Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2021 г. N Ф06-2768/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А55-8658/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Государственной инспекции строительного надзора Самарской области и акционерного общества "Средневолжский станкостроительный завод" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 по делу N А55-8658/2020 (судья Коршикова О.В.), принятое по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Гранд ЛТД" (ОГРН 1036300662210, ИНН 6317041173), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента градостроительства г.о. Самара, Потопальского Ивана Александровича, АО "Средневолжский станкостроительный завод", Прокуратуры Ленинского района г.Самара, Прокуратуры Самарской области, о привлечении к административной ответственности,
с участием в судебном заседании:
от Государственной инспекции строительного надзора Самарской области - представителя Краснопевцевой Т.Н. (доверенность от 09.01.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "Гранд ЛТД" - представителя Рудова С.А. (доверенность от 14.02.2020),
от Департамента градостроительства г.о. Самара - представителя Воробьева И.Л. (доверенность от 31.12.2019),
от Потопальского Ивана Александровича - представителя Мичева С.С. (доверенность от 29.01.2020),
от акционерного общества "Средневолжский станкостроительный завод" - представителя Ефтимиади Г.И. (доверенность от 27.02.2020),
от Прокуратуры Самарской области - Цыгановой Е.А. (удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (далее - ГИСН Самарской области, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранд ЛТД" (далее - ООО "Гранд ЛТД", общество)" к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент градостроительства г.о.Самара, АО "Средневолжский станкостроительный завод", Потопальский Иван Александрович, прокуратура Ленинского района г.Самара прокуратуры Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 по делу N А55-8658/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГИСН Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности на 90 суток. Полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Указывает, что на момент выявления правонарушения ООО "Гранд ЛТД" велись работы по строительству объекта, а не его консервации, т.к. объем строительных работ не достиг отметки необходимой для начала консервации.
АО "Средневолжский станкостроительный завод" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 750000 руб. Полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Указывает, что судом первой инстанции в судебном акте не разрешен вопрос о наличии либо отсутствии события административного правонарушения. Суд первой инстанции не применил нормативный акт подлежащий применению.
Департамент градостроительства г.о.Самара в представленном письменном отзыве доводы апелляционных жалоб поддержал. Полагает судебный акт подлежащим отмене и удовлетворению заявление о привлечении к административной ответственности. Указывает, что решение о консервации объекта может принимать только застройщик, которым является Департамент. Однако, в адрес Департамента уведомление о начале строительных работ по возведению секции 3.2 не направлялось, в связи с чем у Департамента градостроительства г.о.Самара отсутствовали основания для принятия решения о консервации объекта и такое решение не принималось.
Прокуратура Самарской области в представленном письменном отзыве доводы апелляционных жалоб поддержала. Полагает судебный акт подлежащим отмене и удовлетворению заявление о привлечении к административной ответственности.
ООО "Гранд ЛТД" доводы апелляционных жалоб отклонило по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, отзывах на них и письменных возражениях, заслушав представителей сторон и третьих лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.03.2020 должностным лицом ГИСН Самарской области в ходе проведения надзорных мероприятий по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. М. Горького/Льва Толстого, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0502002:0022, было выявлено строительство секции 3.2 объекта капитального строительства: "Жилой дом (секции 3.1 и 3.2) со встроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой автомашин".
ООО "Гранд ЛТД" является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: "Жилой дом (секции 3.1 и 3.2) со встроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой автомашин", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Ленинский район, ул. Максима Горького/ул. Льва Толстого, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0502002:0022.
Строительство объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 20.08.2008 N RU63301000-107, выданного Главой городского округа Самара, сроком действия до 01.03.2020 (с учетом продления).
Должностным лицом ГИСН Самарской области установлено, что по состоянию на дату проверки 24.03.2020 на указанном выше объекте капитального строительства производились работы по возведению наружных ограждающих конструкций 3-го этажа из керамического кирпича, т.е. за пределами сроков. установленных в разрешении на строительство.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ГИСН Самарской области в отношении ООО "Гранд ЛТД" протокола об административном правонарушении N 01-05-13/100 от 27.03.2020 по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку срок действия разрешения на строительство истекал 01.03.2020 ООО "Гранд ЛТД" были предприняты меры по прекращению осуществления строительства и начале консервации объекта в соответствии с требованиями ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Суд первой инстанции также исходил из того, что инспекцией не представлено доказательств проведения строительных работ. Указал, что факт осуществления строительных работ в момент проверки не зафиксирован, в ходе проверки не производилась фотофиксация, не опрошены лица, осуществляющие строительные работы, не исследован вопрос какие именно работы производились на объекте капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении.
