г. Самара |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А65-12825/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гефест" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2020 по делу N А65-12825/2020 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Гефест" (ОГРН 1021600812661, ИНН 1616009884), Высокогорский район, с.Высокая Гора к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508), г.Казань, об отмене постановления о назначении административного наказания от 28.05.2020 N 192 и прекращении производства по делу,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Гефест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - административный орган) от 28.05.2020 N 192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2020 по делу N А65-12825/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Административный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество пользуется недрами - осуществляет добычу подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на участке недр по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, н.п.Высокая Гора, ул.Б.Красная, д.1А, на основании лицензии от 05.08.2009 ТАТ N 01188 ВЭ (в редакции дополнений N 1) со сроком действия до 01.08.2024 (далее - лицензия) и прилагаемому к ней лицензионному соглашению.
Административный орган на основании поступившей из Отдела геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу информации установил, что обществом не представлен в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу согласно приказу Росстата от 07.07.2011 N 308 статистический отчет по форме 4-ЛС за 2019 год в срок до 20.01.2020, что явилось нарушением требований п.3.3.19 лицензионного соглашения к лицензии ТАТ N 01188 ВЭ, статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Усмотрев в действиях общества признаки, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, должностным лицом административного органа 18.05.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 8f27b7.
Постановлением о назначении административного наказания от 28.05.2020 N 192 за совершение указанного административного правонарушения общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 руб.
С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, урегулированы положениями Закона о недрах.
На основании части 7 статьи 9 названного Закона права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации полученных лицензий на право пользования недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользователь недр также обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения (пункт 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Суд первой инстанции установил, что общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии серии ТАТ N 01188 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод с целью хозяйственно-бытового и производственного водоснабжения. Неотъемлемой частью указанной лицензии является лицензионное условие недропользования с целью добычи подземных вод ОАО "Гефест" (приложение 1 к лицензии). Отделом геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 30.07.2014 зарегистрировано дополнение N 1 к лицензии на право пользования недрами ТАТ N 01188 ВЭ (приложение N 5 к лицензии).
Согласно пункту 3.3.1 лицензионных условий владелец лицензии обязан соблюдать требования Закона о недрах, установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды.
Согласно пункту 3.3.19 лицензионных условий (в редакции дополнения N 1 от 30.07.2014 к лицензии) установлено, что владелец лицензии обязан ежегодно в срок до 20 января представлять в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу отчет по форме 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод", утвержденный Федеральной службой государственной статистики от 07.07.2011 N 308.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.07.2011 N 308 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод". Сведения по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС (далее -Сведения, форма 4-ЛС) предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) питьевых и технических подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр. Сведения предоставляются по каждому участку недр, указанному в лицензии и лицензионном соглашении. Юридические лица предоставляют указанную форму федерального статистического наблюдения по месту их нахождения. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма 4-ЛС предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности. Форма 4-ЛС предоставляется в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
Представление указанных сведений обязательно в силу лицензионного соглашения. Обязанность представлять указанную отчетность возникла в связи с получением лицензии.
Материалами дела подтверждается, что общество в нарушение пунктов 3.3.1, 3.3.19 лицензионных условий форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2019 год в срок до 20 января 2020 года представлена не была.
Совершение обществом правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 18.05.2020 N 8f27b7, полученной из Отдела геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу информацией.
Таким образом, административным органом представлены достаточные доказательства нарушения обществом лицензионного соглашения.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Наложение на общество штрафа в сумме 300000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не извещалось о рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованный и противоречащий материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неправильной квалификации совершенного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года по делу N А65-12825/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12825/2020
Истец: ОАО "Гефест", Высокогорский район, с.Высокая Гора
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд