г. Хабаровск |
|
25 декабря 2020 г. |
А73-14170/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Солнечного района: прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Бахаревой Ю. В. по служебному удостоверению от 12.02.2020 ТО N 275517 (сроком до 12.02.2023);
от индивидуального предпринимателя Яковлевой Ольги Викторовны: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Яковлевой Ольги Викторовны
на решение от 12.11.2020
по делу N А73-14170/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Прокурора Солнечного района
к индивидуальному предпринимателю Яковлевой Ольге Викторовне
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солнечного района (далее - прокурор, прокуратура заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Яковлеву Ольгу Викторовну (далее - ИП Яковлева О.В., предприниматель, индивидуальный предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 12.11.2020 предприниматель привлечена к административной ответственности по данной норме права, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, назначив ей наказание в виде предупреждения, поскольку нарушение совершено предпринимателем впервые, имущественный ущерб и угроза причинения вреда отсутствуют, а заявитель жалобы является субъектом малого предпринимательства.
Представитель предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие предпринимателя, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель прокуратуры просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы предпринимателя по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, представленном для приобщения к материалам дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Яковлева Ольга Викторовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2020 ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 320272400001331, ИНН 270605687170.
13.08.2020 Прокуратурой Солнечного района на основании решения N 74 от 13.08.2020 проведена проверка на предмет соблюдения ИП Яковлевой О.В. законодательства Российской Федерации, регламентирующего эксплуатацию аттракционной техники, а именно 2-х аттракционов - батуты (воздушный аттракцион "Царь морей" и батут диам. 470 см. с ограждением Leco-IT IT Street), расположенных на территории городского поселения "Рабочий поселок Солнечный", на земельном участке в кадастровом квартале 27:14:0010104, площадью 100 кв. м., примерно в 12 м. по направлению на юго-запад от жилого дома N 18 А по ул. Геологов; собственником данных батутов является предприниматель, а земельный участок используется на основании договора N 1 от 12.05.2020 об использовании земельного участка для размещения объекта: сезонные аттракционы, находящегося в государственной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута, заключенного между ИП Яковлевой О.В. и Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" Солнечного муниципального района Хабаровского края.
В результате проверочных мероприятий прокуратурой установлен факт нарушения предпринимателем требований национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55515-2013 "Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 N 542-ст, что зафиксировано актом осмотра от 13.08.2020.
26.08.2020 по установленному проверкой факту прокурором Солнечного района Хабаровского края Рокачевым И.В., в отношении ИП Яковлевой О.В., возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, о чем в присутствии предпринимателя вынесено соответствующее постановление, при этом с фактом вменяемого правонарушения предприниматель согласилась.
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ КоАП РФ влекут административную ответственность в виде наложения на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются лица, указанные в диспозиции данной нормы, в числе которых исполнитель - лицо, оказывающее какие-либо услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; он также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон РФ N 2300-1), который также устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом под потребителем Закон о защите прав потребителей понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона РФ N 2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя; требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона РФ N 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору; при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации регламентированы решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (вместе с "ТР ЕАЭС 038/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности аттракционов") (далее - Технический регламент).
Разделом VIII п. 79 Технического регламента установлены требования безопасности при эксплуатации аттракционов, в соответствии с которыми необходимо: выполнять требования эксплуатационных документов, вести соответствующие журналы; разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы; разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами); информация составляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого эксплуатируется аттракцион; иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки; табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений; разместить рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона; иметь медицинские аптечки; разместить необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле; иметь в наличии средства эвакуации пассажиров из пассажирских модулей (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона; разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров; проводить проверки ежедневные аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации; исключить свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы; исключить недопустимое использование аттракциона; организовать безопасные рабочие места персонала; установить на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха (если это предусмотрено эксплуатационными документами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 N 1732 "Об утверждении требований и к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов" установлены требования к техническому состоянию аттракционов надувных, согласно пунктам 91, 94 которых электрические кабели должны быть защищены от возможного контакта с посетителями; аттракцион должен иметь ограждение, ограждение должно размещаться на расстоянии, предусмотренном эксплуатационными документами, чтобы исключить доступ посетителей, пассажиров и пользователей к вентилятору, включая его проводку, элементам системы крепления и швартовочным элементам.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 N 542-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55515-2013 "Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 55515-2013, Стандарт).
Требования настоящего стандарта предназначены для снижения уровня риска причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.
Согласно пункту 1.2 ГОСТ Р 55515-2013, Стандарт определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению оборудования при его эксплуатации, и требования по их минимизации для посетителей, зрителей и персонала.
По п. 6.1 Стандарта эксплуатацию оборудования должен осуществлять работник эксплуатанта, прошедший соответствующую подготовку.
В соответствии с п. 6.2 Стандарта функции, права и обязанности оператора оборудования устанавливают в должностных инструкциях и других документах эксплуатанта.