В соответствии с ч.1 ст.9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет применение административной ответственности.
Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных помещений.
В силу части 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Строительство объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 и 4 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. При осуществлении строительства объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать лицу, осуществляющему строительство по мимо прочего разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Таким образом, из положений вышеуказанных норм следует, что субъектом административного правонарушения, установленного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, может быть не только лицо, на котором лежит обязанность получить разрешение на строительство (застройщик), но также лицо, выполняющее функции технического заказчика строительства, и лицо, непосредственно осуществляющее строительство без разрешения на строительство (генподрядчик).
ООО "Гранд ЛТД" является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: "Жилой дом (секции 3.1 и 3.2) со встроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой автомашин", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Ленинский район, ул. Максима Горького/ул. Льва Толстого, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0502002:0022.
Строительство объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 20.08.2008 N RU63301000-107, выданного Главой городского округа Самара, сроком действия до 01.03.2020 (с учетом продления).
Застройщиком указанного объекта капитального строительства является Департамент градостроительства г.о.Самара.
В силу части 4 статьи 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Доводы ООО "Гранд ЛТД" о том, что после истечения срока действия разрешения на строительство (01.03.2020) общество выполняло только работы по консервации объекта капитального строительства, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации 30.09.2011 N 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила N 802), пунктом 2 которых предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства или в случае необходимости приостановления строительства объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем. Застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 802 застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство, а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство объекта подлежит государственному строительному надзору.
Согласно п.4.4 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781 (далее - "СП 48.13330.2011"), базовыми функциями застройщика являются принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию.
В силу п.6.15.1 "СП 48.13330.2011", при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 месяцев должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Департаментом градостроительства г.о. Самара, который является застройщиком секции 3.2, решение о консервации не принималось.
В соответствии с п.6.15.4 "СП 48.13330.2011" при необходимости проектировщик по договору с застройщиком (заказчиком) разрабатывает рабочую документацию и смету консервации объекта, а лицо, осуществляющее строительство, выполняет работы, предусмотренные этой рабочей документацией и сметами.
Согласно п.6.15.5 "СП 48.13330.2011" законсервированный объект и стройплощадка при осуществлении строительства на основании договора передаются по акту застройщику (техническому заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журналы работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует исключительная компетенция застройщика на принятие решений о консервации, определение объемов консервационных работ и порядка их осуществления.
Таким образом, ООО "Гранд-ЛТД" не имело каких-либо правовых оснований для принятия решения о консервации объекта и начала работ по консервации.
ГИСН Самарской области в протоколе об административном правонарушении N 01-05-13/100 от 27.03.2020 указало, что ООО "Гранд-ЛТД" 24.03.2020 на указанном выше объекте капитального строительства производились работы по возведению наружных ограждающих конструкций 3-го этажа из керамического кирпича.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, протокол об административном правонарушении N 01-05-13/100 от 27.03.2020 является самостоятельным доказательством совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции о том, что ГИСН Самарской области не производилась фотофиксация, не опрошены лица, осуществляющие строительные работы, не исследован вопрос какие именно работы производились на объекте капитального строительства, не основан на положениях ст.26.2 КоАП РФ, поскольку указанные доказательства - фотофиксация, опрос лиц, осуществляющих строительство (при их наличии) являются дополнительными доказательствами к иным допустимым доказательствам, каковым является протокол об административном правонарушении.
Кроме того, возбуждению дела об административном правонарушении, предшествовала проверка этого же объекта капитального строительства прокуратурой Самарской области. В соответствии с рапортом сотрудника прокуратуры от 23.03.2020 на момент проведения проверки 23.03.2020 на указанном объекте по секции 3.2 ведутся работы по возведению конструкций выше отметки 0 (монтируется опалубка перекрытия 2 этажа). На строительной площадке работают два башенных крана (т.1, л.д.60).
