г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А40-41247/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Региональной общественной организации содействия в реализации прав и законных интересов граждан "Правовая помощь" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-41247/20 (72-273) судьи Немовой О.Ю.
по заявлению Региональной общественной организации содействия в реализации прав и законных интересов граждан "Правовая помощь"
к 1) Правительство РФ (Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности); 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);
третьи лица: 1) АО "ДОМ.РФ" 2) ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий"
о признании незаконными решения, распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) Лисютин М.А. по дов. от 08.10.2020; 2) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Первушин А.С. по дов. от 15.09.2020; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация содействия в реализации прав и законных интересов граждан "Правовая помощь" (далее - организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Правительству РФ в лице Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным решения Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, оформленным протоколом от 14.05.2019 N 2; распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.06.2019 N 343-р.
Решением арбитражного суда 28.09.2020 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменные мотивированные отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не поступали.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Представители заявителя, соответчика и третьего лица - АО "ДОМ.РФ", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.06.2018 между ФГУП "ФТ - Центр" и РОО "Правовая помощь" был заключен договор аренды N Д-ЗО/15 от 24.01.2012 в ред. дополнительного соглашения от 24.01.2012 федерального недвижимого имущества, находящегося на территории г. Москвы и принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, ул. 7-я Текстильщиков, д. 14.
Между тем, решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия"), оформленным протоколом от 14.05.2019 N 2 (далее - решение) было признано целесообразным совершение АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в отношении Объекта.
На основании Решения Росимуществом было издано Распоряжение N 343-р 14.06.2019 об изъятии объекта хозяйственного ведения Предприятия и передаче объекта по передаточному Акту АО "ДОМ.РФ".
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632 "О Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" в соответствии с ч.10 ст.12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) образована Правительственная комиссия и утверждено Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - положение).
Правительственная комиссия образована в целях содействия развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействия созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (далее - жилищное строительство и иное развитие территорий), а также в целях оценки эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук.
Протоколом Правительственной комиссии от 14.05.2019 N 2 принято решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.12.2 Федерального закона от 24.07.2008 N161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - ФЗ N161) в отношении находящегося в федеральной собственности объекта недвижимого имущества (нежилого помещения), местоположение: г.Москва, ул.Щепкина, д.28 (кадастровый номер: 77:01:0003049:2665) площадью 986,5 кв.м. (далее - объект) в целях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (раздел 15.12. протокола от 14.05.2019 N2, далее - Решение Правительственной комиссии).
В соответствии с решением Правительственной комиссией были даны указания Росимуществу: об изъятии находящегося в федеральной собственности Объекта, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ФТ-Центр"; передаче АО "ДОМ.РФ" Объекта по передаточному акту для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных п.1 Решения Правительственной комиссией; обеспечении возможности внесения АО "ДОМ.РФ" в реестр федерального имущества сведений об обременениях права собственности Российской Федерации на Объект.
АО "ДОМ.РФ" указанным решением Правительственной комиссии было поручено: при организации торгов в отношении имущества, предусмотренного п.1, предусмотреть в составе документации по проведению торгов в соответствии с ч. 4.3. ст.12 Закона N 161 необходимость перечисления ФГУП "ФТ-Центр" суммы в размере 20% по результатам проведения таких торгов; осуществить в отношении Объекта действия, предусмотренные п.6 ч.1 ст.12.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Во исполнение вышеуказанного решения Правительственной комиссии Росимущество издало распоряжение от 14.06.2019 N 343-р "О совершении АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации" (далее - Распоряжение Росимущества), в котором было указано:
1. передать АО "ДОМ.РФ" объект;
2. изъять Объект, закрепленный на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ФТ-Центр";
3. обеспечить государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" на объект;
4. обеспечить государственную регистрацию обременения права собственности Российской Федерации в части совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации на объект;
5. обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Установлено, что указанное выше решение принято в рамках полномочий, предоставленных Правительственной комиссии п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), в соответствии с которым Правительственная комиссия вправе принимать решения о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и вынесено в порядке, установленном Положением.
