г. Пермь |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А60-40735/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Акционерного общества "Облкоммунэнерго",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 16 октября 2020 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-40735/2020
по заявлению Акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 006/04/9.21-2925/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 29.07.2020
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Урал-Фобос",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - АО "Облкоммунэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-2925/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 29.07.2020.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года (резолютивная часть от 13 октября 2020 года) заявленные требования удовлетворены, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 006/04/9.21-2925/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 29.07.2020 признано незаконным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель по делу, АО "Облкоммунэнерго" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части вывод суда о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21.КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, подтверждающим наличие надлежащего опосредованного присоединения объекта Самарского А.В. через сети иного владельца сети ООО "Урал-Фобос". Отмечает, что в случае перераспределения мощности абонента в пользу субабонента договор технологического присоединения АТП и АРБП между сетевой организацией и субабонентом не оформляется. Заявитель жалобы считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода об отсутствии у объекта Самарского А.В. технологического присоединения к электрическим сетям при наличии в материалах дела документов, оформленных в процессе опосредованного технологического присоединения (технические условия, соглашение о перераспределении мощности, письмо ООО "Урал-Фобос" N 7 от 03.02.2020 г., акт проверки прибора учета от 01.10.2020). Указывает, что вопреки выводу суда первой инстанции о наличии временного подключения к электрическим сетям, сетевая организация не давала согласие на временное присоединение электроустановок Самарского А.В. к трансформаторной подстанции ООО "Урал-Фобос", фактически было дано согласие на опосредованное технологические присоединение, которое носит постоянный характер. Поскольку энергопринимающие устройства объекта были присоединены к электросетевым объектам ООО "Урал-Фобос" и имели постоянную схему энергоснабжения, что подтверждается Соглашением о перераспределении мощности, соответственно, последующий перевод на временную схему энергоснабжения, является нарушением норм действующего законодательства. Ссылается на то, что в силу пункта 40 (5) Правил, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
Заинтересованное лицо, по доводам, изложенным в письменном отзыве, отклонило апелляционную жалобу заявителя, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Как следует из материалов дела, Свердловским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-2925/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) от 29.07.2020, которым АО "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) АО "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения, вместе с тем признал рассматриваемое правонарушение малозначительным и ограничился устным замечанием.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель по делу, АО "Облкоммунэнерго" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части вывод суда о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21.КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Правила N 861 определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.10.2017 N 114-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях", АО "Облкоммунэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу пункта 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон; сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 14 Правил N 861);
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил N 861. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (п. 8 Правил N 861).
Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в п.п. 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861. При отсутствии сведений и документов, указанных в п.п. 9, 10 и 12 - 14,Правил N 861, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заложенный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (п. 15 Правил N 861).
Как следует из материалов дела, Самарский А.В. направил в адрес АО "Облкоммунэнерго" заявку на осуществление договора на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого здания, расположенного - по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Трикотажников, стр. 7 "В", принадлежащего Самарскому А.В. на праве общедолевой собственности.
Данная заявка зарегистрирована АО "Облкоммунэнерго" 18.05.2020 (вх. N 1317-2020-43-2).
В ответ на заявку (вх. N 1317-2020-43-2 от 18.05.2020) АО "Облкоммунэнерго" направило Самарскому А.В. письмо от 27.05.2020, согласно которому нежилое здание, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Трикотажников, стр. 7 "Б", имеет технологическое присоединение к электрическим сетям и запитано от ТП ООО "УРАЛ-ФОБОС" (ИНН: 6623006026).
При этом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ранее ООО "УРАЛ-ФОБОС" направило Самарскому А.В. письмо (исх. N 07 от 03.02.2020), в котором сообщило, что "договоренности о временном подключении к электрическим сетям на период строительства наземного гаража между ООО "УРАЛ-ФОБОС" и Самарским А.В. считаю исполненными", в связи с чем необходимо заключить договор на технологическое присоединение с АО "Облкоммунэнерго".
