г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А56-55537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17559/2020) ТСЖ "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020 по делу N А56-55537/2019, принятое
по заявлению ТСЖ "Новатор"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
3-е лицо: Астрелина Н.А.
об оспаривании постановления и представления
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 80, корп. 3, офис 1Н; далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, лит. А; ОГРН 1057810212503; ИНН 7801378679; далее - Управление) от 06.05.2019 N Ю78-00-03/24-0885-2019 о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 06.05.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Астрелина Надежда Анатольевна (далее - Астрелина Н.А., третье лицо).
Решением от 05.06.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Товарищество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управление в результате рассмотрения обращений Астрелиной Н.А. в отношении ТСЖ "Новатор", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, установлено, что ТСЖ "Новатор" допущено нарушение части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), выразившееся в не предоставлении полной и достоверной информации о стоимости услуг по статьям "Вывоз ТБО", "Вознаграждение председателя".
К обращениям гр. Астрелиной Н.А. приложены счета на оплату за жилищно-коммунальные услуги за периоды май-декабрь 2018 года, январь-февраль 2019 года, предъявленные ТСЖ "Новатор".
Согласно счетам за жилищно-коммунальные услуги за период май 2018 г. - февраль 2019 г., ТСЖ "Новатор" указывал плату за услугу по статье "Вывоз ТБО" в размере 4,81 руб., в сумме 201 руб. 54 коп., без указания информации о стоимости.
За период май-июнь 2018 года в счета квитанции ТСЖ "Новатор" указывал плату за услугу по статье "Вознаграждение председателю" в размере 1,00 руб., в сумме 41 руб. 90 коп., за период июль 2018 г. - февраль 2019 г. указывал плату в размере 1,19 руб., в сумме 49 руб. 86 коп., без указания информации о стоимости.
По факту выявленных нарушений, Управлением в отношении Товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 22.04.2019 N Ю78-00-03-0475-19.
Постановлением от 06.05.2019 N Ю78-00-03/24-0885-2019 Товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виду административного штрафа в размере 5000 руб. и выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава и события вменяемого Товариществу административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе привлечения к ответственности не выявил, оснований для признания административного правонарушения, совершенного Товариществом, малозначительным не установил, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления ТСЖ "Новатор".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им услугах (товарах, работах).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Закона РФ N 2300-1 исполнитель (изготовитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг (товаров, работ) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Не доведение ТСЖ "Новатор" до потребителей полной информации об услуге образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из оспариваемого постановления, ТСЖ "Новатор" предъявляет счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, содержащие неполную информацию о стоимости оказываемых услуг по статье "Вывоз ТБО" и статье "Вознаграждение председателя".
Вместе с тем, в обжалуемом постановлении не указано, какая именно информация, являющаяся обязательной, не была доведена до потребителей, при условии, что в представленных в материалы дела квитанциях на оплату коммунальных услуг указаны и размер платы, и сумма начислений, подлежащая уплате. Данных о недостоверной информации обжалуемое постановление также не содержит.
Согласно счетам за период май-декабрь 2018 года, январь-февраль 2019 года ТСЖ "Новатор" указывает следующее: размер платы по статье "Вывоз ТБО" в размере 4,81 руб., начислено 201,54 руб.; размер платы по статье "Вознаграждение председателя" в размере 1,19 руб., начислено 41,90 руб.
При этом, стоимость за услуги "вывоз ТБО" и "Вознаграждение председателю" начисляется из расчета за квадратный метр общей площади жилого помещения, указанного в правом верхнем углу счет-квитанции, умноженного на цену, указанную в графе "размер платы", в результате чего получается сумма, указанная в графе "начислено".
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что до потребителя не доведена информация о том, каким образом рассчитывается стоимость ЖКУ, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Апелляционный суд признает данные выводы суда и Управления ошибочными в силу следующего.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Содержание платежного документа определено в пункте 69 указанных Правил N 354, согласно которому в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, в спорных квитанциях до сведения потребителей коммунальных услуг доведена информация о примененном тарифе на спорные услуги, а также общая сумма начислений, которая, по сути, и является ее стоимостью. Неправильное установление тарифа административным органом не установлено. При этом, расчет данного вида коммунальных услуг производится с применением площади жилого помещения, которая также указана в квитанциях
Таким образом, в квитанциях содержится полная информация об оказываемых услугах: тариф, площадь занимаемого помещения, общая сумма начислений, которая и равняется стоимости услуг, например: в квитанции за апрель по услуге "вывоз ТБО": 4,81 х 84,70 = 407,41; "вознаграждение председателя": 1,19 х 84,70 = 100,79 (л.д. 59-60). Таким образом, формальное незаполнение графы "стоимость услуг" в рассматриваемом случае не привело к нарушению прав потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах, в том числе о формировании их стоимости услуг.
При этом, указание в квитанциях формулы расчета по каждому тарифу ни положениями части 2 статьи 154, ни пункта 69 Правил N 354 не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ТСЖ события и состава вмененного ему правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление, которым ТСЖ "Новатор" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, как вынесенное при неправильном применении норм материального права и ненадлежащей оценке обстоятельств дела подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По смыслу приведенной нормы, представление выдается только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения.
Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе признание недействительным выданного на основании постановления по делу об АП представления в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
С учетом приведенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июня 2020 года по делу N А56-55537/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербурга от 06.05.2019 N Ю78-00-03/24-0885-2019, признать недействительным представление от 06.05.2019 N 78-00-03/26-0799-2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55537/2019
Истец: ТСЖ "Новатор"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Астрелина Надежда Анатольевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