Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2021 г. N Ф10-1289/21 настоящее постановление оставлено без изменения
25 декабря 2020 г. |
Дело N А83-14287/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.12.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Волковой О.Л., Гусевой Е.Г.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС" - Патунин А.В. по доверенности N 8 от 30.06.2020, от Муниципального казённого учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым - Никоненко Е.И. по доверенности от 24.07.2020 N 41/02-02/102,
в отсутствии Администрации города Симферополя Республики Крым, ООО "Черномор-Юг", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Симферополя Республики Крым и Муниципального казённого учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года по делу N А83-14287/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС" об оспаривании предписания Муниципального казённого учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Черномор-Юг",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС" (далее - ООО "ТД "ТЭС", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация г. Симферополя РК, Администрация) и Муниципальному казённому учреждению Управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Управление наружной рекламы и информации, Управление), в котором просило признать незаконным полностью предписание N 430 от 11.07.2019 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации, вынесенное Администрацией г. Симферополя Республики Крым в лице Управления наружной рекламы и информации; в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в лице Управления наружной рекламы и информации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2020 требования ООО "Торговый дом "ТЭС" были удовлетворены; признано незаконным и отменено предписание N 430 от 11.07.2019 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации, вынесенное Муниципальным казённым учреждением Управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС"; взыскано с Муниципального казённого учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС" государственную пошлину в размере 3 000, 00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Симферополя Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалоб, апеллянты указывают на то, что решение суда первой инстанции, в части удовлетворения требований Общества, противоречит нормам материального права, вынесено на основании ошибочных выводов, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, в нарушением норм процессуального права, в связи с чем, нарушает права и интересы муниципального образования городской округ Симферополь.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Торговый дом "ТЭС" в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что предписание выдано в нарушение Правил демонтажа и Правил распространения ОНРИ, выдано ненадлежащему лицу, а спорная конструкция - стела, расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Ялтинская, 167, не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы.
Администрация города Симферополя Республики Крым, ООО "Черномор-Юг", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом. Каких-либо заявлений, ходатайств в адрес суда апелляционной инстанции не направили.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Администрации города Симферополя Республики Крым, ООО "Черномор-Юг", необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобы в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 14 июля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Управлением в результате проведенной 08.07.2019 проверки объектов наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ) выявлена информационная конструкция: стела, отдельно стоящая на земельном участке, двухсторонняя, имеющая поверхность для размещения информации (информационное поле) размером 1,5 х 5,0 м по адресу г. Симферополь, ул. Ялтинская, 167, владелец ОНРИ - ООО "ТД "ТЭС", согласование на установку и эксплуатацию которой отсутствует. Результат проверки и фотофиксация отражены в акте проверки от 08.07.2019 N 401.
11.07.2019 ООО "ТД "ТЭС" управлением выдано предписание N 430 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации, согласно которому обществу вменен факт установки и эксплуатации ОНРИ по адресу г. Симферополь, ул. Ялтинская, 167 с нарушением требований п.4 Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации ОНРИ на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета от 29.12.2014 N 157 (далее- Правила N 157), пунктов 7 и 9 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 02.04.2015 N 223 (далее - Порядок демонтажа N 223).
В соответствии с предписанием обществу необходимо демонтировать конструкцию (стелу) в срок до 11 августа 2019 года.
Не согласившись с предписанием Управления наружной рекламы и информации от 11.07.2019 N 430, ООО "ТД "ТЭС" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Признавая незаконным предписание, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что в отношении предприятия проверка в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ, не назначалась и не проводилась, Предписание вынесено в отношении ненадлежащего юридического лица (не собственника объекта), что свидетельствует о вынесении такого Предписания с нарушением закона
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Правовыми актами, регулирующими правила установки и эксплуатации, а также порядок демонтажа информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым являются: Правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденные решением сессии Симферопольского городского совета от 29.12.2014 N 157 (далее - Правила N 157); решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 02.04.2015 N223 "Об утверждении Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - Порядок демонтажа N 223).
