г. Ессентуки |
|
21 декабря 2020 г. |
А15-3934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельников И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие представителя ЖСК "Белый дом" и представителя администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.09.2020 по делу N А15-3934/2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Дагестан обратился жилищно-строительный кооператив "Белый дом" (далее - заявитель, кооператив, ЖСК "Белый дом") с заявлением к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - заинтересованное лицо, администрация г. Махачкалы) и муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" администрации городского округа "город Махачкала" (далее - заинтересованное лицо, управление архитектуры) с требованиями (с учетом уточнения, принятого к рассмотрению определением от 18.01.2019): о признании незаконным приказа Управления по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкала N 23 от 22.02.2018 об аннулировании и признании утратившим силу разрешения на строительство от 09.10.2017 N RU 05-308-286- 2017, выданного ЖСК "Белый дом", об обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" восстановить разрешение на строительство N RU 05-308-286-2017 от 09.10.2017.
Решением суда, требования кооператива удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе. Принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что по договорам аренды, заключенным между Муртазалиевой Н.Р. и ЖСК "Белый дом", кооперативу переданы в аренду сроком на пять лет следующие земельные участки с разрешенным видом использования под многоэтажную жилю застройку: договор от 17.11.2016 - земельный участок площадью 300 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000053:5234 по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 22; договор от 01.11.2016 - земельный участок площадью 135 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000048:3570 по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 22; договор от 27.12.2016 - земельный участок площадью 191 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000048:3890 по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 22; договор от 01.11.2016 - земельный участок площадью 266 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000048:3870 по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 24.
Указанные договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке.
На основании заявления ЖСК "Белый дом" от 28.11.2016 выдан градостроительный план земельного участка 05-308:000-1205 на вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000053:5234, 05:40:000048:3890, 05:40:000048:3870 05:40:000048:3570 общей площадью 940 кв.м.
Согласно договору аренды от 27.09.2017, заключенному между Исмаиловой М.Р. и ЖСК "Белый дом" кооперативу также передан в аренду земельный участок площадью 291 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000048:691, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 24.
Кооперативом подготовлена проектная документация на строительство объекта капитального строительства "12-этажный многоквартирный жилой дом" по адресу: г.Махачкала, ул. Манташева, 22, 24, на которую получено положительное заключение экспертизы N 5-2-1-3-0038-16 от 22.12.2016.
ЖСК "Белый дом" выдано разрешение от 09.10.2017 N 05- 308-286-2017 на строительство объекта: 12-этажный многоквартирный жилой дом на земельных участках кадастровыми номерами 05:40:000053:5234, 05:40:000048:3890, 05:40:000048:3870 05:40:000048:3570 и 05:40:000048:691 по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 22, 24.
На основании заявления ЖСК "Белый дом" от 18.12.2017 (о внесении изменении в градостроительный план земельного участка) кооперативу выдан новый градостроительный план земельного участка N 05-308:000-1726 на земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000053:5234, 05:40:000048:3890, 05:40:000048:3870 05:40:000048:3570 и 05:40:000048:691 общей площадью 1231 кв.м. Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы от 17.01.2018 N 3 градостроительный план земельного участка N 05-308:000:1205, подготовленный по заявлению кооператива от 28.11.2016, признан недействительным.
Получив в установленном порядке разрешительные документы, кооператив начал строительство указанного объекта недвижимости.
Приказом Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы от 22.02.2018 N 23 выданное ЖСК "Белый дом" разрешение на строительство от 09.10.2017 N 05-308-286-2017 аннулировано и признано утратившим силу.
Считая вышеуказанный приказ от 22.02.2018 N 23 незаконным, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пояснениям заявителя, об отмене выданного ЖСК "Белый дом" разрешения на строительство кооператив узнал случайно в июле 2018 года со слов работника Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы. После этого представитель кооператива сразу же обратился в Управление и получил копию приказа при личном посещении, в подтверждение чего представил копию журнала входящей корреспонденции. До указанного времени ни администрация, ни Управление не довели до сведения кооператива приказ от 22.02.2018, его копию не направляли и не вручали. В связи с этим просит восстановить срок обращения в суд с заявлением об отмене приказа от 22.02.2018.
В оспариваемом приказе от 22.02.2018 N 23 в пункте 2 поручено гл. специалисту Отделе ведения реестра и правового обеспечения Ахмадовой Ф. незамедлительно о принятом решении поставить в известность председателя ЖСК "Белый дом" и вручить ему приказ.
Доказательства исполнения этого поручения и доведения приказа от 22.02.2018 до сведения кооператива или вручения ему копии приказа любым доступным способом заинтересованными лицами не представлены. При этом приказ от 22.02.2018 N 23 не является документом открытого характера, доказательств его опубликования в открытом доступе также не представлены.
Статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, к которому относятся, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков урегулирован статьей 57.3 ГрК РФ, согласно которой такие планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 приведенной статьи).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 приведенной статьи).
