г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А26-7009/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Згурская М.Л., Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Кузнецовой Н. С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: 1) Лебедева Л. А., доверенность от 09.01.2020, 2) Лебедева Л. А., доверенность от 01.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32775/2020) Администрации Нововилговского сельского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2020 по делу N А26-7009/2020 (судья Подкопаев А. В.), принятое
по заявлению Администрации Нововилговского сельского поселения
к 1)Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия; 2)Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация Нововилговского сельского поселения (далее -администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - инспекция N 10, налоговый орган) о признании незаконными: бездействия инспекции N 10, выраженного в непринятии мер по постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11; бездействия инспекции N 10 в непринятии мер по проведению мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных проверок, доначислению и взысканию с надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11; бездействия инспекции N 10, выраженного в ненаправлении поступившей от администрации информации о нарушении законодательства о налогах и сборах в уполномоченный на проведение выездной налоговой проверки налоговый орган; решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - Управление) о рассмотрении жалобы администрации от 26.06.2020 N 13-12/07496С; об обязании инспекции N 10 провести мероприятия налогового контроля в отношении правообладателей и землепользователей земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 по вопросам искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, повлекших уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате земельного налога в отношении перечисленных земельных участков, а также по вопросу соблюдения при осуществлении сделок по передаче указанных земельных участков в пользование требований, установленных пунктом 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 09.10.2020 в заявлении отказано.
Заявитель, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно отказал в заявленных требованиях.
В судебном заседании представитель налогового органа и Управления возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Администрация обратилась в Инспекцию N 10 с заявлением о проведении проверки в отношении Администрации Петрозаводского городского округа, принятии мер по доначислению и взысканию земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11.
Инспекция письмом от 16.04.2020 ответила, что указанные земельные участки находятся в собственности Петрозаводского городского округа, не подлежат налогообложению земельным налогом.
Решением Управления от 26.06.2020 N 13-12/07496С в удовлетворении жалобы Администрации на бездействие налогового органа отказано.
Заявитель оспорил бездействие налогового органа и решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции в требованиях отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, оспаривая акт, действие (бездействие) налогового органа, заявитель должен доказать, как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий закону, а также нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в предпринимательской деятельности.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно отказал в заявленных требованиях.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2015 по делу N А26-10792/2014 за Администрацией Петрозаводского городского округа признано право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами: 10:20:0031401:488 площадью 126 897 м2, 10:20:0031401:489 площадью 101 882 м2, 10:20:0031401:223 площадью 161 613 м2, 10:20:0031401:11 площадью 167 227 м2, расположенными в западной и центральной части кадастрового квартала 10:20:03 14 01 Прионежского района Республики Карелия. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земле обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Виды разрешенного использования - для размещения кладбищ. Фактически на указанных земельных участках расположено кладбище (д. Вилга).
Государственная регистрация за администрацией Петрозаводского городского округа права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанными земельными участками осуществлена в октябре 2015 года.
В соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 11.03.2016 N 930 право постоянного (бессрочного) пользования администрации Петрозаводского городского округа земельными участками с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 прекращено на основании ст. 45 Земельного кодекса РФ.
Государственная регистрация прекращения права администрации Петрозаводского городского округа осуществлена 24.03.2016 года.
С этого момента правообладателем (собственником) данных земельных участков является муниципальное образование - Петрозаводский городской округ, земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 составляют муниципальную казну данного муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
29 декабря 2016 года между администрацией Петрозаводского городского округа и муниципальным казенным учреждением Петрозаводского городского округа "Ритуал" заключены договоры N 322, 323, 324, 325 безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами: 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:11, 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:223, сроком на 363 дня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Таким образом, ни администрация Петрозаводского городского округа, ни муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал" не являются плательщиками земельного налога в отношении четырех земельных участков, поскольку правообладателем (собственником) данных земельных участков является муниципальное образование - Петрозаводский городской округ, не являющееся юридическим лицом, и плательщиком земельного налога, а муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал" не является плательщиком земельного налога, так как данные земельные участки находятся у него на праве безвозмездного срочного пользования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговым органом, в том числе, путем проведения выездной налоговой проверки или камеральной налоговой проверки.
Согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Администрация Петрозаводского городского округа не состоит на учете в инспекции N 10, состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску по месту нахождения, муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал" состоит на учете в инспекции N 10 по месту нахождения недвижимого имущества, и состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - по месту нахождения организации.
Таким образом, инспекция N 10 не может провести выездную налоговую проверку в отношении ни в отношении администрации Петрозаводского городского округа, ни в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа "Ритуал", так как решение о проведении такой проверки может быть принято только инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, инспекция N 10 не может провести камеральную налоговую проверку в ни отношении администрации Петрозаводского городского округа, ни в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа "Ритуал", поскольку данные лица не являются плательщиками земельного налога в отношении заявленных земельных участков.
Инспекция N 10 направила в адрес администрации Петрозаводского городского округа 15.04.2019 письмо с просьбой пояснить причины непредставления налоговых деклараций по земельному налогу за 2016, 2017, 2018 г.г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, или представить в инспекцию N 10 соответствующие декларации.
Администрация Петрозаводского городского округа 26.04.2019 направила в адрес инспекции N 10 письмо с пояснением причин непредставления деклараций по земельному налогу: земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, расположенные в Нововилговском сельском поселении Прионежского района, находятся на балансовом учете в составе имущества муниципальной казны в муниципальном казенном учреждении Петрозаводского городского округа "Петрозаводский центр учета имущества". Собственником вышеуказанных земельных участков является Петрозаводский городской округ. Муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций, поэтому Петрозаводский городской округ не является плательщиком земельного налога.
Представленные управлением выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 26.04.2019 свидетельствуют о том, что с 02 декабря 2015 года право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 зарегистрировано за муниципальным образованием Петрозаводский городской округ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии со стороны Инспекции N 10 неправомерного бездействия, отсутствии оснований для обязания данного налогового органа провести налоговый контроль в отношении правообладателей и землепользователей земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, а также о правомерности принятого Управлением решения по жалобе заявителя.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2020 по делу N А26-7009/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7009/2020
Истец: Администрация Нововилговского сельского поселения
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Республике Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия