г. Тула |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А09-9788/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2020 по делу N А09-9788/2019 (судья Земченкова Г.В.), принятое по исковому заявлению регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (г. Брянск, ИНН 3257008078, ОГРН 1133256012394) к комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250070937, ОГРН 1063250040347) о взыскании 43 207 руб. 15 коп.,
УСТАНОВИЛ:
региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее - региональный фонд капитального ремонта МКД Брянской области, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации (далее - КДМИС БГА, ответчик) о взыскании 43 207 руб. 15 коп., в том числе 35 342 руб. 76 коп. задолженности по взносам за капитальный ремонт, 7 864 руб. 39 коп. пени (с учетом принятых в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2020 с КДМИС БГА в пользу регионального фонда капитального ремонта МКД Брянской области взыскано 3 705 руб. 65 коп., в том числе 3 090 руб. 76 коп. долга, 614 руб. 89 коп. пени, а также 172 руб. расходов по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано.
Региональный фонд капитального ремонта МКД Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2020 по делу N А09-9788/2019, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении части иска, необоснованно применил к заявленным требованиям исковую давность.
Заявитель жалобы полагает, что срок исковой давности необходимо исчислять с 2019 года, поскольку ответчик своевременно не уведомил истца о принадлежности ему на праве оперативного управления спорных помещений, не исполнял своей обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения, расположенные в по адресу: г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 79, пом. I (с 27.02.2014); ул. Октябрьская, д. 103, пом. IV (с 05.05.2014); площадь Партизан, д. 2 (с 05.05.2014).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Спорные нежилые помещения площадью 490, 40 кв.м, находятся в собственности муниципального образования город Брянск и в оперативном управлении ответчика - комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации.
Положениями статьи 215 ГК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Поскольку право оперативного управления на спорные нежилые помещения возникло у КДМИС БГА до 01.09.2014, комитет является надлежащим ответчиком по настоящим исковым требованиям.
В соответствии частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Способы формирования фонда капитального ремонта урегулированы положениями статьи 170 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Брянской области от 11.06.2013 N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области" установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области от 29.07.2013 N 14 создана некоммерческая организация - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (Региональный оператор).
Постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области" (2014 - 2043 годы)"; данное постановление опубликовано 31.12.2013 в Информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 38/2.
Спорные многоквартирные дома, перечисленные в Реестре муниципального жилого (нежилого) фонда, были включены в Региональную программу проведения капитального ремонта.
Таким образом, в спорный период у собственников (законных владельцев) помещений в указанном многоквартирном доме возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт спорного многоквартирного дома за период с 01.09.2014 по 30.06.2016, за май 2017 года.
Из материалов дела установлено, что ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по предъявленным истцом требованиям.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования (пункт 2).
На основании статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 41 Постановления Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017, срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Согласно статье 6 Закона Брянской области от 11.06.2013 N 40-З, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок, установленный для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, срок исполнения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за июнь 2015 года (окончание спорного периода) - 25.07.2018, за июнь 2016 (окончание спорного периода) - 25.07.2016, за май 2017 - 26.06.2017.
Исковое заявление о взыскании с ответчика задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества поступило в Арбитражный суд Брянской области 19.09.2019.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
С 01.06.2016 согласно части 5 статьи 6 АПК РФ спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, возникающего из гражданских правоотношений, а его несоблюдение является основанием для возвращения искового заявления (пункт 5 части 1 статьи 129 АПК РФ).
Период соблюдения обязательного претензионного порядка не включается в срок исковой давности. Течение срока на это время приостанавливается.
Истец в претензионном письме исх. N 7299 от 06.02.2019 уведомил ответчика о необходимости оплатить долг по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.12.2018. Претензия направлена ответчику по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ 09.02.2019. Ответчик в добровольном порядке требования, изложенные в претензии, не исполнил.
Обстоятельств, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности или свидетельствующих о приостановлении срока исковой давности (статьи 202, 203 ГК РФ) по требованию о взыскании задолженности по уплате взносов за период с 01.09.2014 по 30.06.2016, не установлено и истцом не указывалось.
Поскольку с иском истец обратился 19.09.2019, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за период с 01.09.2014 по 30.06.2016 года включительно (3 года с момента возникновения права требования плюс один месяц на претензионный порядок).
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы истца о том, что им не пропущен срок исковой давности, поскольку он узнал о том, что спорные помещения находятся в оперативном управлении ответчика только 2019 году.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается не только со дня, когда лицо узнало, но и со дня когда должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Истец как организация созданная для целей сбора взносов на капитальный ремонт должен контролировать своевременность уплаты вносов на капитальный ремонт, в связи с чем с первой даты неуплаты взносов на капитальный ремонт в 2014 году, истец обязан был установить собственника спорных помещений и предъявить ему требования о выполнении обязательств по уплате взносов. Таким образом, истец должен был узнать о надлежащем ответчике в 2014 году
Срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за май 2017 года истцом не пропущен.
Согласно расчету, произведенному судом первой инстанции, общая сумма задолженности ответчика по уплате взносов за период май 2017 составляет 3 090 руб. 76 коп.
Нарушение ответчиком сроков оплаты взносов на капитальный ремонт послужило основанием для обращения истца с требованием о взыскании неустойки в размере 7 864 руб. 39 коп., в том числе:
- 4056 руб. 24 коп. неустойки за период с 26.08.2015 по 10.02.2020, начисленной вследствие нарушения сроков оплаты взносов на капитальный ремонт помещения по ул. Октябрьской, д. 103, пом. IV за период с 01.10.2014 по май 2017 года;
- 1983 руб. 36 коп. неустойки за период с 26.08.2015 по 10.02.2020, начисленной вследствие нарушения сроков оплаты взносов на капитальный ремонт помещения по ул. Октябрьской, д. 79, пом. I за период с 01.10.2014 по май 2017 года;
- 1824 руб. 79 коп. неустойки за период с 26.07.2016 по 10.02.2020, начисленной вследствие нарушения сроков оплаты взносов на капитальный ремонт помещения по площади Партизан, д. 2 за период с 01.11.2014 по май 2017 года.
В соответствии с п.1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям, в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Поскольку с настоящим иском истец обратился в арбитражный суд 19.09.2019, претензия направлена ответчику 09.02.2019, срок исковой давности по требованию о взыскании 7 864 руб. 39 коп. неустойки пропущен в части взыскания 7 249 руб. 50 коп.
По требованию о взыскании 614 руб. 89 коп. неустойки за период с 26.08.2016 по 10.02.2020 исковая давность не пропущена.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика неустойки в сумме 614 руб. 89 коп.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2020 по делу N А09-9788/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9788/2019
Истец: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области
Ответчик: Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации