г. Вологда |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А13-4305/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 августа 2020 года по делу N А13-4305/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красная" (ОГРН 1153528001747, ИНН: 3528225174, адрес: Вологодская область, город Череповец, улица Красная, дом 3б; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к мэрии города Череповца (ОГРН 1023501268053; ИНН 3528009720; адрес: Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 2; далее - мэрия) о признании незаконным предписания от 25.02.2020 N 130-220-р-2020/П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лаптухова Ирина Владимировна.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены, на мэрию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с мэрии в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Мэрия с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что действующим жилищным законодательством закреплен единственный способ изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения - путем принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Указывает на несогласованность условия о возможности повышения платы с учетом коэффициента инфляции.
Общество отзыв на жалобу не представило, в ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя поддержало ранее заявленную позицию.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, должностным лицом мэрии на основании распоряжения от 17.02.2020 N 220-р в рамках лицензионного контроля в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обществом порядка расчета платы за содержание жилых помещений многоквартирного жилого дома N 21 по улице Архангельской в городе Череповце (далее - МКД).
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2020 N 130-220-р-2020/А, согласно которому, в ходе проверки мэрией выявлено, что общество в платежных документах за декабрь 2019 года, (после исключения стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) определило плату за содержание жилого помещения многоквартирного дома исходя из уменьшенного тарифа в размере 13 руб. 17 коп. за 1 кв.м. Исключение из тарифа стоимости услуг по обращению с ТКО произведено в полном объеме. В платежном документе за январь 2020 года плата за содержание и ремонт жилого помещения обществом установлена в размере 13 руб. 74 коп. за 1 кв.м, чем нарушены требования части 7 статьи 156, частей 1, 2, 3, 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В связи с изложенным мэрией выдано предписание от 25.02.2020 N 130-220-р-2020/П, которым обществу вменено в обязанность в срок не позднее 10.04.2020 привести порядок расчета платы за содержание и ремонт в МКД с января 2020 года в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ, обеспечить порядок расчета платы за содержание и ремонт в МКД в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Не согласившись с предписанием мэрии, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании положений подпункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статей 20, 192 ЖК РФ, статьи 2 Закона Вологодской области от 15.12.2017 N 4260-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю", пунктов 2.7, 3.5 Положения о контрольно-правовом управлении мэрии города Череповца, утвержденного постановлением мэрии г. Череповца от 07.09.2012 N 4734, пункта 2 решения Череповецкой городской Думы от 26.02.2013 N 9, суд первой инстанции верно заключил, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом мэрии в пределах предоставленных полномочий.
Одновременно в обжалуемом решении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мэрией не доказано наличие оснований для выдачи предписания и его соответствие действующему законодательству.
Так, согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ. плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае собственниками помещений в многоквартирном доме 16.12.2015 принято решение о заключении с 01.01.2016 с обществом (прежнее наименование - ООО "УК Служба Заказчика") договора управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений отражен в приложении N 1 к договору управления.
Пунктом 4.2 договора управления предусмотрено, что плата за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора ежегодно устанавливается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с перечнем, составом и периодичностью работ (услуг), указанным в приложении 1 и обеспечивающем комфортные и безопасные условия для проживания граждан. В случае, если собственники помещений не проведут собрание или не примут решение об утверждении размера платы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на следующий период действия договора, управляющая компания вправе увеличить размер платы на содержание и ремонт общего имущества на коэффициент инфляции предыдущего периода (года), при этом перечень утвержденных услуг не меняется. Действующий размер платы подлежит индексации на коэффициент инфляции один раз в год.
Доведение названных тарифов (их изменение) до собственников помещений осуществляется в уведомительном порядке.
Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение, предоставляющее обществу право индексации размера платы за жилищные услуги не чаще одного раза в год в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решением общего собрания собственников.
Условия договора управления недействительными в установленном законом порядке не признаны.
Ничтожность договора не установлена. Вопреки доводам подателя жалобы, положения пункта 4.13 договора управления не опровергают правомочий управляющей компании, предусмотренных пунктом 4.2 договора.
Мэрий установлено и подтверждается материалами дела, что на основании части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обществом уменьшена установленная решением общего собрания плата за содержания и ремонт с 15.02 руб. за 1 кв.м до 13 руб. 17 коп. за 1 кв.м (платежный документ за декабрь 2019.
Согласно платежному документу за январь 2020 плата за содержание и ремонт общего имущества установлена в размере 13 руб. 74 коп. с 1 кв.м. с применением коэффициента инфляции 4,3 % (индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги представлен в регламентных таблицах, размещен в разделе "Цены" официального Интернет-портала Росстата - 104,26 %).
Из содержания платежного документа за декабрь 2019 года следует уведомление собственников о повышении тарифа на уровень инфляции.
В связи с этим суд первой инстанции, исходя из приведенных положений жилищного законодательства, а также установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что отношения между собственниками помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за жилищные услуги регулируются договором управления многоквартирным домом, пришел к выводу об отсутствии у мэрии правовых оснований для возложения на общество обязанности произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677.
Таким образом, требования общества правомерно удовлетворены судом.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 августа 2020 года по делу N А13-4305/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4305/2020
Истец: ООО "Красная"
Ответчик: Контрольно-правовое управлеие отдела муниципального жилищного контроля мэрии г.Череповца
Третье лицо: Лаптухова Ирина Владимировна, Мэрия города Череповца