г. Киров |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А82-6946/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания "Андрианов"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2020 по делу N А82-6946/2019,
по иску Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (ИНН: 7604318215, ОГРН: 1167627104050)
к обществу с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания "Андрианов" (ИНН: 7618004402, ОГРН: 1177627009834)
третьи лица: Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ИНН: 7604002275, ОГРН: 1027600681261), Управление Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320)
о взыскании 3 844 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Контрольно-ревизионная инспекция Ярославской области (далее - Инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания "Андрианов" (далее - ООО АПК "Андрианов", Общество, ответчик) о взыскании 3 844 500 рублей.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 13.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент) и Управление Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Управление казначейства).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2020 исковые требования Инспекции удовлетворены.
ООО АПК "Андрианов" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.07.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что им соблюдены условия предоставления и использования субсидии, установленные, Порядком предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку введения в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2011 N 32-п и соглашением от 19.09.2017 N 120/35.
Также Общество указывает, что им фактически введены в оборот дополнительные земельные участки, которые использовались в хозяйственной деятельности, что подтверждается несением расходов на закупку семян, прочего сырья, материалов, а также затратами на оплату труда и отчислениями на социальные нужды.
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и Департамент указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Управление казначейства отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок и условия получения субсидий на территории Ярославской области установлены постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2011 N 32-п, которым в частности утвержден "Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку введения в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий" (далее - Порядок N 32-п).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 32-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Ярославской области (далее - получатели субсидии), на проведение культуртехнических работ на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, не вошедших в перечень земельных участков, на которых проведены культуртехнические мероприятия с государственной поддержкой из федерального бюджета, в текущем финансовом году в соответствии с государственной программой Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N 592-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы".
Ответственность за достоверность сведений, представляемых для получения субсидий, возлагается на получателей субсидий (пункт 11 Порядка N 32-п).
Согласно пункту 19 Порядка N 32-п Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (часть 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ООО АПК "Андрианов" заключено соглашение от 19.09.2017 N 120/35 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (т. 1 л.д. 10-18).
Предметом соглашения являлось предоставление ООО АПК "Андрианов" из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Ярославской области, на поддержку введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1.2 соглашения показателями результативности использования субсидии является увеличение посевной площади, распаханной и засеянной, включая озимые культуры в текущем финансовом году - 1765 га.
Размер предоставляемой субсидии согласно пункту 2.3 соглашения составляет 3 530 000 рублей.
Дополнительным соглашением от 28.11.2017 N 1 пункт 1.2 соглашения дополнен абзацем следующего содержания: дополнительно скошенные и убранные сельскохозяйственные угодья (сенокосы, пастбища) в текущем финансовом году - 629 га (т.1 л.д. 19).
Размер субсидии согласно дополнительному соглашению составляет 3 844 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Порядком предоставления субсидии при соблюдении условий, установленных пунктом 3.1.3 соглашения:
- увеличение посевных площадей, распаханных и засеянных, включая озимые культуры, в текущем финансовом году;
- дополнительно скошенные и убранные сельскохозяйственные угодья (сенокосы, пастбища) в текущем финансовом году.
В пункте 4.1.5 соглашения стороны предусмотрели, что в случае установления главным распорядителем средств или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядками предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем субсидии в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю субсидии требование об устранении фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии либо об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
Из материалов дела следует, что субсидия в общей сумме 3 844 500 рублей получена ООО АПК "Андрианов" из областного бюджета.
Общая площадь введенных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, за которые была начислена и выплачена субсидия, составляла 2 394 га.
По результатам повторной камеральной проверки Инспекцией составлен акт от 05.02.2019 и вынесено предписание от 19.02.2019 N ИХ.44-0177/19, которым Обществу предписано в срок до 19.03.2019 произвести возврат средств в сумме 3 844 500 рублей в бюджет Ярославской области на лицевой счет администратора доходов - Департамента (т. 1 л.д. 135-168, т. 2 л.д. 1-3).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2019 по делу N А82-5027/2019 ООО АПК "Андрианов" отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 19.02.2019 N ИХ.44-0177/19.
В ходе рассмотрения дела N А82-5027/2019 судом установлен факт, что Общество не обладало на законном основании земельными участками, в отношении которых получена субсидия, следовательно, условия представления таковой были изначально нарушены.
Также суд установил, что в установленный Порядком N 32-п срок Общество не представило документы, подтверждающие фактические затраты по вводу земель в оборот, предъявленные к возмещению за счет субсидии областного бюджета.
Таким образом, в рамках спора по делу А82-5027/2019 подтвержден факт нецелевого использовании Обществом средств субсидий.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что средства субсидии использованы Обществом не в целях, установленных условиями соглашения от 19.09.2017, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто ответчиком, суд первой инстанции правомерно удовлетворили требования Инспекции о взыскании с ООО АПК "Андрианов" 3 844 500 рублей, потраченных не по целевому назначению.
Ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О, Общество указывает, что фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении другого дела, и данная им правовая оценка должны учитываться судом, рассматривающим иное дело, что, в свою очередь, не исключает возможности прийти к иным выводам по существу спора с обязательным указанием в судебном акте соответствующих мотивов. Общество считает, что суд первой инстанции должен был дать самостоятельную оценку соблюдения ООО АПК "Андрианов" условий предоставления субсидии и правомерности использования бюджетных средств. Указанные доводы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Вывод суда первой инстанции о нецелевом использовании Обществом субсидии, предоставленной на основании соглашения от 19.09.2017, подтвержден материалами дела, и установлен решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2019 по делу N А82-5027/2019, которое вступило в законную силу и не могло быть проигнорировано при принятии судебного акта по настоящему делу.
Доводы ответчика о том, что оно не имеет преюдициального значения, противоречат положениям статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2020 по делу N А82-6946/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания "Андрианов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6946/2019
Истец: КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО Агропромышленная компания "Андрианов"
Третье лицо: ДАПКИПР, Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка ЯО, Управление Федерального казначейства по ЯО, УФК ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТ, Арбитражный суд Ярославской области