г. Томск |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А03-3387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Аюшева Д.Н.,
Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстоброва М.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Лидер" (07АП-10028/2020) на решение от 02 сентября 2020 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3387/2020 (судья Ланда О.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (г. Барнаул, ИНН 2221064060, ОГРН 1042201872800)
к товариществу собственников жилья "Лидер" (г. Барнаул, ИНН 2222069857, ОГРН 1082222000080),
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Вычислительный центр ЖКХ" (Алтайский край г. Барнаул, ИНН 2225030865), общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (Алтайский край г. Барнаул, ИНН 2225070554),
о взыскании 577 842 руб. 50 коп., из них 194 574 руб. 11 коп. задолженности за водоснабжение и водоотведение за июль 2018 г. по договору от 01.04.2008 N 5983, 383 268 руб. 39 коп. задолженности за холодное водоснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества за период с 01.10.2017 по 31.07.2018, 139 410 руб. 51 коп. пеней за период с 10.11.2016 по 05.04.2020,
при участии в судебном заседании:
от истца - Смагина С.Н. по доверенности от 01.01.2020;
от ответчика - не явился;
от третьих лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - истец, общество "Барнаульский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Лидер" (далее - ответчик, ТСЖ "Лидер") о взыскании 577 842,50 руб., из них 194 574,11 руб. задолженности за водоснабжение и 2 водоотведение за июль 2018 по договору от 01.04.2008 N 5983, 383 268,39 руб. задолженности за холодное водоснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества за период с 01.10.2017 по 31.07.2018, 139 410,51 руб. пеней за период с 10.11.2016 по 05.04.2020.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вычислительный центр ЖКХ", общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр".
Решением от 02.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края с ТСЖ "Лидер" в пользу ООО "Барнаульский водоканал" взыскано 577 842,50 руб. задолженности, 139 410,51 руб. пеней, всего 717 253,01 руб., а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает на недостоверность расчета задолженности. Приведенные ответчиком возражения относительно достоверности расчета оставлены судом без внимания. Считает, что при приведенных сведениях о начислениях, взятых из реестра истца, и доказанных платежах за заявленный период невозможно сделать вывод не только о задолженности по СОИ перед истцом, но вообще вывод о наличии долга ТСЖ перед поставщиком. Указывает также на отсутствие у истца в период с 01.09.2015 года по 31.07.2018 года права делать начисления по услугам, потребленным на содержание общедомового имущества по правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 354-2011. По расчету ответчика у него имеется переплата по водоснабжению на сумму 935 руб., по водоснабжению размер задолженности составляет 14 575,24 руб.
Истец в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивала на законности решения суда первой инстанции.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 3 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Рассмотрев вопрос о возможности приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела, по следующим причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Из разъяснений, приведенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
В нарушение приведенных положений ответчик не обосновал невозможность (объективную затруднительность) предоставления дополнительных доказательств в суд первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество "Барнаульский водоканал" осуществляет водоснабжение потребителей города Барнаула и оказывает услуги по отводу сточных вод, в том числе в интересах жителей многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика.
Ответчик в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является товариществом собственников жилья и в силу абзаца седьмого пункта 2, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), как исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится истец, воду и услуги по водоотведению стоков.
Отношения между обществом "Барнаульский водоканал" и ТСЖ "Лидер" основаны на договоре на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 5983 от 01.04.2008, в соответствии с которым Водоканал (истец) обязался осуществлять абоненту (ответчику) отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент обязался оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды.
В соответствии с пунктом 4.7 договора, оплата абонентом полученной потребителями (гражданами) холодной питьевой воды, холодной питьевой воды для 4 горячего водоснабжения и сброшенных сточных вод производится через ООО "ВЦ ЖКХ" по единому расчетному документу (квитанции) путем внесения денежных средств на расчетный счет Водоканала, которые зачисляются на лицевой счет Абонента ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В период с 01.08.2015 года по 31.07.2018 истец оказывал ответчику услуги по подаче холодной воды и водоотведению.
Наличие непогашенной задолженности послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и соответствуют действующему законодательству. Апелляционный суд поддерживает выводы суда при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект).
К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в МКД регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную электрическую энергию. Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении МКД товариществом собственников жилья оно несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Товарищество, получая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры ресурсоснабжения.
Из приведенных правовых норм следует, что при наличии в МКД товарищества собственников жилья, именно оно участвует в правоотношениях с РСО по поставке коммунальных ресурсов в этот дом. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации является товарищество.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в расчетах между УК и РСО объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и/или на ОДН, установлен Правилами N 124.
По договорам, заключенным между УК и РСО, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на ОДН, применению подлежит пункт 21 Правил N 124.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно подпункту "г" пункта 21 Правил N 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
С учетом данного положения и наличия соответствующей информации (формы платежного агента) истец в своих расчетах выделяет отдельно начисления в объеме индивидуального потребления и в целях содержания общего имущества.