Указанный рапорт также является доказательством осуществления строительных работ и надлежащим доказательством в соответствии с ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Согласно Разделу 7 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции), утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 109/ГС, возведение каменных ограждающих конструкций (стен) является разновидностью общестроительных работ.
Таким образом, факт производства ООО "Гранд-ЛТД" общестроительных работ за пределами срока действия разрешения на строительство подтверждается протоколом об административном правонарушении, пояснениями представителя ГИСН Самарской области и представителя прокуратуры Самарской области.
Доводы ООО "Гранд-ЛТД" о том, что общество не несет ответственности за бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившееся в непродлении срока действия разрешения на строительство данного объекта и вынужденного принятия обществом самостоятельного решения о прекращении строительства и начала работ по консервации объекта, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В материалы дела представлен проект консервации от 2009 года, подготовленный ООО НТПЦ "Инженерное и материально-техническое обеспечение строительства" (ИМТОС), дополнения к проекту консервации объекта "Строящийся жилой дом по адресу: г. Самара, ул. М. Горького, 131, 2-ая очередь 3 секции (3.2 по генплану)" ООО ГЩЭИ "ИМТОС" от 18.09.2020.
Согласно пояснительной записке представленного проекта консервации: "Проектом предлагается проведение работ по консервации объекта после выполнения рекомендаций раздела технического отчета по результатам обследования крепления котлована в осях "-Б/30-33 для строящегося жилого дома по адресу г. Самара, ул. М. Горького, 131, 2-ая очередь 3 секции (3.2 по генплану). Согласно рекомендациям на момент консервации секции 3.2 жилого дома в полном объеме должна быть построена до относительной отметки 6600 (четыре этажа)".
Из указанных сведений следует, что консервация должна быть начата только при достижении строительства до отметки 6600 (четыре этажа).
ГИСН Самарской области указывает, что на момент надзорных мероприятий должностным лицом инспекции зафиксированы работы по возведению наружных ограждающих конструкций 3-го этажа жилого дома (секции 3.1 и 3.2), что и было отражено в протоколе.
Следовательно, на момент выявления правонарушения ООО "Гранд-ЛТД" велись работы по строительству данного объекта, а не его консервация, так как объем строительных работ не достиг отметки необходимой для ее начала.
Кроме того, в дополнениях к проекту консервации данного объекта, выданных техническим директором ООО ПЦЭИ "ИМТОС" Репетко В.В., содержаться требования о выполнении дополнительных строительно-монтажных работ необходимых для дальнейшей консервации.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, т.е. строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства объекта капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, имело место и материалами дела доказан факт его совершения ООО "Гранд-ЛТД", поскольку последним осуществлялись строительно-монтажные работы на указанном выше объекте за пределами срока действия разрешения на его строительство.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу ГИСН Самарской области и АО "Средневолжский станкостроительный завод", отменяет обжалуемое судебное решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о привлечении ООО "Гранд-ЛТД" к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленной ст.4.5 КоАП РФ, составляющий один год с момента выявления правонарушения, не истек.
Оснований для применения положения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Суд не связан с позициями административного органа и третьего лица, изложенными в апелляционных жалобах, касающейся конкретный меры ответственности, подлежащей применению в отношении общества.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не усматривается, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-8658/2020 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Гранд ЛТД", расположенное по адресу: 443099, Россия, Самарская область, г.Самара, ул.Молодогвардейская, д.88, ИНН: 6317041173, ОГРН: 1036300662210, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по реквизитам: Получатель: УФК по Самарской области (Государственная инспекция строительного надзора Самарской области); счет N 40101810822020012001; Банк получателя: Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (Отделение Самара); БИК 043601001; ИНН 6315700617; КПП 631501001; ОКТМО 36701325; КБК 728 116 010 920 100 05 140 с представлением доказательств уплаты штрафа арбитражному суду и заявителю в указанный выше срок.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8658/2020
Истец: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Ответчик: ООО "Гранд ЛТД"
Третье лицо: АО "Средневолжский станкостроительный завод", Департамент градостроительства г. о. Самара, ОАО "Средневолжский станкостроительный завод", Потопальский Иван Александрович, Прокуратура Ленинского района г. Самара, Прокуратура Самарской области