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (в ч. ч. 5, 6 ст. 57.3 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
При этом предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как было указано выше, соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка подтверждается выдачей разрешения на строительство (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ фактом выдачи разрешения, на строительство уполномоченным органом подтверждено соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка. Иного заинтересованным лицом не доказано в ходе судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 24.12.2015 N 4-7а утверждено Положение об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Положение N 4-7а), согласно пункту 1 которого Управление является структурным подразделением, отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Администрация). Предметом деятельности Управления является проведение единой градостроительной политики и регулирование деятельности в области архитектуры и градостроительства на территории города Махачкалы, а также оказание муниципальных услуг в указанной области.
Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 02.11.2018 N 1400 функции Управления по вопросам координации капитального строительства администрации ГО с ВД "г. Махачкала" по выдаче разрешения на строительство переданы Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы.
Согласно пункту 11 раздела III Положения N 4-7а в пределах предмета своей деятельности Управление: осуществляет подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков, ведет реестр выданных градостроительных планов земельных участков (пп. 12), выдает разрешения на строительство объектов капитального строительства в установленном законодательством порядке (пп. 72), принимает установленные законодательством меры по устранению выявленных нарушений (пп. 78).
Частью 1 статьи 40 устава МО ГОсВД "город Махачкала", принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 07.04.2016 N 8-7 муниципальные правовые акты органов местного самоуправления города Махачкалы могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Действующим законодательством, а также уставом муниципального образования "город Махачкала" предусмотрено право отмены ранее изданных правовых актов должностными лицами, их издавшими.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 486-О-О, Определению от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Из содержания оспариваемого приказа от 22.02.2018 N 23 следует, что основанием для аннулирования разрешения на строительство указана необходимость привести в соответствие с правилами землепользования и застройки Градостроительный план земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемый приказ вынесен в соответствии с протестом прокурора г. Махачкалы, где подробно описаны нарушения, имевшие место при выдаче разрешения на строительство. Вместе с тем, протест прокурора в материалы дела ни администрацией, ни Управлением архитектуры не представлен. В дополнении от 18.03.2019 Управление архитектуры сообщила, что ссылка в отзыве на протест прокурора ошибочна, приказ от 22.04.2018 об отмене разрешения на строительство издан не на основании и не во исполнение протеста прокурора. Администрация в пояснении от 19.03.2020 также сообщила, что отмена разрешения на строительство произведена не на основании протеста прокурора, а в порядке самоконтроля.
Кроме того, приказ N 23 от 22.02.2018 не содержит какой-либо мотивировки, в нем не приведено фактическое и правовое обоснование его издания, не указано, какие нарушения послужили основанием для отмены разрешения на строительство, не указано какие именно сведения градостроительного плана земельного участка не соответствуют Правилам землепользования и застройки территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Проектная документация объекта капитального строительства "12-этажный многоквартирный жилой дом" по адресу: г. Махачкала, ул. Манташева, 22, 24, получила положительное заключение экспертизы, согласно которой проектная документация соответствует требованиям нормативных документов и технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям технических регламентов, пожарной безопасности, градостроительному плану земельного участка, техническому заданию на производство инженерно-геологических изысканий на объекте, заданию на проектирование.
Положительное заключение экспертизы ни Управлением, ни администрацией, не опровергнуто.
Выданный кооперативу градостроительный план земельного участка N 05-308:000- 1726 (на земельные участки, на которых ведется строительство) не отменен и не признан недействительным. Ранее выданный кооперативу градостроительный план N 05-308:000- 1203 приказом от 17.01.2018 N 3 признан недействительным не в связи с нарушениями законодательства при его выдаче, а по заявлению самого ЖСК "Белый дом" в связи с выдачей ему нового градостроительного плана с внесенными в него изменениями.
Земельные участки, на которые выдан градостроительный план N 05-308:000- 1726, имеют общие границы и образуют единый земельный участок (что подтверждается данными публичной кадастровой карты), права на все эти участки на момент выдачи градостроительного плана принадлежат одному лицу (кооперативу), участки расположены в градостроительной зоне Ж5А (зона смешанной застройки) с разрешенным видом использования под многоэтажную жилую застройку (9-19 этажей). В связи с этим выдача одного градостроительного плана на эти земельные участки не противоречит требованиям ст. 57.3 ГрК РФ.
Заявленные доводы администрации об отсутствии документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, на котором кооперативом ведется строительство спорного объекта, судом первой инстанции отклонены обоснованно.
В материалы дела представлены документы по планировке территории в квадрате улиц Р. Гамзатова-Дахадаева-Манташева-Горького, в границах которой расположен земельный участок кооператива. Так, постановлением Администрации г. Махачкалы от 10.11.2016 N 2091 ЖСК "Белый дом" поручено осуществить подготовку проекта планировки территории, расположенной в зоне Ж5А смешанной застройки в квадрате улиц Р. Гамзатова-Дахадаева-Манташева-Горького, для размещения квартальной жилой застройки. Распоряжением Администрации г. Махачкалы от 30.12.2016 N 1066-р назначены публичные слушания по схеме проекта планировки территории. Извещение опубликовано в газете "Махачкалинские известия" (МИ) N 1-2 от 13.01.2017. На основании протокола публичных слушаний, утвержденного 08.02.2017, постановлением Администрации г. Махачкалы от 03.04.2017 N 415 утвержден проект планировки территории в квартале улиц Р. Гамзатова-Дахадаева-Манташева-Горького для размещения квартальной жилой застройки.
