г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А50-17644/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, финансового управляющего Зуйкина Ильи Сергеевича,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 12 октября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-17644/2020
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
к финансовому управляющему гражданина-должника Шкуровой Ю.И. Зуйкину Илье Сергеевичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Зуйкина Ильи Сергеевича (далее - арбитражный (конкурсный) управляющий, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2020, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены: финансовый управляющий гражданина-должника Шкуровой Ю.И. Зуйкин Илья Сергеевич привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части выводы о нарушении финансовым управляющим Зуйкиным И.С. обязанности по опубликованию в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении Зуйкина И.С. в качестве финансового управляющего Шкуровой Ю.И.
Ссылаясь на ст. 213.7 Закона о банкротстве, которой установлены случаи, порождающие необходимость опубликования сведений в официальном издании - газете "Коммерсантъ", апеллянт считает, что сведения о ходе процедуры банкротства физического лица публикуются только в ЕФСРБ. Указывает, что норм, обязывающих финансового управляющего при проведении процедуры банкротства физического лица публиковать в официальном издании подобные сведения, Закон о банкротстве не содержит. Обращает внимание на то, что законодатель, предусмотрев величину расходов, связанных с обязанностью публикации сообщений в газете "Коммерсантъ", освободил должника - физического лица от их несения.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2018 (резолютивная часть объявлена 16.02.2018) по делу N А50-16499/2017 Шкурова Юлия Ивановна признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Малков Максим Леонидович. Определением арбитражного суда от 05.06.2019 (резолютивная часть от 30.05.2019) Малков М.Л. освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего должника. Финансовым управляющим утвержден Зуйкин Илья Сергеевич.
10.06.2020 должностным лицом Управления по результатам административного расследования, проведенного на основании обращения Шкуровой Ю.И. (от 12.02.2020 вх. N 353-ж), составлен протокол об административном правонарушении N 00185920 по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Из протокола следует, что нарушены требования законодательства о банкротстве, а именно: в части недостоверного отражения в сообщении на сайте ЕФРСБ обязательных сведений идентифицирующих должника Шкурову Ю.И. (ИНН 590804777895) в процедуре несостоятельности (банкротстве), непринятия мер по внесению корректировочных записей в карточку должника на сайте ЕФРСБ, по аннулированию сообщений в официальном общедоступном информационном ресурсе; в части неопубликования в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении кандидатуры финансового управляющего Зуйкина И.С.
Для привлечения финансового управляющего Зуйкина И.С. к административной ответственности заявитель в соответствии со статьями 28.3, 28.8 КоАП РФ направил заявление с приложенными протоколом и материалами проверки в Арбитражный суд Пермского края.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Зуйкина И.С. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначил наказание в виде предупреждения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
На основании статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263 Управление является органом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по рассматриваемому правонарушению.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения является порядок осуществления процедур банкротства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом N 127-ФЗ.
С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
В силу требований пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Финансовому управляющему вменяется недостоверное отражение в сообщении на сайте ЕФРСБ обязательных сведений идентифицирующих должника Шкурову Ю.И. (ИНН 590804777895) в процедуре несостоятельности (банкротстве), непринятия мер по внесению корректировочных записей в карточку должника на сайте ЕФРСБ, по аннулированию сообщений в официальном общедоступном информационном ресурсе.
В соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат, в том числе сведения: о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" следует, что по смыслу ст. 213.7 Закона о банкротстве информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 5 ст. 213.7 Закона, о банкротстве арбитражный управляющий обязан указывать идентифицирующие сведения о гражданине-должнике в сети "Интернет".
Идентификация гражданина в ЕФРСБ осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).
Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Идентифицирующие сведения подлежат указанию гражданином, финансовым управляющим и арбитражным судом во всех документах и судебных актах, связанных с банкротством гражданина, в том числе при размещении текстов судебных актов в сети "Интернет".
Каких-либо исключений, в том числе при опубликовании сообщения в официальном печатном издании, приведенная норма не содержит.
Таким образом, по смыслу ст.ст. 28, 213.7 Закона о банкротстве включение в ЕФРСБ соответствующих сообщений осуществляется в силу прямого указания закона вне зависимости от каких-либо условий, проводится с целью доведения обязательной информации до сведения не только кредиторов должника, но и неопределенного круга заинтересованных лиц.