Оплата за энергоресурс производилась пользователями помещений, обслуживаемых ответчиком домов, через Систему сбора и обработки платежей "Город" по единому расчетному документу путем внесения денежных средств потребителями напрямую, минуя счет товарищества, на расчетный счет истца.
Информация, предоставляемая ООО "Вычислительный центр ЖКХ" и ООО "Единый расчетный центр", позволяет установить объем оплат, произведенных собственниками помещений за индивидуальное потребление и также за содержание общего имущества, что и было учтено истцом при расчете.
По расчету истца всего за спорный период начислено за услуги водоснабжения и водоотведения в сумме 6 471 552,31 руб., из них 2 891 540,43 руб. за холодное водоснабжение, в том числе в объеме индивидуального потребления 2 657 502,05 руб. и в целях содержания общего имущества - 204 038,38 руб., а также за услуги водоотведения в сумме 3 580 011,88 руб., в том числе в объеме индивидуального потребления в сумме 3 247 551,23 руб. и в целях СОИ в сумме 332 460,65 руб. Всего оплачено 5 795 079,13 руб.
Из расчета также следует, что истец учитывает оплаты с учетом их назначения, то есть распределяет в соответствии с видами услуг (холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе на индивидуальное потребление и общедомовые нужды). Данные по оплатам принят истцом из формы "Свод платежей", в котором отражаются оплаты, перечисленные собственниками непосредственно на расчетный счет Водоканала. Оплата повышающего коэффициента учтена в счет исполнения обязательств управляющей организации по СОИ. При расчете долга учтена и переплата в сумме 98 630,68 руб.
Ссылки ответчика об отсутствии у истца права производить начисления по Правилам N 354-2011 года являются необоснованными, поскольку истец во взаимоотношениях с ответчиком руководствовался Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно подпункту "г" пункта 21 Правил N 124 при определении объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем соответствующего вида собственникам и пользователям помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при; содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем.
Статьей 161, пунктами 2, 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 44 Правил N 354 (в редакции Постановления N 1498) предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением N 1498, плата за холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме внесены в состав платы за жилое помещение.
Поскольку компания осуществляет управление МКД, она является стороной обязательства по оплате I водоканалу стоимости коммунальных услуг, израсходованных на содержания общего имущества. Собственники помещений оплачивает названные расходы в составе платы за содержание жилого помещения. Наличие такой обязанности усматривается из формул, приведенных в действующей редакции пунктов 21, 21(1) Правил N 124.
С 01.06.2017 Постановлением N 1498 внесены изменения в пункт 21 Правил N 124, который дополнен подпунктом "в"(4) с формулой расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от МКД, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в МКД.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем нужды за расчетный период в МКД, следует из формулы, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Названным постановлением также внесены изменения в пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, согласно которому норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД на территории Алтайского края был установлен решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 N 216, которое вступило в силу с 01.11.2017.
Вместе с тем, в отсутствие утвержденного органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленный срок норматива, который также подлежал бы утверждению с учетом пункта 29 Правил N 306, препятствий для применения соответствующей расчетной формулы в целях определения размера платы за оказанную в целях содержания общедомового имущества услугу водоотведения не имеется.
Таким образом, расчет водоотведения на содержание общего имущества МКД за период с 01.06.2017 по 31.07.2018 обоснованно выполнен по формуле, указанной в подпункте "в"(4) пункта 21 Правил N 124 и определен истцом на основании сведений общедомовых приборов учета об объемах холодного и горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспорено, оплата оказанных услуг в спорном периоде производилась собственниками помещений в спорных МКД через систему "Город". Перечислений с расчетного счета товарищества не имеется. При этом, оплаты истцом приняты во внимание с 11.09.2015 с учетом предыдущего периода, рассмотренного в деле N А03-20431/2015, в рамках которого производство по делу было прекращено в связи с оплатой задолженности за период с 01.04.2008 по 31.08.2015 платежами, поступившими в период с 01.04.2008 по 10.09.2015.
Суммы оплаты истцом приняты во внимание из сводов платежей, подготовленных ООО "Единый расчетный центр". Суммы оплат за каждый месяц (в том числе разграничение оплат на индивидуальное потребление и на СОИ) взяты из свода платежей, подготовленного ООО "Единый расчетный центр". В оборотно-сальдовых ведомостях также учитываются суммы оплат граждан, произведенные на расчетный счет исполнителя (ТСЖ "Лидер") или в кассу исполнителя.
В ответе от 20.08.2020 N 08/57 на запрос суда ООО "Вычислительный центр ЖКХ" пояснило, что при определении размера произведенных оплат собственниками помещений в МКД на расчетный счет ООО "Барнаульский водоканал" следует руководствоваться данными из отчетной формы Свод платежей, формируемой ООО "ЕРЦ". Наличие расхождений в суммах оплат в отчетных формах Свод платежей (формирует ООО ЕРЦ") и Реестр оплат по организации F02a (формирует ООО "ВЦ ЖКХ") связано с разным порядком их формирования и, как следствие, с разной информацией, отображаемой в этих формах.
