01 февраля 2024 г. |
ДелоN А83-25556/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Градовой О.Г., судей - Архипенко А.М., Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания: до перерыва - Голышкиной Ю.С., после перерыва - Волковой О.Л.,
с участием в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
представителя общества с ограниченной ответственностью "Бюро рекламы"-Грицышына Н.В.,
представителя Администрации города Феодосии Республики Крым-Жуковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро рекламы" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года по делу N А83-25556/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бюро рекламы"
к Администрации города Феодосии Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым",
Феодосийский Городской Совет Республики Крым,
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Феодосийский театр "Парадокс" муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым"
о признании незаконными решения, бездействия и об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бюро рекламы" подало в суд первой инстанции заявление (с учетом уточнения от 21.06.2023) о признании незаконным бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым по заявлению общества о реализации права выкупа арендуемого муниципального имущества - нежилых зданий: кинотеатра площадью 740,9кв.м., КН: 90:24:010103:318, гаража - 15,8кв.м., КН: 90:24:010103:357, сарая - 3,9кв.м., КН:90:24:010103:358, сарая - 9,9кв.м., КН:90:24:010103:359, сарая - 9,9кв.м., КН: 90:24:010103:361, расположенных по адресу: г. Феодосия, ул. Федько, д. 2.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что заявитель не подал в уполномоченный орган установленного образца заявления о реализации права выкупа арендуемого муниципального имущества, на поданное обществом обращение Администрация письмом N 2-47/28124 дала ответ, разъяснив порядок подачи заявления для получения муниципальной услуги о выкупе муниципального имущества, это письмо не является решением в понимании главы 24 АПК РФ; незаконного бездействия Администрацией не допущено.
ООО "Бюро рекламы" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, так как судебный акт принят с нарушением и при неправильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом), посредством использования системы веб-конференции, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Администрации против доводов апелляционной жалобы возражала. Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтверждённые совокупностью доказательств.
ООО "Бюро рекламы", как микропредприятие, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в периоды с 01.08.2016 по 10.08.2017 и с 10.08.2018 по настоящее время.
28.10.2021 ООО "Бюро рекламы" подало в Администрацию заявление от 27.10.2021 исх. N 27/3, в котором просило в порядке статьи 3 Закона N 159-ФЗ предоставить в собственность (заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа на 5 лет) занимаемые по договору аренды от 30.05.2007 N 02-29-1497 нежилые здания: кинотеатра площадью 740,9кв.м., КН:90:24:010103:318, гаража - 15,8кв.м., КН:90:24:010103:357, сарая - 3,9кв.м., КН: 90:24:010103:358, сарая - 9,9кв.м., КН: 90:24:010103:359, сарая - 9,9кв.м., КН: 90:24:010103:361, расположенные по адресу: г. Феодосия, ул. Федько, д. 2.
Это заявление оформлено по образцу - приложение N 3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги ""Приватизация муниципального имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", утверждённого постановлением Администрации города Феодосии N 2226 от 25.06.2019.
Администрация на это обращение письмом N 2-47/28124 от 26.11.2021 сообщила заявителю о необходимости подачи заявления в соответствии с вышеназванным Административным регламентом N 2226.
В подтверждение преимущественного права на выкуп без торгов муниципального имущества заявитель представил договор аренды от 30.05.2007 целостного имущественного комплекса - коммунального предприятия кинотеатр "Украина".
Но вступившим 29.07.2022 в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.05.2022 по делу N А83-7322/2020 расторгнут договор аренды от 30.05.2007 из-за существенного нарушения арендатором своих обязанностей по уплате арендной платы, на общество возложена обязанность возвратить Администрации предмет аренды. Этим судебным актом принят отказ Администрации от исковых требований о взыскании с общества задолженности по арендной плате по состоянию на 01.04.2020 в сумме 63.959,51 руб., так как в период рассмотрения дела ответчик добровольно удовлетворил требования истца, производство по делу в этой части требований прекращено.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в ред. от 08.06.2020) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данной нормой закона установлены условия для реализации названного преимущественного права. В частности, пункты 1 и 2 статьи 3 Закона N 159-ФЗ предусматривают, что право может быть реализовано при условии:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления.
Статьей 4 Закона N 159-ФЗ установлен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, включающий принятие уполномоченным органом решений об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, направление таким органом соответствующим субъектам малого и среднего предпринимательства копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекта договора купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Постановлением Администрации города Феодосии N 2226 от 25.06.2019 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги ""Приватизация муниципального имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", которым предусмотрено:
2.5.3 - для получения муниципальной услуги при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159- ФЗ предоставляется заявление, форма которого, указана в приложении 3 к настоящему Административному регламенту;
3.2.2.1 - по итогам рассмотрения заявления в тридцатидневный срок с даты получения заявления Департамент готовит заявителю уведомление, подписываемое Главой Администрации города Феодосии Республики Крым;
3.2.2.2 - в случае отсутствия оснований, указанных в п.2.7.1 настоящего Административного регламента, заявитель уведомляется о предоставлении ему преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и об осуществлении Департаментом предпродажной подготовки выкупаемого объекта;
3.2.2.3 - в случае выявления оснований, указанных в п.2.7.1 настоящего Административного преимущественного, заявитель уведомляется об отказе в предоставлении имущества с указанием причины отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дано разъяснение о том, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами); бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для принятия арбитражным судом решения о признании бездействия незаконным необходимо установление двух обстоятельств: 1) бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, 2) бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено, общество подало в Администрацию заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, но Администрация уклонилась от исполнения возложенной обязанности по рассмотрению этого заявления и направлению в 30-тидневный срок с даты получения заявления обществу уведомления о предоставлении преимущественного права и об осуществлении предпродажной подготовки выкупаемого объекта или уведомления об отказе в предоставлении имущества с указанием причины отказа.
Доводы Администрации о данном заявителю разъяснении (письмом N 2-47/28124/2 от 26.11.2021) не свидетельствуют об исполнении Администрацией возложенной на неё обязанности рассмотреть заявление и уведомить заявителя о принятом решении.
Выводы суда первой инстанции о подаче заявления не по образцу не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Таким образом, заявитель действовал правомерно, а Администрация допустила незаконное бездействие, нарушив требования Закона N 159-ФЗ и пунктов 3.2.2.1 и 3.2.2.2 Административного регламента, утверждённого постановлением Администрации города Феодосии N 2226 от 25.06.2019.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что заявитель не имеет права аренды муниципального имущества, которое просил выкупить, и по вступившему в законную силу решению суда обязан возвратить это имущество Администрации, суд апелляционной инстанции полагает, что для удовлетворения требований о признании бездействия незаконным отсутствует обязательный признак - нарушение прав заявителя. Связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришёл выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции с учётом приведённых выше оснований нет, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года по делу N А83-25556/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро рекламы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бюро рекламы" из федерального бюджета излишне уплаченную 11.12.2023 по платежному поручению N 105 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-25556/2021
Истец: ООО "БЮРО РЕКЛАМЫ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МБУК "Феодосийский театр "Парадокс" муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ФЕОДОСИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ, ФЕОДОСИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