Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-2050/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А07-19830/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тарасовой С.В. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Александровский дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 октября 2020 г. по делу N А07-19830/2017.
Товарищество собственников жилья "Александровский дом" (далее - истец, ТСЖ "Александровский дом") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТехСтройМастер" (далее - ответчик, ООО "ТСМ") о взыскании задолженности за содержание общедомового имущества за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в размере 23 924 руб. 78 коп., их них на содержание консьержей 21 370 руб. 07 коп., обслуживание замочно-переговорного устройства (далее - ЗПУ) и видеонаблюдение 1 505 руб. 90 коп., за электроэнергию на содержание общего имущества 1 058 руб. 24 коп., неустойку за период с 15.03.2018 по 21.06.2019 в размере 124 218 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2020 (резолютивная часть объявлена 02.10.2020) исковые требования удовлетворены частично, с ООО "ТСМ" в пользу ТСЖ "Александровский дом" взыскана задолженность в размере 1 048 руб. 24 коп., пени в размере 118 556 руб. 30 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 580 руб. 55 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8 548 руб. 50 коп. Не согласившись с принятым решением суда, ТСЖ "Александровский дом" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа во взыскании расходов на консьерж-операторов, видеонаблюдения, ЗПУ и принять по делу новый судебный акт. Истец полагает, что не указание в протоколе годового общего собрания собственников помещений членов ТСЖ "Александровский дом" в многоквартирном доме (далее - МКД) 20/1 по ул. Карла Маркса в г. Уфе от 26.01.2018 вопроса об оказании дополнительных услуг на содержание консьержей, ЗПУ, видеонаблюдения не исключает факт согласования данных услуг и их стоимости, поскольку в пункте 10 повестки дня на голосование ставился вопрос об утверждении сметы доходов и расходов на 2017 г., а также тарифа на содержание и текущий ремонт на 2017 г. Смета содержит семь приложений, с которыми участники собрания были ознакомлены и в смете к прочим расходам отнесены: содержание консьерж-операторов, расходы по обслуживанию ЗПУ и видеонаблюдение.
При этом податель жалобы отмечает, что приведенная в решении суда правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что именно в решении общего собрания собственников МКД об оказании дополнительных услуг, должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, сформулирована в ноябре 2018 г., и на момент проведения собрания в январе 2018 г. позиция относительно оформления протокола истцу не была известна. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ТСМ" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12), а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой истцом части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, ТСЖ "Александровский дом" является управляющей организацией в жилом доме, находящемся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д.20/1. Решение о создании товарищества собственников жилья жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д.20/1 принято на общем собрании собственников жилья 27.10.2006, что подтверждается протоколом учредительного собрания N 1. ООО "ТСМ" является членом ТСЖ "Александровский дом" и собственником нежилого помещения обшей площадью 640,80 кв.м. в МКД, находящемся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д.20/1. Договорные отношения между сторонами отсутствуют. Протоколом общего собрания собственником от 26.01.2018 утверждена предварительная смета доходов и расходов ТСЖ "Александровский дом" на 2017 г. с тарифами: - на содержание и текущие ремонт нежилых помещений установлен в размере 45,39 руб. за кв.м; - услуги консьерж-операторов 6,67 кв.м; - за обслуживание ЗПУ и видеонаблюдения - 0,47 руб. за кв.м; - коммунальные услуги (ГВС, ХВС, электроэнергия) на содержание общего имущества, согласно нормативам, утвержденным Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам, указанным в приложении N 6 предварительной сметы доходов и расходов на 2017 г. Ответчик не оплатил услуги консьерж-оператора, за обслуживание ЗПУ и видеонаблюдения, ссылаясь на их неиспользование, также ООО "ТСМ" не оплачены коммунальные услуги на содержание общедомового имущества. Претензией от 26.04.2017 исх. N 24 истец просил ответчика произвести оплату задолженности по содержанию общедомового имущества (т.1, л.д. 77-79). Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ТСЖ "Александровский дом" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции указал, что решением общего собрания МКД перечень, условия оказания и выполнения, а также размер финансирования по услугам консьерж-операторов, ЗПУ и видеонаблюдения не устанавливался, в связи с чем исковые требования в данной части не обоснованы; на стороне ответчика имеется задолженность за электроэнергию на содержание общего имущества дома и ввиду несвоевременно производимых ответчиком платежей, подлежит взысканию долг и неустойка.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относятся:
- принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (пункт 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ);
- принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания (пункт 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ);
- другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 9 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. Услуги консьержей, ЗПУ и видеонаблюдения в этот минимальный и обязательный перечень не входят и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг консьержей, ЗПУ и видеонаблюдения отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами. 17.03.2017 протоколом общего собрания членов ТСЖ "Александровский дом" утверждена предварительная смета доходов и расходов ТСЖ "Александровский дом" на 2017 г., согласно которой тариф на содержание и текущий ремонт нежилых помещений установлен в размере 45,39 руб. за кв.м. площади, тариф на услуги консьерж-операторов - 6,67 руб. за кв.м.; тариф за обслуживание замочно-переговорных устройств и видеонаблюдения - 0,47 руб. за кв. м.; площади, коммунальные услуги (ГВС, ХВС и электроэнергия) на содержание общего имущества согласно нормативам, утвержденным Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам (расчет размера услуг приведен в приложении N 7 предварительной сметы доходов и расходов ТСЖ "Александровский дом" на 2017 г.).