Порядок формирования данных в отчетных формах:
- форма Свод платежей формируется ООО "ЕРЦ" на основе данных о платежах, осуществленных плательщиками только с использованием Системы сбора и обработки платежей "Город" (далее - Система). Данные о платежах ежедневно поступают в ООО "ЕРЦ" от участников Системы (кредитные организации, ПАО "Почта России), принявших такие платежи. Форма формируется в разрезе получателей платежей по услугам и отражает реального получателя денежных средств;
- форма Реестр оплат по организации F02a формируется ООО "ВЦ ЖКХ", имеет различные способы формирования в зависимости от цели её формирования и выбранных пользователем параметров. Форма формируется на основе данных о платежах, осуществленных плательщиками как с использованием Системы, так и без использования таковой (в кассу или на p/с ТСЖ "Лидер"). Данные о платежах, поступивших через Систему, формируются в отчетной форме на основе сведений, полученных от ООО "Единый расчетный центр" на основании соглашения об информационном обмене от 29 сентября 2011, заключенного между ООО "ВЦ ЖКХ" и ООО "ЕРЦ". Данные о платежах, поступивших без Системы (в кассу или на p/с исполнителя), формируются на основе сведений, внесенных в информационные массивы ООО "ВЦ ЖКХ" исполнителем услуг - ТСЖ "Лидер". Форма формируется в разрезе платежей по услугам и не отражает реального получателя денежных средств;
- форма Оборотно-сальдовая ведомость формируется ООО "ВЦ ЖКХ", имеет различные способы формирования в зависимости от цели её формирования и выбранных пользователем параметров. Данные о начислениях и перерасчетах формируются на основе сведений из лицевых счетов, открытых/созданных ТСЖ "Лидер". Данные об оплатах формируются на основе данных о всех платежах, проведенных в лицевых счетах (осуществленных плательщиками как с использованием Системы, так и без использования таковой (в кассу или на p/с ТСЖ "Лидер"). При формировании данных о суммах оплат в данной форме не предусматривается разделение на получателей платежей.
Из представленной информации (Своды платежей) ООО "Единый расчетный центр" по годам подтверждается сумма оплат, учтенных истцом при расчете.
Данные ООО "ВЦ ЖКХ" и ООО "Единый расчетный центр" ответы опровергают позицию ответчика о том, что в качестве начислений и оплат нужно брать данные формы 23 "Оборотно-сальдовая ведомость", Реестра оплат по организации F02a.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, с учетом наличия у товарищества основанного на положениях пункта 21 Правил N 124 обязательства по оплате всего объема коммунального ресурса, подаваемого в МКД, исходя из доводов ответчика, в ходе рассмотрения дела указанный объем не оспаривавшего, несогласие ответчика с порядком исчисления объема коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, само по себе не исключает обоснованности заявленных требований, поскольку соответствующий объем не является самостоятельным предметом договорных правоотношений.
В отличие от ситуации, урегулированной положениями пункта 21(1) Правил N 124, объем коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества МКД, указывается в сумме задолженности в справочных целях (подпункт "г" пункта 21 Правил N 124). Указание в составе взыскиваемой задолженности соответствующей части может нарушать права ответчика лишь в том случае, если это искажает общий размер задолженности, подлежащий оплате, что опровергается представленным в материалы дела расчетом задолженности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, установив факт поставки, а также период потребления, объем потребленного ресурса, учитывая, что размер задолженности подтвержден совокупностью доказательств и ТСЖ "Лидер" не опровергнут, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании задолженности в размере 577 842,50 руб. подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренным законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 6.3 статьи 13 Закона о водоснабжении товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичные положения, касающиеся договора водоотведения, закреплены в части 6.3 статьи 14 Закона о водоснабжении.
Расчет неустойки на сумму основного долга произведен истцом исходя из вышеуказанных требований, регулирующих ответственность товариществ собственников жилья за несвоевременную оплату отпущенной воды и услуг по водоотведению, с применением ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день принятия решения судом - 4,25%, с учетом введенного моратория - по 05.04.2020.
Расчет проверен и признан верным.
В связи с наличием просрочки исполнения обязательства требование о применении в отношении ТСЖ "Лидар" ответственности в виде начисления пени в размере 139 410,51 руб. является правомерным и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02 сентября 2020 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17010/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Лидер" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Лидер" из федерального бюджета 5 672 руб. 50 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.09.2020 N 348.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3387/2020
Истец: ООО "Барнаульский водоканал".
Ответчик: ТСЖ "Лидер"
Третье лицо: ООО "Вычислительный центр ЖКХ", ООО "Единый расчетный центр"