Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф08-1969/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А61-2206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Старковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.10.2020 по делу N А61-2206/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Калаговой Алины Ахсарбековны (ОГРНИП 314151425800030, ИНН 151504363063) к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328) об оспаривании постановления от 08.07.2020 по делу N7-19.7.1/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Калаговой Алины Ахсарбековны - Сугаровой Б.Т. (по доверенности от 26.05.2019), в отсутствие иных лиц,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калагова Алина Ахсарбековна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (далее - служба по тарифам) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2020 N 7-19.7.1/2020 о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением от 09.10.2020 требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях предпринимателя события вменяемого правонарушения.
В апелляционной жалобе служба по тарифам просила решение отменить, сослалась на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование фактических обстоятельств дела.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, служба по тарифам в адрес предпринимателя направила запрос от 20.05.2020 N 50 о предоставлении следующей документации за период с 01.01.2020 по день выдачи запроса: счетов-фактур, протоколов согласования цен на поставку лекарственных средств, товарных накладных, товарно-сопроводительной документации, счетов.
Основанием для направления запроса послужило заявление о завышении цен на лекарственные препараты в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Владикавказ, пр-т Коста, д. 23.
В ответе на запрос предприниматель указала, что в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) служба по тарифам не представила предпринимателю распоряжение или приказ о проведении в отношении нее проверки.
Служба по тарифам, полагая, что компания не исполнила требования по представлению запрашиваемой документации, начальником отдела регулирования, контроля и аудита службы по тарифам составлена служебная записка.
03 июня 2020 года предпринимателю было направлено уведомление N 544 о составлении 25.06.2020 в 11 часов 00 минут в отношении нее протокола об административном правонарушении, которое получено предпринимателем 08.06.2020, что свидетельствует о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени совершения в отношении него процессуальных действий.
25 июня 2020 года в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 7-19.7.1/2020, в отсутствие последней и ее представителя, который направлен почтовой связью и получен предпринимателем 03.07.2020.
08 июля 2020 года должностным лицом службы по тарифам, в отношении компании принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно следует признать факт того, что исходя из положений части 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.1. КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо, что отражено в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу, также должно быть подтверждено допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10. КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2. КоАП РФ). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
То есть, при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Отсутствие в протоколе и постановлении указанных выше сведений не может быть восполнено в ходе судебной проверки оспариваемого постановления административного органа, поскольку при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере порядка управления.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении или несвоевременном представлении соответствующих сведений в компетентный орган.
В силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1 КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 60 Закона N 61-ФЗ государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в том числе, посредством утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов (далее - Методика), на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), а также установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Приказом ФСТ России от 11.12.2009 года N 442-а утверждена Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - Методика).
Пунктами 2.2, 2.3 Методики установлено, что определение размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС производится на основании расчетных материалов, представленных оптовыми организациями и аптечными учреждениями, осуществляющими реализацию ЖНВЛС на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5 Методики по результатам анализа влияния установленных размеров надбавок на финансово-экономическое состояние оптовых организаций и аптечных учреждений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об изменении действующих размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок или об их сохранении, если проведенный анализ показал, что доходы, полученные от применения установленных надбавок, обеспечили организациям возмещение издержек обращения и получение прибыли. При пересмотре размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС организации, на базе которых осуществлялся расчет надбавок, в двухмесячный срок представляют необходимые расчетные материалы в соответствии с пунктом 3.1 настоящей Методики (пункт 3.6).
Таким образом, служба по тарифам в целях реализации возложенных на нее задач, вправе в установленном порядке запрашивать и получать от субъектов регулирования и иных организаций документы и иные обосновывающие материалы по вопросам государственного регулирования тарифов (цен) и контроля за деятельностью субъектов регулирования.
Так, службой по тарифам в адрес предпринимателя был направлен соответствующий запрос, согласно которому предприниматель до 29.05.2020 должна была представить истребуемую документацию.
Как установлено судом первой инстанции, из запроса не следует, что документы были запрошены службой по тарифам, запрос свидетельствует лишь о необходимости предоставлении документов и сведений в отношении всех реализуемых предпринимателем лекарственных препаратов.
Судом принято во внимание, что заявление, на основании которого служба по тарифам запросила информацию, не содержит лекарственные препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП, поэтому государственное регулирование цен на них не распространяется.
Однако службой по тарифам в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении отражено о непредставлении предпринимателем документов по ЖНВЛП.
Непредставление документов в отношении всех реализуемых лекарственных препаратах, как следует из запроса, само по себе не может быть квалифицировано по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности доводов предпринимателя о том, что служба по тарифам не вправе была запрашивать документацию в отношении всех реализуемых лекарственных препаратах, а из контекста запроса не следовало о том, что запрашиваемая документация относится к ЖНВЛП.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствие в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса служба по тарифам (орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.10.2020 по делу N А61-2206/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2206/2020
Истец: Калагова Алина Ахсарбековна
Ответчик: Региональная служба по тарифам РСО - Алания
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4190/20
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1969/2021
21.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4190/20
09.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2206/20