город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2020 г. |
дело N А32-42891/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2020 по делу N А32-42891/2019
по заявлению акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения территориального управления N 09/12815 от 19.07.2019, выразившееся в отказе в заключении соглашения об установлении сервитута на учетные части с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м; обязании территориального управления в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда заключить с обществом соглашение об установлении сервитута на учетные части с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м, подписанное уполномоченным органом соглашение направить в адрес заявителя в трех экземплярах.
Заявленные требования мотивированы тем, что в целях обеспечения доступа (подъезда) к объектам недвижимого имущества общества (КРУЭ-220 кВ и склад масла), расположенным на земельном участке 23:49:0301004:7, а также использования самого земельного участка, необходимо установление сервитута на земельный участок 23:49:0301004:1618, собственником которого является Российская Федерация.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2020 заявленные требования удовлетворены, с управления в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, 178 000 рублей расходов по оплате судебной экспертизы.
Решение мотивировано тем, что, исходя из заключения судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителю в целях реализации своего права пользования объектами недвижимости необходимо установить сервитут в части земельных участков 23:49:0301004:1618/10 и 23:49:0301004:1618/11. Указанный вариант обеспечивает как проход, так и проезд к объектам недвижимости - КРУЭ-220 кВ и складу масла, принадлежащим обществу на праве собственности.
Отказ территориального управления N 09/12815 от 19.07.2019 в заключении соглашения об установлении сервитута на учетные части с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества в пользовании, принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
Надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя, учитывающим баланс гражданских прав и обязанностей сторон, будет являться возложение на территориальное управление в течение месяца со дня вступления в силу данного решения заключить с обществом соглашение об установлении сервитута.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что наличие иного доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 подтверждается выводами судебной экспертизы, а именно: проход к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 на территорию площадки, на которой расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ220 кВ и склад масла, помимо территории учетных частей с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м, имеется. Такой проход открыт для постоянного использования, выходит на земли общего пользования (земельные участки общего пользования) и примыкает к автодороге, проезжей части и тротуарам.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Межрегионального территориального управления, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16.08.2019, ОАО "Интер РАО-Электрогенерация" является собственником нежилых зданий с кадастровым номером 23:49:0301004:2098 (КРУЭ-220 кВ нежилое - производственное здание) и 23:49:0308002:4069 (склад масла), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Транспортная, д. 133.
Заявитель указывает, что данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301004:7. На данный земельный участок зарегистрировано право аренды общества.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:1618, площадью 5 605 кв. м. расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Нижнее-Сочинское лесничество, категория земель - "земли особо охранных территорий и объектов", вид разрешенного использования - "для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма" зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно заключению о возможности доступа к земельному участку 23:49:0301004:7, выполненному ООО "ГражанПромСтрой" по заказу истца, доступ к объектам КРУЭ-220 кВ, площадью 915,6 кв. м, складу масла, площадью 73,8 кв. м. возможен только при условии установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:45 (являющегося предыдущим кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618) (т.д. 1, л.д. 70-87).
В письме от 20.07.2018 ООО "ГражанПромСтрой" указало, что геодезические работы по определению местоположения границ частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 для установления сервитута проводились исходя из их фактического местоположения, по существующей подъездной дороге (т.д. 1, л.д. 88).
В письме от 25.12.2018 территориальное управление, рассмотрев заявление общества по вопросу согласования доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 путем заключения соглашения об установлении сервитута на части площадью 261 кв. м и 655 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 сроком до 01.10.2051, сообщило обществу о возможности заключения соглашения об установлении сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 при условии осуществления государственного кадастрового учета испрашиваемых учетных частей указанного земельного участка, которые будут является предметом соглашения (т.д. 1, л.д. 117).
Заявитель указывает, что, получив уведомление территориального управления о возможности установления сервитута от 25.12.2018, общество обеспечило проведение работ, в результате которых подготовлены документы, содержащие сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета о частях земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, после чего обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете указанных частей земельного участка. После осуществления государственного кадастрового учета, указанным частям присвоены номера 23:49:0301004:1618/10 и 23:49:0301004:1618/11.
Письмом от 26.03.2019 общество обратилось в территориальное управление с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении частей земельного участка с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10 и 23:49:0301004:1618/11 (т.д. 1, л.д. 121-122).
В письме от 19.07.2019 N 09/12875 управление указало, что, рассмотрев заявление общества, территориальное управление отказывает в заключении соглашения об установлении сервитута, поскольку доступ через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 является не единственным (т.д. 1, л.д. 123).
Определением от 14.01.2020 суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручено экспертам Независимого экспертного бюро "Группа А" Ткаченко Андрею Викторовичу и Максименко Никите Владимировичу,.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) установить, имеются ли иные, помимо территории учетных частей с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м проходы и проезды к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла; установить, являются ли данные проходы или проезды (при их наличии) открытыми для постоянного использования, в том числе для передвижения автотранспорта, выходят ли они на земли общего пользования, примыкают к автодорогам, проезжей части или тротуарам?
