцом требования и его принятия судом), то есть с нарушением предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Обстоятельство, указанное в качестве причины восстановления пропущенного срока (ожидание истцом результата рассмотрения арбитражным судом аналогичного спора по делу N А05-14887/2019), правомерно отклонено судом, поскольку не является обстоятельством, объективно препятствующим своевременному обращению в арбитражный суд с соответствующим требованием, а иные объективные причины, препятствовавшие обращению в суд в установленные законом сроки, заявителем не приведены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Пропуск срока обращения с заявлением при отказе суда в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 26.07.2011 N 18306/10, от 06.11.2007 N 8673/07.
В свете изложенного решение суд подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Двинской леспромхоз" - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2020 года по делу N А05-3062/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3062/2020
Истец: ООО "Двинской леспромхоз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: ЗАО "Лесозавод 25"