Согласно п.1.3 Правил N 157 и п.2 Порядка демонтажа N 223 соблюдение настоящих Правил и Порядка является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, принимающих участие в деятельности по распространению наружной рекламы и информации, установке и эксплуатации, демонтажу, транспортировке, хранению и в необходимых случаях уничтожению объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В разделе 2 Правил N 157 приведена расшифровка следующих понятий:
- объекты наружной рекламы и информации (средства наружной рекламы) - специальные конструкции (рекламные, информационные), предназначенные для распространения рекламных и информационных сообщений, установленные и эксплуатируемые на территории городского округа Симферополь, на территориях общего пользования, других земельных участках, зданиях, сооружениях и ориентированные на визуальное восприятие потребителями информации;
- незаконный объект наружной рекламы и информации - самовольный объект наружной рекламы и информации, а равно объект, разрешение либо согласование на установку и эксплуатацию которого отсутствует, аннулировано или признано недействительным, либо объект, в отношении которого истек срок действия выданного ранее разрешения на установку и эксплуатацию, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- рекламные (информационные) конструкции - технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в том числе на земельных участках и имуществе, не отнесенном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу;
- разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - Разрешение) - документ, на основании которого допускается установка и эксплуатация рекламных конструкций на согласованном месте их установки, выдаваемый Администрацией при условии выполнения требований действующего законодательства и муниципальных правовых актов в сфере наружной рекламы и заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок действия такого договора;
- согласование на установку и эксплуатацию информационных конструкций (далее - Согласование) - документ, на основании которого допускается установка и эксплуатация информационных конструкций на согласованном месте их установки, выдаваемый Администрацией при условии выполнения требований действующего законодательства и муниципальных правовых актов.
Согласно п.4.1 Правил N 157, объекты наружной рекламы и информации подразделяются на следующие виды:
- объекты наружной рекламы (рекламные конструкции);
- объекты городской информации;
- объекты информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения (вывески и информационные конструкции).
Пунктом 4.3.8.16 Правил N 157 определены виды таких конструкций, к ним относятся стелы, пилоны, модульные конструкции - отдельно стоящие имиджевые конструкции, устанавливаемые и эксплуатируемые при въезде (входе) на (в) объект, где данный хозяйствующий субъект осуществляет деятельность, либо в ином месте.
В силу п.1.8 Правил N 157, установка и эксплуатация информационных конструкций на территории городского округа Симферополь осуществляется на основании согласования на установку и эксплуатацию информационных конструкций, выдаваемого Администрацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Согласование установки информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь республики Крым, аннулирование таких согласований", утвержденным постановлением Администрации от 08.08.2016 N 1772.
Согласно п.2.29 Правил N 157 Управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Управление) - специально уполномоченное в сфере распространения наружной рекламы и размещения объектов наружной рекламы и информации отраслевое (функциональное) структурное подразделение Администрации.
Согласно п.4 Порядка демонтажа N 223 выявление объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Симферополь не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов городского округа Симферополь (далее - незаконные ОНРИ), осуществляется уполномоченными должностными лицами Управления при реализации ими своих полномочий и обязанностей, а также на основании обращений граждан и организаций.
Пунктом 6 Порядка демонтажа N 223 определено, что при выявлении незаконного ОНРИ уполномоченные должностные лица Управления составляют акт о выявлении ОНРИ, установленного и эксплуатируемого на территории городского округа Симферополь не в соответствии с требованиями действующего законодательства (далее - акт о выявлении) по установленной форме, согласно Приложению 2 к указанному Порядку, в котором указываются дата выявления, адрес места расположения ОНРИ, его тип, собственник (владелец) ОНРИ. Также в данном акте может быть указана иная информация, касающаяся обозначенной в нём конструкции (схема размещения, фотографии и т.п.).
В соответствии с п.7 Порядка демонтажа N 223 на основании составленного Акта о выявлении уполномоченные должностные лица Управления в течение трёх рабочих дней составляют по форме (приложение 2 к настоящему Порядку) предписание о демонтаже ОНРИ (далее - Предписание).
Решением 6-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.11.2014 N 98 "О структуре Администрации города Симферополя Республики Крым" было утверждено положение об Управлении наружной рекламы и информации администрации города Симферополя (далее - Положение от 28.11.2014 N 98).
Согласно п.3.9 Положения от 28.11.2014 N 98 одной из функций Управления является выдача предписаний о демонтаже объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Симферополь, размещенных с нарушением требований законодательства.
Согласно п.10.1 Правил N 157 к разрешительным документам на установку и эксплуатацию информационных конструкций относится Согласование на установку и эксплуатацию информационной конструкции, которое оформляется и выдается в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
Государственная пошлина за получение Согласования не взимается.
Оформление Согласования на установку и эксплуатацию информационных конструкций осуществляет Администрация.
В соответствии с п.13.1 Правил N 157 демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых без Разрешения либо Согласования (самовольная установка), либо после аннулирования Разрешения или признания его недействительным, либо объекта, в отношении которого истек срок действия выданного ранее Разрешения, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь.
Согласно п. 13.2 Правил N 157 Порядок демонтажа незаконных объектов наружной рекламы и информации устанавливается Симферопольским городским советом Республики Крым.
