г. Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А41-12452/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Малышева Е.С., представитель по доверенности от 25.12.2019;
от ОАО "ТЕРМОПРИБОР": Гулис А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2020;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Муси Р.А., представитель по доверенности от 12.02.2020;
от Администрации городского округа Клин: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ТЕРМОПРИБОР" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 года по делу N А41-12452/20, принятое по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ОАО "ТЕРМОПРИБОР", третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского округа Клин об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "ТЕРМОПРИБОР" с требованиями:
- Обязать ОАО "ТЕРМОПРИБОР" в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с координатами: 56,293598, 36,683372 (выдел 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области от ртутьсодержащих отходов;
- Обязать ОАО "ТЕРМОПРИБОР" провести рекультивацию земель на территории городского округа Клин в 540 м от поселка Решоткино на земельном участке с координатами: 56,293598,36,683372 (выдел 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области и Администрация городского округа Клин.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 года по делу N А41-12452/20 требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены в части обязания ОАО "ТЕРМОПРИБОР" провести рекультивацию земель на территории городского округа Клин в 540 м от поселка Решоткино на земельном участке с координатами: 56,293598,36,683372 (выдел 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области). В остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, ОАО "ТЕРМОПРИБОР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ОАО "ТЕРМОПРИБОР" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Администрации городского округа Клин, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие. До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от Администрации городского округа Клин поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Исполнительного Комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 16 июня 1965 года N 55-17 Клинскому термометровому заводу был отведен для размещения полигона промышленных отходов земельный участок площадью 1,0 га, располагающийся в кварталах 30-31 Октябрьского лесничества Клинского лесхоза. Отведение Клинскому термометровому заводу земельного участка площадью 1,0 га, расположенного в кварталах 30-31 Октябрьского лесничества Клинского лесхоза, для захоронения производственных отходов подтверждается Распоряжением Исполнительного Комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 02 октября 1965 года N 1610-Р.
С 1965 года по 1998 год Термометровый завод (в дальнейшем, после процедуры приватизации АООТ "ТЕРМОПРИБОР", ОАО "ТЕРМОПРИБОР") использовал данный полигон для утилизации промышленных отходов на основании ежегодно выдаваемых органами государственной власти Разрешений.
Клинской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдений требований природоохранного законодательства при захоронении ртутных отходов вблизи д. Решоткино г.о. Клин, о чем направлено письмо в адрес истца за N 7-12-2019 от 14.06.2019 (т. 1, л.д. 31).
28.06.2019 по итогам проверки установлено, что по координатам 56.294643, 36.683739 расположена свалка отходов стекольной продукции площадью около 3 га. Сверху свалка засыпана грунтом высотой до 80-100 см.
Прокуратурой вынесено представление N 7-302-2019 (т. 1, л.д. 29).
В ходе проверки прокуратура пришла к выводу о том, что свалка полностью находится в выделе 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества.
24.10.2019 в письме N исх-24844/29-02 истец предложил ответчику ликвидировать свалки отходов стекольной продукции и провести рекультивацию.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требования об обязании ОАО "ТЕРМОПРИБОР" провести рекультивацию земель на территории городского округа Клин в 540 м от поселка Решоткино на земельном участке с координатами: 56,293598,36,683372 (выдел 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области).
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Судом первой инстанции установлено, что обязанность по предотвращению деградации земель лежит именно на ОАО "ТЕРМОПРИБОР", которое является надлежащим ответчиком по данному требованию:
-ответчику выдавались разрешения на размещение отходов, ответчик захоранивал отходы на данном земельном участке до 2008 года (т.1, л.д. 1);
-правопредшественником ответчика разработана Технологическая инструкция по извлечению ртути из твердых отходов (т.2, л.д. 98).
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 80 0 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Постановление N 800), согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом в силу подпункта "б" пункта 4 Постановления N 800 в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).
Согласно пункту 8 этого постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 7.3 государственного стандарта "ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419 - ст, после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод относительно того, что несмотря на то, что размещение отходов в настоящее время не осуществляется, именно на ответчике лежит обязанность осуществлять рекультивацию в течение 30 лет с даты прекращения использования участка в целях захоронения отходов I класса опасности.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об обязании ОАО "ТЕРМОПРИБОР" провести рекультивацию земель на территории городского округа Клин в 540 м от поселка Решоткино на земельном участке с координатами: 56,293598,36,683372 (выдел 34 квартала 30 Октябрьского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области).
Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы" является правомерной, так как приведена в целях раскрытия понятия рекультивации земель.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка осуществлена неуполномоченными органами отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
25 июня 2019 года в рамках комплексной проверки должностными лицами ГКУ МО "Мособллес" и старшим участковым лесничим Октябрьского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" проведен осмотр в 540 м от поселка Решоткино на земельном участке с координатами: 56,293598, 36,683372 в квартале 30 выдел 34 Октябрьского участкового лесничества, который в таксационном описании представлен как "свалка мусора", площадью 2,9 га, категория защитности: лесопарковые части зеленых зон, лесоустройство 1999 года. По материалам лесоустройства 1989 года указанный участок также числится как свалка мусора.
По данному факту Клинской городской прокуратурой 28 июня 2019 года вынесено представление N 7-302-2019 об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: консервации свалки отходов стекольной продукции и рекультивации земель лесного фонда.
Комитет является Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений (пункт 1 Положения о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N863/22).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, проверка осуществлена уполномоченными органами. Более того, представление Клинской городской прокуратурой от 28 июня 2019 года N 7-302-2019 об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: консервации свалки отходов стекольной продукции и рекультивации земель лесного фонда, не оспорено и в судебном порядке не признано незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно увеличил на 10 лет (до 2008 г.) период вывоза ответчиком промышленных отходов на спорный участок, не является основанием для отмены решения.
В решении установлено, что с 1965 года по 1998 год Термометровый завод использовал данный полигон для утилизации промышленных отходов на основании ежегодно выдаваемых органами государственной власти разрешений (абзац 8 страница 2). На листе 4 в абзаце 2 решения судом допущена опечатка, которая подлежит исправлению в соответствии со ст.179 АПК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 года по делу N А41-12452/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12452/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ОАО "ТЕРМОПРИБОР"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