г. Киров |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А29-4876/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу N А29-4876/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Авангард" (ОГРН 1171101006900; ИНН 1103044869)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1131103000214; ИНН 1103007560),
муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1021100807716; ИНН 1103023523),
муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа Воркута (ОГРН 1091103000010; ИНН 1103043696)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "УК Авангард" Кондрахин Александр Валерьевич,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Авангард" (далее - истец, ООО "УК Авангард", Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, КУМИ администрации МО ГО "Воркута", Комитет) о взыскании 69 208 рублей 15 копеек задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г.Воркута, ул. Гоголя, д.14, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечено муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация) и в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 заявленная истцом сумма исковых требований взыскана с Комитета.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В жалобе Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, несет расходы только в отношении жилых помещений до их заселения. Ответчик считает неправомерной ссылку суда на утвержденную постановлением Администрации от 18.02.2015 N 253 муниципальную программу МОГО "Воркута" "Муниципальное управление", поскольку в указанной программе не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением от 26.11.2020 судебное разбирательство по делу на основании части 5 статьи 158 АПК РФ было отложено на 10 час. 40 мин. 24.12.2020; с учетом разъяснений пункта 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "УК Авангард" Кондрахин Александр Валерьевич.
Истец и иные лица, участвующие в деле, письменные позиции по апелляционной жалобе не представили.
Стороны и третье лицо (надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания) явку своих представителей в судебное заседание после отложения не обеспечили (до отложения судебного разбирательства Комитет ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя). В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 со стороны собственника нежилого помещения - МО ГО "Воркута" оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги по договору управления от 01.01.2018 N Гор-2018/А/138. Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 37, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд первой инстанции взыскал задолженность в заявленном Обществом размере с КУМИ МО ГО "Воркута".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Авангард" в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гоголя, д.14.
Согласно выписке из реестра объектов недвижимого имущества МО ГО "Воркута" по указанному адресу находится принадлежащее муниципалитету на праве собственности нежилое встроенное помещение общей площадью 934 кв. м (л.д.88-93).
Истец произвел расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности пропорционально площади 185, 6 кв. м за период с 01.07.2019 по 11.09.2019, а также пропорционально площади 628,10 кв. м. за период с 12.09.2019 по 31.12.2019 (л.д.9). При расчете долга Общество исключило площадь помещений, занимаемых иными хозяйствующими субъектами, в связи с заключением с ними прямых договоров на содержание и текущий ремонт. Правильность расчета долга и его наличие судом проверены, ответчиком по существу не оспариваются, возражений в жалобе не заявлено.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу. Рассматривая доводы заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Положения органы администрации МО ГО "Воркута" осуществляют функции администрации МО ГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516 в Положение N 270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций администрации МО ГО "Воркута" в отношении муниципального имущества.
Так, пункт 3 статьи 6 Положения N 270 дополнен подпунктами 13 и 14, в соответствии с которыми Комитет оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда, а также до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 26.04.2013 N 255 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного Положения собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
Бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального образования несут в отношении не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отраслевой орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (подпункт 4 пункта 8.1 Положения N 255).
В силу подпункта 9 пункта 6.1 Положения N 255 Комитет выступает в качестве истца и выступает в судах от имени муниципального образования по делам о защите имущественных и законных интересов муниципального образования в отношении имущества казны.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута".
Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также рационального использования имущества МО ГО "Воркута".
В свою очередь, Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270). При этом до внесения соответствующих изменений в Положение N 270 на Управление были возложены функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636 (далее - Положение N636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение N 636 отменено решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469, которым утверждено новое Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит.
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 18.02.2015 N 253 утверждена муниципальная программа МО ГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута" (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута", обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО "Воркута".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд МО ГО "Воркута". При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в приложении N 2 утверждена ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута". Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по указанной подпрограмме. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, необходимо признать, что с внесением обозначенных изменений, а также с учетом изложенного выше порядка финансирования полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения указанных затрат.
В связи с изложенным достаточных правовых и фактических оснований для освобождения Комитета от несения спорных расходов апелляционный суд не имеет. Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о несогласии с выводами суда, подателем жалобы не приведено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу N А29-4876/2020 является законным, в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу N А29-4876/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4876/2020
Истец: ООО "Ук Авангард"
Ответчик: Администрация МОГО "Воркута", МО ГО Воркута в лице Комита по управлению муниципальным имуществом МО ГО Воркута, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа Воркута
Третье лицо: В/у Кондрахин Александр Валерьевич, ФГБУ Филиал ФКП Росреестр по РК