При этом Закон о банкротстве обязывает арбитражного управляющего размещать достоверные сведения, идентифицирующие должника, к которым относится ИНН должника.
Судом первой инстанции установлено, что финансовым управляющим Зуйкиным И.С. на сайте ЕФРСБ 16.08.2019 размещено сообщение N 4059804 с недостоверными значениями ИНН должника Шкуровой Ю.И. При этом Зуйкиным И.С. не приняты меры по внесению в Карточку должника корректировочных сведений об ответственном арбитражном управляющем, а именно с Малкова М.Л. на Зуйкина И.С. Кроме того, Зуйкиным И.С. не приняты меры по аннулированию сообщений в ЕФРСБ, содержащих недостоверные сведения должника Шкуровой Ю.И.
На основании изложенного, финансовым управляющим Зуйкиным И.С. нарушены требования п. 4 ст. 20.3, пп. 1, 8 ст. 28, пп.2, 5 ст. 213.7 Закона о банкротстве, в части недостоверного отражения в сообщении от 16.08.2019 N 4059804 на сайте ЕФРСБ обязательных сведений идентифицирующих должника Шкурову Ю.И. (ИНН 590804777895) в процедуре несостоятельности (банкротстве) N А50-16499/2017, непринятия мер по внесению корректировочных записей в карточку должника на сайте ЕФРСБ, по аннулированию сообщений в официальном общедоступном информационном ресурсе.
Допущенное нарушения материалами дела подтверждено, доводами апелляционной жалобы арбитражного управляющего Зуйкина И.С. не опровергаются, доказательств иного не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом об обязанности опубликования в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении кандидатуры финансового управляющего Зуйкина И.С.
Финансовому управляющему Зуйкину И.С. вменяется нарушение порядка опубликования в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении кандидатуры финансового управляющего Зуйкина И.С.
Согласно пп. 1, 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, о введении процедуры реализации имущества гражданина, об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего, подлежат обязательному включению в ЕФРСБ и опубликованию в официальном издании.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" следует, что по смыслу ст. 213.7 Закона о банкротстве информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с названным Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
По аналогии п. 1. ст. 128 Закона о банкротстве, опубликование сведений о признании должника банкротом и о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона о банкротстве. Финансовый управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения: об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, иные сведения, в том числе, предусмотренные п.п. 1, 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве (сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего).
Разъяснениями п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена возможность применения аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), в связи с чем, сведения о признании заявления о признании гражданина банкротом обоснованным и введении процедуры реструктуризации долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего подлежат опубликованию не позднее чем через десять дней с даты утверждения финансового управляющего.
Своевременное опубликование указанных сведений является юридически значимым фактом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2011 N 121 в качестве оператора ЕФРСБ определен ЗАО "Интерфакс".
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является информационным ресурсом, размещенным в сети Интернет по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru/.
Как установлено материалам дела, датой начала полномочий финансового управляющего Зуйкина И.С. является 30.05.2019, в связи с чем, сведения об утверждении финансовым управляющим должника Зуйкина И.С. должны быть опубликованы в газете "Коммерсантъ" не позднее 10.06.2019 (в течение десяти дней с даты утверждения).
Кроме того определением Арбитражного суда Пермского края от 05.06.2019 по делу N А50-16499/2017 суд обязал утвержденного финансового управляющего Зуйкина И.С. представить суду доказательства опубликования сведений об утверждении финансового управляющего в порядке, предусмотренном ст.ст. 28, 128 Закона о банкротстве, немедленно после опубликования этих сведений (в газете "Коммерсантъ" и ЕФРСБ). Указанный судебный акт заинтересованным лицом не обжалован, вступил в законную силу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, как на то верно указано судом первой инстанции, Закон о банкротстве не содержит нормы, освобождающей арбитражного управляющего от обязанности опубликования сведений о результатах торгов в газете "Коммерсантъ" и на ЕФРСБ.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным наличие в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ; выводы суда о нарушении финансовым управляющим Зуйкиным И.С. обязанности по опубликованию в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении Зуйкина И.С. в качестве финансового управляющего Шкурвой Ю.И. не подлежат исключению из мотивировочной части судебного акта.
Нарушений процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности Управлением не допущено, привлечение к административной ответственности арбитражного управляющего состоялось в пределах установленного законом срока давности, назначенное судом первой инстанции административное наказание соответствует санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-17644/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17644/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Ответчик: Зуйкин Илья Сергеевич