Какие-либо ограничения, препятствующие строительству на спорном земельном участке, в том числе наличие красных линий, определяющих границы территорий общего пользования, Управлением при издании приказа N 23 от 22.02.2018 не установлены и в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Доказательства того, что на момент выдачи градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство действующим законодательством и градостроительной документацией размещение планируемого кооперативом к строительству жилого дома на принадлежащем ему земельном участке было запрещено или ограничено по параметрам застройки в материалы дела не представлены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 37 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 26.05.2016 N 9-5 (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство и градостроительного плана), минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 0,64 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений.
Согласно заключению экспертизы N 05-2-1-3-0038-16 от 22.12.2016 общая площадь квартир в планируемом объекте капитального строительства (12-этажный многоквартирный жилой дом) ЖСК "Белый дом" составляет 4665,3 кв. м. В статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к жилым помещениям относится, в том числе квартира, часть квартиры (п. 2 ч. 1.). Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3).
Как указанно в пункте 4 Приложения Д СП31-107-2004 "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий", площадь квартир определяют как сумму площадей отапливаемых помещений (жилых, подсобных и дополнительных) без учета неотапливаемых помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров).
К жилым помещениям следует относить: спальни и общие комнаты (гостиные).
К подсобным помещениям следует относить: кухню, кухню-нишу или кухонную зону в кухне-столовой, внутриквартирные коридоры, холлы, переднюю, санитарно-гигиенические помещения (ванную, душевую, уборную, совмещенный санузел), встроенные шкафы и кладовые.
К дополнительным помещениям следует относить: постирочную, гардеробные, сауну, помещение для теплогенератора, столовую, детскую, игровую, кабинет, библиотеку.
Согласно пункту 5.3 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" в многоквартирных зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования в квартирах следует предусматривать общие жилые комнаты (гостиные) и спальни, а также вспомогательные помещения: кухню (или кухню-столовую, кухнюнишу), переднюю (прихожую), туалет, ванную комнату и (или) душевую, или совмещенный санузел (согласно 5.9), кладовую (или встроенный шкаф).
Исходя из приведенных норм, в составе квартиры выделяют жилые помещения и помещения вспомогательного назначения. При этом к жилым помещениям относятся спальни и общие комнаты (гостиные).
Таким образом, при определении минимального размера земельного участка для размещения многоэтажного жилого дома следует исходить не из суммарной площади всех квартир в многоквартирном доме (поскольку в квартирах имеются как жилые помещения, так и помещения вспомогательного назначения), а из общей площади жилых помещений в квартирах.
В соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства "12-этажный 41-квартирный жилой дом" по адресу: г. Махачкала, ул. Оскара (ныне Манташева), 22 (Раздел 3. Архитектурные решения) общая площадь жилых помещений в строящемся объекте составляет 1271,4 кв.м.
Администрацией доказательств, свидетельствующие об обратном (о том, что общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме больше чем 1271,4 кв.м.) или управлением не представлены.
Согласно заключению специалиста в области строительно-технической экспертизы от 22.04.2019 (ООО "Центр Судебных Экспертиз СКФО") площадь земельного участка для строительства вышеуказанного дома должна составлять не менее 814 кв.м. (0,64*1271,4).
Таким образом, площадь находящегося в аренде у кооператива земельного участка (1231 кв.м.) с учетом установленной нормы размера земельного участка 0,64 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, достаточна для строительства спорного объекта капитального строительства.
На основании выданного разрешения кооператив приступил к строительству объекта с привлечением для строительства денежных средств пайщиков (членов кооператива).
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2015 N 32-КГ15-3, отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Акты органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право аренды земельного участка, и право собственности на не законченный строительством объект недвижимости могут быть отменены только в судебном порядке.
Отменяя приказом от 22.02.2018 разрешение на строительство, Управление, фактически нарушает имущественные права кооператива и членов кооператива (которые своими средствами участвуют в строительстве указанного дома), поскольку тем самым отменяет легализацию возводимого объекта капитального строительства, переводя его в статус нелегально возводимого объекта, хотя он возводится на законных основаниях, по выданному разрешению на строительство и в соответствии с утвержденной проектной документацией на принадлежащем кооперативу на законных основаниях земельном участке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.09.2020 по делу N А15-3934/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3934/2018
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "БЕЛЫЙ ДОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА"
Третье лицо: Гаджиев Муслим Багавудинович, Магомедов Магомед Юсупович, Магомедова Аминат Магомеднабиевна, Магомедрасулова Зубайрыжат Махачевна, Махачева Аида Артуровна, Муртазалиева Наталья Рамазановна, Омардибирова Оксана Залимхановна, Омаров Тагир Байтулахович, Шарипов Артур Рамазанович, Шарипова Барият Магомедовна, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД МАХАЧКАЛА"