2) при отрицательном ответе на первый вопрос предложить варианты доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла?
3) определить, каковы с учетом действующих строительных, противопожарных и иных обязательных норм и правил возможные варианты прохода, проезда автотранспорта (легкового, большегрузного) к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 принадлежащий Российской Федерации?
4) установить, каковы площадь и координаты характерных точек границ частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618, необходимых для организации указанных прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла в целях установления сервитута в соответствии с различными вариантами? Площадь и границы частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618, обременяемых сервитутом, отразить в межевом и технических планах.
5) установить, какова соразмерная плата за сервитут в соответствии с предложенными вариантами его установления.
По итогам проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение N 79-20/16.5 от 28.02.2020 (т.д. 3, л.д. 52-108).
Эксперт в ходе исследования установил следующие:
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:7 имеет несколько смежных частей с границами иных земельных участков, сведения о которых также внесены в ЕГРН:
1. С северной стороны (сверху) часть границы исследуемого земельного участка является смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1171 площадью 39 881 кв. м, предназначенного для строительства комплекса сооружений ТЭЦ, каких-либо ограждений не имеет, функционально территория земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1171, 23:49:0301004:7 являются единым производственным комплексом - теплоэлектростанцией, находится в муниципальной собственности.
2. С западной стороны (слева) часть границы исследуемого земельного участка является смежной с границами нескольких земельных участков, являющихся земельными участками общего пользования, которые фактически заняты объездной дорогой от транспортной развязки в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца;
3. С восточной стороны (справа) и частично с южной стороны (снизу) часть границ исследуемого земельного участка является смежной с землями неразграниченной собственности, сведения публичной кадастровой карты не содержат информации о каком-либо земельным участке по указанной части границы, фактически местность является холмистой, поросшей зарослями, в указанной части местности также расположены опоры линии электропередач;
4. С южной стороны (снизу) часть границы исследуемого земельного участка является смежной с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618 и 23:49:0301004:128 (входит в состав единого землепользования с кадастровым номеров 23:49:0000000:45).
Экспертами определено, что в настоящее время доступ к исследуемому земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:1171, который в свою очередь имеет непосредственный проход и проезд на дорогу - объездная дорога от транспортной развязки в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца.
В ходе экспертного осмотра экспертами определено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:7 представляет собой производственную территорию, занятую объектами и оборудованием теплоэлектростанции, а также проходами и проездами, необходимыми для обслуживания такого оборудования. В результате обработки материалов геодезических измерений составлена общая схема территории земельного участка с 23:49:0301004:7.
Также в ходе экспертного осмотра экспертами определено, что объект недвижимости КРУЭ-220 кВ и склад масла расположены на обособленной территории земельного участка: на возвышенности, от остальной территории земельного участка площадь с расположенными на ней объектами недвижимости КРУЭ-220 кВ и складом масла отделена подпорной стенкой и откосом (искусственным крутым уклоном местности).
Разница высот между территорией земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:7 и площадкой, с расположенными на ней объектами недвижимости КРУЭ-220 кВ и складом масла, составляет от 5 до 8 метров. Таким образом, с остальной территории земельного участка на указанную площадку возможно осуществить проход по лестнице.
В южной части границы расположены въездные ворота на территорию площадки. За пределами площадки, то есть за въездными воротами, имеется проезд к площадке, который в свою очередь расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618 и 23:49:0301004:128.
В результате проведенных исследований экспертами определено, что на территорию площадки с расположенными на ней объектами недвижимости КРУЭ-220 кВ и складом масла возможно осуществить проход и/или проезд следующим образом:
- посредством земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1171 возможно осуществить как проход, так и проезд к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 с северной его стороны (сверху), далее по траектории зеленой линии до лестницы возможен как проход, так и проезд, далее по лестнице возможен только проход;
- с восточной стороны (справа) и части с южной стороны (снизу) земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:7, в том числе территории площадки с расположенными на ней объектами недвижимости КРУЭ-220 кВ и склада масла, ни проход, ни проезд к земельному участку и площадки осуществить невозможно;
- с западной стороны (слева) земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:7 участок огорожен металлическим забором, также по периметру западной границы установлено оборудование теплоэлектростанции, в связи с чем ни проход, ни проезд осуществить невозможно;
- с южной стороны возможно осуществить как проход, так и проезд с территории смежного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:128 (входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:000000:45), который в свою очередь является смежным с земельным участком с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 и не имеет иных вариантов прохода или проезда, кроме как посредством земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618; при этом земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования, которые фактически заняты объездной дорогой от транспортной развилки в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца.
Эксперты пришли к следующим выводам:
Проход к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 на территорию площадки, на которой расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла, помимо территории учетных частей с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м, имеется. Такой проход открыт для постоянного использования, выходит на земли общего пользования (земельные участки общего пользования) и примыкает к автодороге, проезжей части и тротуарам.
