Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф06-2430/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А57-4474/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болаткалиевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2020 года по делу N А57-4474/2020
по исковому заявлению Министерства образования Саратовской области (ОГРН 1056405028591)
к частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6452091205, ОГРН 1046405408257)
о взыскании излишне перечисленной субсидии,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства образования Саратовской области представитель Федорова Наталья Владимировна, действующая на основании доверенности от 06.07.2020, выданной сроком на один год,
- от частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представители Хребет Ольга Сергеевна и Кузьменков Артем Алексеевич, действующие на основании доверенности от 12.05.2020, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство образования Саратовской области (далее - Министерство, истец) к частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ЧОУ "Детский сад N 111, ответчик) с исковым заявлением о взыскании в пользу бюджета Саратовской области излишне перечисленных субсидий.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2020 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Ответчик представил письменные возражения на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в которых выразил согласие с принятым решением.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчика возражали против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 26.03.2019 между Министерством и частным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 109 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ЧОУ "Детский сад N 109) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2019 N 157-П "О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности" (далее - Порядок предоставления субсидии), было заключено соглашение N 2/ч, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на обеспечение образовательной деятельности в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерством, как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в размере 4 772 116 руб. (пункты 1.1., 2.1., подпункт 2.1.1. пункта 2.1. соглашения).
26.03.2019 между Министерством и частным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 110 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ЧОУ "Детский сад N 110) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2019 N 157-П "О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности", было заключено соглашение N 4/ч, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на обеспечение образовательной деятельности в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерством, как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в размере 3 269 824 руб. (пункты 1.1., 2.1., подпункт 2.1.1. пункта 2.1. соглашения).
26.03.2019 между Министерством и частным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ЧОУ "Детский сад N 111) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением правительства Саратовской области от 14.03.2019 N 157-П "О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности", было заключено соглашение N 3/ч, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на обеспечение образовательной деятельности в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерством, как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в размере 8 528 317 руб. (пункты 1.1., 2.1., подпункт 2.1.1. пункта 2.1. соглашения).
Положениями пункта 3 соглашений предусмотрен порядок перечисления субсидий периодическими платежами в течение 2019 года на основании представленных получателем отчета о затратах и отчета о достижении значений показателей результативности за отчетный месяц.
В период с 06.12.2019 по 30.12.2019 комиссией по проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета, созданной приказом Министерства от 05.12.2019 N 2584, проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности.
В ходе проверки было выявлено, что в нарушение пункта 2.11. Положения о предоставлении субсидии ЧОУ "Детский сад N 109", ЧОУ "Детский сад N 109", ЧОУ "Детский сад N 111" не уведомили Министерство о начале с 26.06.2019 процедуры реорганизации в форме присоединения.
В период с 26.06.2019 по 30.12.2019 в адрес получателей субсидии были перечислены суммы: ЧОУ "Детский сад N 109" - в размере 2 182 763,30 руб., ЧОУ "Детский сад N 110" - 1 234 069,90 руб., ЧОУ "Детский сад N 111" - 2 344 143,80 руб.
29.11.2019 ЧОУ "Детский сад N 110" прекратило свое существование в результате реорганизации в форме присоединения к ЧОУ "Детский сад N 111".
20.12.2019 ЧОУ "Детский сад N 109" прекратило свое существование в результате реорганизации в форме присоединения к ЧОУ "Детский сад N 111".
Ссылаясь на пункты 2.11, 4.2 Положения о предоставлении субсидии, учитывая факт реорганизации образовательных учреждений, Министерство указало, что в период с июня по декабрь 2019 года было излишне перечислено ЧОУ "Детский сад N 109" 2 182 763,3 руб., ЧОУ "Детский сад N 110" - 1 234 069,9 руб., ЧОУ "Детский сад N 111" - 2 244 143,8 руб.
Требования Министерства о возврате субсидий в указанных размерах, направленные в адрес ЧОУ "Детский сад N 111", являющегося также правопреемником ЧОУ "Детский сад N 109" и ЧОУ "Детский сад N 110", ответчик отказался выполнить в добровольном порядке.
Поскольку до настоящего времени излишне перечисленные денежные средства в рамках предоставления субсидий ответчиком не возвращены в областной бюджет, это послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 78 БК РФ, исходил из того, что к отношениям сторон подлежит применению бюджетное законодательство, указал, что перечень случаев, в которых возникает обязанность по возврату субсидии, является исчерпывающим, несвоевременное уведомление Министерства о начатой процедуре реорганизации не может являться основанием для утверждения факта неиспользования субсидированных средств их получателем или их нецелевое использование; правовое основание для взыскания заявленных денежных средств отсутствует.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 указанного закона.
Аналогичные положения закреплены в статье 10 Закона Саратовской области от 28.11.2013 N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области".
В соответствии с приведенными нормами, а также статьей 78.1 БК РФ, в рамках реализации указанного полномочия постановлением Правительства Саратовской области от 14 марта 2019 года N 157-П "О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности" утверждено Положение о порядке предоставления субсидии из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности (далее - Порядок предоставления субсидии), которым определены цели, условия и правила предоставления субсидии.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления субсидии одним из условий предоставления субсидии является соответствие получателя субсидии требованию, установленному абзацем 5 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидии, согласно которому он не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не должна быть введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Размер субсидии за фактически предоставленные услуги определяется ежемесячно на основании предоставленных получателем отчетов.
Согласно пункту 2.11 Порядка предоставления субсидии в случае начала реорганизации, ликвидации, банкротства получателя субсидии либо окончания (приостановки деятельности) срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности получатель субсидии обязан письменно уведомить Министерство об указанных обстоятельствах не позднее 1 рабочего дня со дня их наступления.
При этом пунктом 2.12 предусмотрено, что Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления об обстоятельствах, указанных в пункте 2.11 настоящего Положения, принимает решение о прекращении предоставления субсидии и уведомляет получателя субсидии о прекращении предоставления субсидии, направив указанное решение заказной корреспонденцией.
Таким образом, требование о том, что получатель не должен находиться в процессе реорганизации, сохраняет свою актуальность в течение всего срока действия соглашения о предоставлении субсидии, а не только на момент его подписания, а в силу положений 2.12. Порядка возникновение данного обстоятельства является основанием для прекращения соответствующих выплат.
Следует учесть, что данная норма носит императивный характер, а потому подлежит исполнению обеими сторонами, не относится на их усмотрение и применяется независимо от целевого использования полученных денежных средств.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N 541 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями" (действовавшим на момент возникновениях спорных правоотношений) (далее - Общие требования).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 данного акта требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают требование об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий, а также согласие получателей субсидии на осуществление таких проверок.
Подпунктом "б" пункта 6 Общих условий, пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидии предусмотрен порядок и сроки возврата субсидии в областной бюджет в случае нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В рассматриваемом случае получателями были нарушены условия предоставления субсидии.
Положения вышеприведенных норм были известны получателям при подписании соглашения.
Между тем, изложенным обстоятельствам судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка.
В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ в число основных начал гражданского законодательство входит приобретение и осуществление гражданских прав субъектами гражданских правоотношений своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению реализуют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из смысла статьи 153 ГК РФ, пункта 3 статьи 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Обязательным условием совершения двусторонней (многосторонней) сделки, влекущей правовые последствия для ее сторон, является наличие согласованной воли таких сторон.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По смыслу приведенных выше законоположений свобода договора означает свободу волеизъявления стороны договора на его заключение на определенных сторонами условиях. Стороны договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании, обязаны исполнять договор надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Поскольку предусмотренные вышеприведенными нормами положения получателями не были выполнены, выплаченные им в качестве субсидии в период с июня по декабрь 2019 года денежные средства получены ими необоснованно.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, поскольку оснований для выплаты субсидий с момента начала реорганизации учреждений не имелось, перечисленные им в последующий период денежные средства подлежат взысканию с ЧОУ "Детский сад N 111", в том числе как с правопреемника.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт первой инстанции принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы материального права применены судом не верно, содержащиеся в решении выводы противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам (часть 1 статьи 270 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (пункт 2 статьи 269 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2020 года по делу N А57-4474/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Взыскать с частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6452091205, ОГРН 1046405408257) как правопреемника частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 109 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу бюджета Саратовской области излишне перечисленную субсидию в размере 2 182 763,3 руб. по Соглашению от 26.03.2019 N 2/ч.
Взыскать с частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6452091205, ОГРН 1046405408257) как правопреемника частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 110 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу бюджета Саратовской области излишне перечисленную субсидию в размере 1 234 069,9 руб. по Соглашению от 26.03.2019 N 4/ч.
Взыскать с частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6452091205, ОГРН 1046405408257) в пользу бюджета Саратовской области излишне перечисленную субсидию в размере 2 244 143,8 руб. по Соглашению от 26.03.2019 N 3/ч.
Взыскать с частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6452091205, ОГРН 1046405408257) в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 51 305 руб., а также за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4474/2020
Истец: Министерство образования Саратовской области
Ответчик: ОАО ЧДОУ "Детский сад N111 "РЖД"