В силу п.3 Порядка от 02.04.2015 N 223 порядок является обязательным для исполнения всеми физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, принимающих участие в деятельности по распространению наружной рекламы и информации, установке и эксплуатации, демонтажу, транспортировке, хранению и в необходимых случаях уничтожению объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь).
Согласно п.4 Порядка от 02.04.2015 N 223 положения порядка применяются к объектам наружной рекламы и информации - специальным конструкциям (рекламным, информационным), предназначенным для размещения наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ) в случаях, если информационные конструкции установлены без согласования на установку и эксплуатацию информационной конструкции.
В соответствии с п.6 Порядка от 02.04.2015 N 223 при выявлении незаконного ОНРИ (либо ОНРИ, который поврежден или находится в аварийном состоянии) уполномоченные должностные лица Управления составляют акт о выявлении ОНРИ, установленного и эксплуатируемого на территории городского округа Симферополь не в соответствии с требованиями действующего законодательства (далее - Акт о выявлении) по установленной форме, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку, в котором указываются дата выявления, адрес места расположения ОНРИ, его тип, собственник (владелец) ОНРИ. Также в данном акте может быть указана иная информация, касающаяся обозначенной в нём конструкции (схема размещения, фотографии и т.п.).
Согласно п.7 Порядка от 02.04.2015 N 223 на основании составленного Акта о выявлении, (за исключением акта о выявлении ОНРИ, который поврежден или находится в аварийном состоянии) уполномоченные должностные лица Управления в течение трёх рабочих дней составляют предписание о демонтаже ОНРИ (далее - Предписание) по установленной форме, согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с п.9 Порядка предписание выдаётся собственнику (владельцу) ОНРИ или его доверенному лицу под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Из материалов дела усматривается, что по договору аренды объекта недвижимости от 02.12.2014 N 5/12, заключенному между ООО "Черномор-Юг" и ООО "ТД "ТЭС", ООО "Черномор-Юг" передало ООО "ТД "ТЭС" автозаправочную станцию в комплексе, расположенную по адресу: г. Симферополь, ул. Ялтинская, 167 (акт приема-передачи к договору аренды АЗС N 5/12 от 02.12.2014).
Материалами дела подтверждается, что стела, установленная при въезде на АЗС, выполнена в едином фирменном стиле, наряду с другими элементами автозаправочного комплекса, расположенного на ул. Ялтинская, 167, г. Симферополь временным владельцем которого является ООО "ТД "ТЭС". На информационном поле стелы присутствует фирменный логотип ООО "ТД "ТЭС", позволяющий потребителю идентифицировать информацию о видах топлива и его стоимости, размещенную на стеле, как информацию, адресованную ООО "ТД "ТЭС" неопределенному кругу лиц в рамках предоставляемых им услуг.
Размещенная на стеле информация, имеет непосредственное отношение к деятельности ООО "ТД "ТЭС", что не оспаривается самим обществом.
Согласование на установку и эксплуатацию информационной конструкции, расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Ялтинская, 167, отсутствует.
Ссылка представителя общества на то, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему лицу несостоятельна, поскольку п. 8 Порядка демонтажа N 223 предусмотрена возможность выписывать предписание о демонтаже ОНРИ не только в отношении собственника ОНРИ, но и в отношении его фактического владельца.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что проверка в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ в отношении общества не проводилась, поскольку требования Закона N 294-ФЗ не распространяются на осуществление визуального осмотра без проведения мероприятий по контролю в отношении деятельности самого юридического лица на предмет соответствия обязательным требованиям. Данная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 24.07.2020 N 303-ЭС20-9217, постановлении ВС РФ от 25.09.2015 N 304-АД15-8917
На основании изложенного суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято не правомерно, с нарушением закона.
Иные доводы сторон в данном случае не имеют самостоятельного правового значения при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие нарушенных прав или законных интересов заявителя оспариваемым им решением является в силу части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для отказа в удовлетворении требований. Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По правилам распределения судебных расходов, установленным в статье 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы общества за подачу в арбитражный суд заявления относятся судом на заявителя.
Принимая во внимание, что Администрация г. Симферополя РК и Управление наружной рекламы и информации на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина с общества в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года по делу N А83-14287/2019 отменить, апелляционные жалобы Администрации города Симферополя Республики Крым и Муниципального казённого учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым - удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЭС" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14287/2019
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЭС"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ООО <<ЧЕРНОМОР-ЮГ>>, Администрация г.Симферополя, Управление наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1289/2021
25.12.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2280/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-14287/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-14287/19