Решение Правительственной комиссии является обязательным для органов государственной власти и организаций, в том числе для Росимущества, осуществляющего в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу ст.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" единым институтом развития является АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (в настоящее время - АО "ДОМ.РФ").
Согласно ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ, единый институт развития на основании сведений о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества, подготавливает предложения об использовании таких земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и направляет их в Правительственную комиссию.
Обязательным приложением к материалам для направления предложения в Правительственную комиссию являются сведения и документы, исключающие основания для принятия в соответствии с пп.3 п.1 ст.12 Федерального закона N 161-ФЗ решения о нецелесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации.
П.5 Оснований и условий принятия Правительственной комиссией решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных протоколом Правительственной комиссии от 26.02.2015 N 1, предусмотрено 11 оснований, в соответствии с которыми Правительственная комиссия принимает такие решения.
При подготовке предложения в отношении вышеуказанного объекта недвижимости АО "ДОМ.РФ" в Правительственную комиссию направлены сведения и документы, исключающие данные основания для принятия решения о нецелесообразности совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении объекта недвижимости.
В течение сорока пяти дней с даты получения предложений единого института развития Правительственной комиссией принято решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении указанного объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ (п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона N 161-ФЗ).
Во исполнение указанного решения Правительственной комиссии распоряжением Росимущества от 14.06.2019 N 343-р прекращены права ФГУП "ФТ-Центр" на Объект и Объект по передаточному акту от 19.06.2019 N 2-15.12 передан в ведение АО "ДОМ.РФ".
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что ни Федеральным законом N 161-ФЗ, ни Положением не предусмотрен учет мнения пользователя земельного участка относительно возможности совершения в отношении земельных участков, находящихся в пользовании.
Организация в своем заявлении в обоснование незаконности передачи из ведения ФГУП "ФТ-Центр" в ведение АО "ДОМ.РФ" Объекта указывает на нарушение заинтересованными лицами ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положений приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67), а также противоречие Федеральным законом N 161-ФЗ и Федеральному закону от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, заявитель не указывает конкретных норм, которым противоречит передача недвижимого имущества.
Нормами ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Приказа N 67 предусмотрен порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем, указанные нормы о торгах не регулируют отношения, которые являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Договор аренды был заключен по результатам торгов и является действующим.
По договорам аренды земельных участков АО "ДОМ.РФ", иных объектов недвижимого имущества АО "ДОМ.РФ", другого имущества АО "ДОМ.РФ" или договорам безвозмездного пользования земельными участками АО "ДОМ.РФ" либо договорам безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества АО "ДОМ.РФ", другим имуществом АО "ДОМ.РФ", заключенным с организациями, указанными в ч.4 ст.15 Федерального закона N 161-ФЗ, до даты принятия Правительственной комиссией решения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.12 Закона N 161, АО "ДОМ.РФ" осуществляет права и исполняет обязанности по таким договорам, а также в соответствии со ст.15 Федерального закона N 161-ФЗ осуществляет досрочное расторжение данных договоров (ч.4 ст.12.2. Федерального закона N 161-ФЗ).
Таким образом, все права и обязанности арендодателя по договору аренды перешли к АО "ДОМ.РФ" в силу норм Федерального закона N 161-ФЗ.
Указанное не противоречит нормам о проведении торгов и заключении договоров по результатам их проведения.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что оспариваемые заявителем решение Правительственной комиссии и распоряжение Росимущества соответствуют законодательству о развитии жилищного строительства.
Решение Правительственной комиссии и Распоряжение Росимущества были приняты в соответствии с целями, указанными в ст.3 Федерального закона N 161-ФЗ, а именно: содействие развитию жилищного строительства, содействие иному развитию территорий, включая создание парков, промышленных парков, технопарков, бизнесинкубаторов, для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
Порядок принятия указанных актов также соответствует законодательству Российской Федерации.
Полномочия Правительственной комиссии на принятие оспариваемого решения установлены ст.12 Федерального закона N 161-ФЗ и положением о Правительственной комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632.