Решение общего собрания собственников от 17.03.2017 отменено согласно решению общего собрания от 26.01.2018. Протоколом от 26.01.2018 годового общего собрания собственников помещений и членов ГСЖ "Александровский дом" в многоквартирном доме 20/1 по улице Карла Маркса в г. Уфе утверждена смета доходов и расходов на 2017 г. (с приложениями).
Согласно предварительной сметы доходов и расходов ТСЖ "Александровский дом" на 2017 г., утвержденной вышеупомянутым протоколом, и приложениям N N 1,7 к прочим расходам отнесены; расходы по содержанию консьерж-операторов (6,67 руб. за кв.м), расходы по обслуживанию ЗПУ и видео-наблюдение (0,47 руб. за кв. м.). Услуги консьерж-операторов, ЗПУ и видеонаблюдения являются дополнительными услугами. Решением общего собрания МКД, оформленным протоколом общего от 26.01.2018 (приложение к иску и уточнению), решение об оказании указанных услуг не ставилось. В смете расходов и доходов на 2017 г. указанные услуги числятся. Между тем, в решении общего собрания МКД по вопросу оказания дополнительных услуг должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Условия оказания услуг консьерж-операторов, ЗПУ и видеонаблюдения протоколом общего собрания МКД от 26.01.2018 не определены, в том числе нет конкретизации режима работы консьерж-операторов, их количества, места расположения, в том числе временной режим работы, количество и условия установки ЗПУ и количество и мест размещения устройств видеонаблюдения. Кроме того, не определено, в чем конкретно состоят услуги консьерж-операторов, какие территории, помещения имеют ЗПУ и объекты, за которыми ведется видеонаблюдение.
Более того, протоколом общего собрания МКД не установлен размер финансирования и условия оказания данных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации решением общего собрания МКД перечень, условия оказания и выполнения, а также размер финансирования по услугам консьерж-операторов, ЗПУ и видеонаблюдения не устанавливался, таким образом, размер оплаты дополнительных услуг в установленном порядке не определен. В удовлетворении требований истца о взыскании задолженности на содержание консьержей в сумме 21 370 руб. 07 коп., обслуживание ЗПУ и видеонаблюдение в сумме 1 505 руб. 90 коп., правомерно отказано.
В своих доводах податель жалобы не учитывает вышеприведенные нормы материального права, которые устанавливают, что такая обязанность может возникнуть у собственника помещения в многоквартирном доме не в силу закона, а в результате волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, выраженном на общем собрании собственников и закрепленном в соответствующем решении, причем именно в решении общего собрания должна быть не только указана сама дополнительная услуга, но должны быть определены необходимые для ее оказания перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Управляющая организация (ТСЖ) вправе заключать договоры на оказание дополнительных услуг с иными лицами при условии, что она уполномочена на это решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Факт того, что в пункте 10 решения собственников помещений от 26.01.2018 утверждена смета доходов и расходов на 2017 г. не является безусловным основанием для взыскания оплаты за выставляемые дополнительные услуги, поскольку перечень услуг и работ консьержей, ЗПУ и видеонаблюдения, условия их оказания и выполнения самим решением общего собрания собственников не утверждался. Отсутствует в этом решении и указание на то, что ТСЖ "Александровский дом" уполномочено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на заключение от имени собственников договоров с иными лицами об оказании дополнительных услуг, которые предполагают использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных выше норм следует, что управляющая организация ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома. Она не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом в правоотношениях по установлению дополнительных услуг.
Исковые требования истца о взыскании долга за электроэнергию и СОИ за январь-май 2017 г. в размере 1 048 руб. 24 коп. удовлетворены судом первой инстанции, так как истцом доказано потребление ответчиком электроэнергии в спорный период.
Также, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, части 14 статьи 155 ЖК РФ судом удовлетворены требования истца о взыскании неустойки за период с 15.03.2018 по 21.06.2019 в размере 118 556 руб.30 коп., согласно расчету суда.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются (абзац 7 пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 октября 2020 г. по делу N А07-19830/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Александровский дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19830/2017
Истец: ТСЖ "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДОМ"
Ответчик: ООО "ТЕХСТРОЙМАСТЕР"