Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2021 г. N Ф07-2363/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А56-17486/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Рычаговой О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: Востриков А.Н. по доверенности от 29.01.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32026/2020) ФГБУ "ААНИИ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 по делу N А56-17486/2020, принятое
по заявлению ФГБУ "ААНИИ"
к УФАС по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт" (ОГРН: 1027800556266, адрес: 199397, Санкт-Петербург, ул. Беринга, 38; далее - Учреждение, ФГБУ "ААНИИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 23.12.2019 по делу N 44-6283/19.
Решением от 24.09.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ААНИИ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ААНИИ" поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Учреждение (Заказчик) 03.12.2019 разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона на поставку дизельного топлива для нужд 65 Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ", номер извещения 0372100002119000167. Начальная (максимальная) цена контракта - 96 883 200,00 рублей.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.12.2019 следует, что ООО "Нефтехимкомплект" отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
ООО "Нефтехимкомплект" обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 38017-ЭП/19 от 16.12.2019) на действия аукционной комиссии Заказчика. Общество оспаривало отказ в допуске своей заявки к участию в аукционе.
Решением УФАС от 23.12.2019 по делу N 44-6283/19 жалоба ООО "Нефтехимкомплект" признана необоснованной (пункт 1).
Вместе с тем, Управлением в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 2), выдано предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 3) и установлено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц аукционной комиссии Заказчика (пункт 4).
ФГБУ "ААНИИ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения в части пунктов 2, 3, 4.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен, в том числе, учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные частью 2 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"Заполнение заявки осуществляется в соответствии с порядком, определенным Регламентом функционирования электронной торговой площадки http://etp.roseltorg.ru Язык заявки - русский. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (направляется участником закупки в форме двух электронных документов). Указанные электронные документы подаются одновременно.
Участник закупки вправе подать заявку на участие в аукционе в электронной форме в любое время с момента размещения извещения о проведении аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в техническом задании настоящей документацией об электронном аукционе.
В заявке необходимо указывать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "не должна", "не должны". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "не ниже", "более", "менее", "или", то есть должны быть конкретными,
Если в техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "не ниже", "менее", "более", "свыше", участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, в техническом задании установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, превышающим заданный в техническом задании показатель, но без сопровождения словами "не менее".
Если в техническом задании значение показателя сопровождается словом "или", участником закупки должен быть предложен товар с одним конкретным показателем, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения словом "или".
Если в техническом задании устанавливаются несколько показателей, относящихся к товару и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой, знаками "и", "/", ",", участником закупки должен быть предложен товар, с точно такими же значениями, сопровождаемые буквой, знаками "и", "/", ",".
Если в техническом задании указаны конкретные значения показателей и значения показателей не сопровождаются словами "не более", "не менее", "не ниже", "более", "менее", "или", участником закупки должен быть предложен товар, со значениями, заданными в техническом задании, данные значения показателей не изменяются.
Если в техническом задании установлено требование к сроку гарантии, сопровождаясь при этом словами "не менее" или "более", участником закупки должен быть указан срок гарантии, но без сопровождения словами "не менее" или "более".
Если в техническом задании значение показателя по цвету сопровождается словом "или", участником закупки должен быть предложен товар с одним конкретным показателем, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения словом "или". Указанное предложение участника подразумевает поставку всего объема товара указанного цвета по данной позиции указанного в техническом задании.
Наименование страны происхождения товаров должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставщик предстает недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным заказчиком, что позволило ему стать победителем определения поставщика, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований. Все документы, представляемые участниками закупки в составе заявки на участие в аукционе, должны быть заполнены по всем пунктам, должны быть в виде, доступном для чтения."
Требование к значениям показателей Заказчик установил следующие:
ПN п/п |
Характеристика товара |
Обоснование дополнительных требований |
|
|
Наименование |
Значение |
|
11. |
Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация) |
||
|
по КТРУ |
||
.1.1 |
Сорт/класс топлива |
Не ниже 3 |
|
11.2 |
Тип топлива дизельного |
Зимнее |
|
11.3 |
Экологический класс |
не ниже К5 |
|
|
Дополнительные требования |
||
L1.4 |
Соответствие межгосударственному стандарту |
ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) |
необходимость использования дизельного топлива при низких температурах в условиях Антарктида |
В соответствии с ГОСТ 32511-2013 сорт/класс зимнего топлива может быть только один - третий сорт/класс.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 2 раздела III Технического задания установлено требование к показателю "сорт/класс" топлива, в соответствии с которым участники закупки в праве указать, к примеру, четвертый или пятый сорт/класс.
В обоснование своей позиции по делу Учреждение ссылается на следующее.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Кроме того, податель жалобы указывает на то, что с учетом функционала ЕИС не представляется возможным отразить требования к товару иначе, чем они отражены в документации, поскольку графа "тип топлива" имеет характеристику "неизменяемая заказчиком", графа "сорт/класс топлива" - "изменяемая заказчиком (выбор одного)" и предложено к выбору лишь четыре позиции "не менее 0", "не менее 1", "не менее 2" и "не менее 3".
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что описание объекта закупки Заказчиком установлено в соответствии со статьями 23, 33 Закона N 44-ФЗ.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки не содержит сведений (информации) о том, чем руководствоваться участникам закупки при заполнении значения показателя "сорт/класс топлива", поскольку, с одной стороны, Заказчику требуется "сорт/класс топлива не ниже 3", а с другой стороны, в соответствии с ГОСТ 32511-2013 Заказчику требуется только третий сорт/класс топлива. При этом инструкция не содержит положения о приоритетности одного требования над другим, что не позволяет участникам закупки определить в полной мере потребность заказчика, что привело к ограничению количества участников аукциона.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2020 года по делу N А56-17486/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение "Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17486/2020
Истец: ФГБУ "АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "КРАСНОСЕЛЬСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2363/2021
25.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32026/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17486/20
26.08.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20936/20