Федеральный закон N 161-ФЗ регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере - АО "ДОМ.РФ", органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, предусмотренной нормами Федерального закона N 161-ФЗ.
В силу положений ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ подготовка предложений для вынесения на Правительственную комиссию об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий осуществляется АО "ДОМ.РФ" на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества) и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона N 161-ФЗ и п.4 положения о Правительственной комиссии после получения предложений единого института развития, указанных в ч.7 и 7.1 ст.11 и ч.6 ст.14 Федерального закона N 161-ФЗ, межведомственный коллегиальный орган рассматривает их и принимает решение о целесообразности/нецелесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных нормами Федерального закона N 161-ФЗ.
Так, Правительственная комиссия (межведомственный коллегиальный орган) после получения предложений АО "ДОМ.РФ" приняла решение о целесообразности совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.12.2 Федерального закона N 161-ФЗ в отношении объекта.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N 161-ФЗ в случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п.2 ст.45 Земельного кодекса РФ по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, юридические и иные действия, в том числе сделки, с которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в п.2 ч.1 ст.12 настоящего Федерального закона, будут осуществляться единым институтом развития.
В силу ч.2 ст.15 Федерального закона N 161-ФЗ в случае, если находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимого имущества, другое имущество закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями, такие объекты недвижимого имущества, другое имущество подлежат изъятию без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении объектов недвижимого имущества, юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении которых в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в п.2 ч.1 ст.12 ФЗ N 161, будут осуществляться единым институтом развития.
В соответствии с ч.8 ст.12 Федерального закона N 161-ФЗ и п.18 Положения о Правительственной комиссии, решение Правительственной комиссии является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона N 161-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять решения, предусмотренные п.2 ч.1, п.2 ч.2 ст.15, в течение десяти дней с даты представления единым институтом развития документов, предусмотренных нормами Федерального закона N 161-ФЗ.
Таким уполномоченным федеральным органом является Росимущество в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
Следовательно, во исполнение указанного Решения Правительственной комиссии Росимуществом было издано Распоряжение, согласно которому Объект изъят из хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр".
Таким образом, право хозяйственного ведения на Объект было прекращено на законных основаниях, уполномоченным органом, в порядке, установленном Федеральным законом N 161-ФЗ.
Кроме того, довод заявителя о нарушении оспариваемым решением Правительственной комиссии преимущественного права заявителя на приобретение арендуемого имущества необоснован в связи со следующим.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона N 178-ФЗ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017- 2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 227-р (далее - Распоряжение N 227-р), ФГУП "ФТ-Центр" входит в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации.
В этой связи, Распоряжением N 227-р Правительством Российской Федерации принято решение о преобразовании включенных в прогнозный план предприятий в хозяйственные общества.
Согласно ч.5 ст.3 Федерального закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона N 159-ФЗ решение о согласии на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, принимается собственником арендуемого имущества.
Вместе с этим, в соответствии с п.2 ч.2 ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ его действие не распространяется на отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий.
В связи с этим, законные основания для реализации заявителем преимущественного права выкупа объекта недвижимости, предусмотренные положениями Федерального закона N 159-ФЗ, отсутствуют.
Между тем, суд первой инстанции отметил, что в случае расторжения в судебном порядке договора аренды между ФГУП "ФТ-Центр" и заявителем в дальнейшем не исключается возможность заключения договора аренды на указанный объект между заявителем и собственником объекта.
Поскольку оспариваемое решение не создает обществу препятствий для осуществления обычной хозяйственной деятельности, не возложено какой-либо обязанности и не созданы препятствия для осуществления организацией предпринимательской и иной экономической деятельности то требования заявителя являются необоснованными, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-41247/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Региональной общественной организации содействия в реализации прав и законных интересов граждан "Правовая помощь" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 500 (одной тысячи пятьсот) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41247/2020
Истец: МИНФИН РОССИИ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН "ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: АО "ДОМ.РФ"