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что объект, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Трикотажников, стр. 7 "Б", не имеет в установленном законом порядке технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в понимании Правил N 861, что в том числе подтверждается отсутствием заключенного договора на осуществление технологического присоединения между заявителем и сетевой организацией и технических условий как неотъемлемого приложения к договору, акта разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), подписанного заявителем и сетевой организацией, акта разграничения эксплуатационной ответственности, подписанного заявителем и сетевой организацией, акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1 к Правилам N 861.
Вопреки позиции заявителя жалобы, судом первой инстанции правомерно отмечено, что согласно пункту 19 Правил N 861 стороны (сетевая организация и заявитель) составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам N 861, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт согласования технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 14(2) Правил N 861. Таким образом, фактическое технологического присоединение к электрическим сетям должно быть подтверждено документами, поименованными в пункте 19 Правил N 861 и пункте 2 Правил недискриминационного доступа.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителя возложена именно на сетевую организацию, кроме того осуществление технологического присоединения заявителей является неотъемлемой частью основной деятельности сетевой организации, а именно: оказание услуг по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, антимонопольным органом правильно установлено, что АО "Облкоммунэнерго", в нарушение пункта 6 Правил N 861, не исполнило обязанность по заключению договора о технологическом присоединении в установленные сроки, а также в нарушение пункта 15 Правил N 861, не направило заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия, как неотъемлемые приложения к договору, в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.
Установив и проанализировав указанные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не учел наличие надлежащего опосредованного присоединения объекта Самарского А.В. через сети иного владельца сети ООО "Урал-Фобос", а также что поскольку энергопринимающие устройства объекта были присоединены к электросетевым объектам ООО "Урал-Фобос" и имели постоянную схему энергоснабжения, что подтверждается Соглашением о перераспределении мощности, соответственно, последующий перевод на временную схему энергоснабжения, является нарушением норм действующего законодательства, подлежит отклонению, поскольку как указывалось ранее, Самарским А.В. направлена заявка на заключение договора на технологическое присоединение объекта именно в адрес АО "Облкоммунэнерго". В то время, как указывалось ранее, ООО "УРАЛ-ФОБОС" направило Самарскому А.В. письмо, в котором сообщило, что "договоренности о временном подключении к электрическим сетям на период строительства наземного гаража между ООО "УРАЛ-ФОБОС" и Самарским А.В. считаю исполненными", в связи с чем необходимо заключить договор на технологическое присоединение с АО "Облкоммунэнерго".
Поскольку заключение договора согласно пункту 7 Правил N 861 является обязательной процедурой технологического присоединения, но проект договора обществом в адрес Самарского А.В. не направлен, договор не заключен, то суд пришел к верному выводу о нарушении обществом требований Правил технологического присоединения.
При этом, ссылка заявителя жалобы на наличие в материалах дела документов, оформленных в процессе опосредованного технологического присоединения (технические условия, соглашение о перераспределении мощности, письмо ООО "Урал-Фобос" N 7 от 03.02.2020 г., акт проверки прибора учета от 01.10.2020), подлежит отклонению, поскольку заявителю вменяется, в том числе отсутствие заключенного договора о технологическом присоединении в установленные сроки, не направление заполненного и подписанного проекта такого договора.
Довод о том, что в случае перераспределения мощности абонента в пользу субабонента договор технологического присоединения АТП и АРБП между сетевой организацией и субабонентом не оформляется, подлежит отклонению, поскольку опровергается положениями пункта 2 Правил N 861 и действиями самого общества по удовлетворению заявки потерпевшего от 11.06.2020, путем направления в его адрес договора на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Однако, в нарушение установленных Правил, заявка Самарского А.В. от 18.05.2020 года обществом оставлена без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года (резолютивная часть от 13 октября 2020 года) по делу N А60-40735/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40735/2020
Истец: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Урал-Фобос", Самарский А. В.