Проезда к земельному участку для передвижения автотранспорта с кадастровым номером 23:49:0301004:7 на территорию площадки, на которой расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла, помимо территории учетных частей с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м, не имеется. Такой проезд отсутствует, соответственно, не выходит на земли общего пользования (земельные участки общего пользования) и не примыкает к автодороге, проезжей части и тротуарам.
Единственно возможным вариантом прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла, является вариант доступа посредством частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 под N 10, 11, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Характеристики частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618, необходимых для организации прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7, на котором расположены объекты недвижимого имущества КРУЭ-220 кВ и склад масла в целях установления сервитута.
N точки согласно сведениям ЕГРН |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
2 |
3 |
Часть земельного участка N 10 | ||
91 |
318269,21 |
2200929,30 |
92 |
318259,16 |
2200943,65 |
93 |
318249,15 |
2200958,74 |
94 |
318236,63 |
22000978,41 |
95 |
318227,96 |
2200989,92 |
1 |
2 |
3 |
96 |
318219,53 |
2200995,37 |
97 |
318211,83 |
2200999,52 |
21 |
318211,43 |
2200998,45 |
20 |
318212,33 |
2200997,66 |
98 |
318210,84 |
2200990,29 |
99 |
318213,39 |
2200989,86 |
100 |
318220,27 |
2200986,10 |
52 |
318228,01 |
2200978,51 |
51 |
318252,48 |
2200941,34 |
101 |
318254,27 |
2200937,52 |
102 |
318263,56 |
2200924,00 |
103 |
318265,60 |
2200922,23 |
Площадь части земельного участка N 10 - 655 кв. м | ||
Часть земельного участка N 11 | ||
104 |
318279,76 |
2200883,84 |
105 |
318276,13 |
2200891,29 |
106 |
318272,74 |
2200886,94 |
107 |
318266,86 |
2200877,48 |
108 |
318262,87 |
2200874,70 |
109 |
318254,51 |
2200871,28 |
5 |
318256,71 |
2200868,80 |
4 |
318258,19 |
2200867,59 |
3 |
318261,83 |
2200864,64 |
2 |
318262,43 |
2200864,14 |
110 |
318266,97 |
2200862,27 |
111 |
318273,09 |
2200872,63 |
Площадь части земельного участка N 11 - 261 кв. м |
Подготовка межевого плана в отношении указанных частей земельного участка, кадастровый учет которых осуществлен, нецелесообразна.
Подготовка технического плана в отношении части земельного участка не предусмотрена действующим законодательством.
Общий размер платы по соглашению об установлении сервитута в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301004:1618 под N 10, 11 составляет 0,49 руб. или 49 копеек (0,35 руб. для части N 10 + 0,14 руб. для части N 11 = 0,49 руб.) в год за каждый год срока действия сервитута.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы в главе V.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 Земельного кодекса.
Так, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 Земельного кодекса).
Пунктом 3 статьи 39.26 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Случаи, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута, перечислены в пункте 4 статьи 39.26 Земельного кодекса:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Таким образом, установленный перечень оснований для отказа в установлении сервитута является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно положениям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования общества направлены на признание незаконным решения управления и понуждение ее к исполнению предусмотренных законодательством обязанностей.
Управление дало согласие на установление сервитута при условии осуществления государственного кадастрового учета испрашиваемых частей земельного участка и при условии подачи соответствующего заявления с приложением пакета документов в письме от 25.12.2018 и отказало в установлении сервитута в письме от 19.07.2019.
Оспариваемый отказ управления мотивирован возможностью иного доступа к земельному участку.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие иного доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0301004:7 подтверждается выводами судебной экспертизы, не является основанием для отмены решения суда.
Сервитут устанавливается как для прохода, так и для проезда через соседний земельный участок.
АО "Интер РАО-Электрогенерация" изначально указывало, что к земельному участку с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618 необходим доступ в виде проезда.
Такой доступ необходим для эксплуатации объектов электростанции.
Эксперт по результатам судебной экспертизы установил, что иной проход к объектам недвижимости истца действительно имеется, однако такой проход осуществляется по лестнице с значительным перепадом высот.
Проезд к объектам недвижимости КРУЭ-220 кВ и складу масла на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301004:7 возможен только с территорий участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1618/10, площадью 655 кв. м и 23:49:0301004:1618/11, площадью 261 кв. м.
Доказательств наличия возможности прихода и проезда (а не только прохода) через иные земельные участки в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов общества и в соответствии с приведенными нормами обоснованно возложил на управление обязанность по заключению соглашения об установлении сервитута.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Краснодарского края от 10.11.2020 по делу N А32-42891/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42891/2019
Истец: АО ""Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Сочинская ТЭС", АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ", ООО НЭБ "Группа А"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и РА, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