Согласно п. п. 6.3, 6.4 Стандарта должностную инструкцию оператора разрабатывает эксплуатант с учетом действующих нормативных документов, рекомендаций, представленных в эксплуатационной документации на оборудование, собственного опыта и требований настоящего стандарта; должностная инструкция оператора должна определять уровень его компетентности, необходимый для выполнения процедур эксплуатации и оказания услуг, и быть утверждена эксплуатантом.
По требованиям к чистоте поверхности, установленным п. 7.6.1 Стандарта место для установки оборудования необходимо очистить от мусора, растительности и острых предметов, расположенных на поверхности или выступающих из земли.
Согласно п. 8.4.1 Стандарта, оператор и, при необходимости, персонал должны иметь при себе эффективные средства сигнализации (например, звуковую или световую), посредством которых они могут привлечь внимание посетителей и зрителей.
В соответствии с п. 8.6.2. Стандарта средства доврачебной медицинской помощи должны располагаться на видном месте.
По п. 8.5.3 Стандарта при использовании оборудования по назначению первичные средства пожаротушения должны располагаться на видном месте недалеко от оборудования.
Судом по материалам административного дела установлено, что 13.08.2020 Прокуратурой Солнечного района на основании решения N 74 от 13.08.2020 проведена проверка на предмет соблюдения ИП Яковлевой О.В. законодательства Российской Федерации законодательства, регламентирующего эксплуатацию аттракционной техники, а именно 2 аттракционов - батуты (воздушный аттракцион "Царь морей" и батут диам. 470 см с ограждением Leco-IT IT Street), расположенных на территории городского поселения "Рабочий поселок Солнечный", на земельном участке в кадастровом квартале 27:14:0010104, площадью 100 кв. м., примерно в 12 м. по направлению на юго-запад от жилого дома N 18 А по ул. Геологов, где были выявлены нарушения вышеуказанных требований законодательства при эксплуатации детских аттракционов, а именно: в нарушение п. 6.1. Стандарта, в момент проведения проверки, сведения о прохождении работником (оператором) эксплуатанта соответствующей подготовки, не были предоставлены; в нарушение п. п. 6.2.-6.4. Стандарта, должностная инструкция у оператора отсутствовала; в нарушение п. 7.6.1. Стандарта, место для установки оборудования не расчищено от растительности; в нарушение п. 8.4.1. Стандарта, оператор не имеет при себе эффективные средства сигнализации (например звуковую или световую сигнализацию); в нарушение п. 8.5.3. Стандарта, первичные средства пожаротушения отсутствовали; в нарушение п. 8.6.2. Стандарта, средства доврачебной медицинской помощи не располагались на видном месте, а были принесены из автомобиля представителя ИП Яковлевой О.В., медицинская аптечка частично укомплектована; в нарушение п. п. "в" п. 79 раздела N VIII Технического регламента, перед входом на аттракционы информация об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу не размещена; в нарушение п. п. "г" п. 79 раздела N VIII Технического регламента, средства для измерения роста и веса, в момент проведения проверки отсутствовали; в нарушение п. п. "к" п. 79 раздела N VIII Технического регламента, на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона, в момент проведения проверки, отсутствовали; в нарушение п. п. "н" п. 79 Раздела VIII Технического регламента ежедневно проверки аттракционов не проводятся, журнал о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации не заполняется; в нарушение п. п. "с" п. 79 раздела N VIII Технического регламента, на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха, отсутствовали; в нарушение п. 91 Требований, электрические кабели, подведенные к воздушному аттракциону "Царь морей", не защищены от возможного контакта с посетителями; в нарушение п. 94 Требований, аттракционы не имеют ограждения.
Также проведенной проверкой установлено, что дезинфекция аттракционов проводится только перед открытием, в начале дня, вместе с тем, журналы санитарной обработки аттракционов не ведутся.
При этом, факт административного правонарушения предпринимателем не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом осмотра от 13.08.2020, фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.08.2020, объяснением предпринимателя от 11.09.2017, иными материалами дела.
Исходя из характера выявленных нарушений, их совершение образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина предпринимателя в совершенном правонарушении выразилась в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а равно при непредставлении доказательств совершения правонарушения вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя.
Имеющиеся в материалах дела документальные доказательства являются относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определенный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не пропущен.
Также, проанализировав положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для применения малозначительности и освобождения предпринимателя от административной ответственности применительно к рассматриваемому правонарушению, так как материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Довод заявителя жалобы о необходимости замены наказания со штрафа на предупреждение, поскольку нарушение совершено предпринимателем впервые, имущественный ущерб и угроза причинения вреда отсутствуют, а заявитель жалобы является субъектом малого предпринимательства, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, так как нарушение совершено в сфере эксплуатации аттракционной техники, а именно эксплуатации 2-х аттракционов - батутов (детских аттракционов), таким образом, правовых оснований для применения, в данном случае, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, нет (не имеется условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей).
Административный штраф назначен предпринимателю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (30000 рублей).
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права и принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 ноября 2020 года по делу N А73-14170/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14170/2020
Истец: Покурор Солнечного района
Ответчик: ИП Яковлева Ольга Викторовна