г.Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А40-325964/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.08.2020 по делу N А40-325964/19 (33-2605)
по заявлению ООО "Мосгорхлебопродукт"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) АО МПСИ, 2) ДГИ г.Москвы
о признании незаконным решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Исаева Н.В. по дов. от 01.11.2019; |
от ответчика: |
Арутюнян И.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Путенко М.В. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мосгорхлебопродукт" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 13.08.2019 N 77/19-98973, об обязании регистрирующий орган осуществить государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:8 и его площади и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах указанного земельного участка в соответствии с данными, содержащимися в межевом плане, предоставленном 22.05.2019.
Решением от 06.08.2020 суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого ненормативного акта, а также удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Департамента городского имущества города Москвы (далее также - Департамент) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица - АО МПСИ, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Мосгорхлебопродукт" является единственным собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:8, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Красносельская, вл.30 (далее - земельный участок). Запись государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) N 77-77-14/0252011147 от 16.01.2012. Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
25.04.2019 заявитель в целях внесения в ЕГРН уточненных сведений об описании местоположения границ земельного участка обратился в Управление Росреестра по Москве) с заявлением N 77-0-1-71/3126/2019-398 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:8 в связи с изменением площади земельного участка и (или) описанием местоположения его границ.
13.05.2019 Управление Росреестра по Москве приостановило государственный кадастровый учет (уведомление N 77-0-1-71/3126/2019-398) до 13.08.2019.
22.05.2019 во исполнение уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета Общество представило в Управление Росреестра по Москве дополнительные документы, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N 77-0-1-71/3126/2019-483.
29.05.2019 Управление по итогам рассмотрения указанного заявления Общества приняло решение (уведомление от 29.05.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-398) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
В связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, Управление Росреестра по Москве отказало заявителю в проведении испрашиваемых регистрационных действий в отношении спорного объекта (решение от 13.08.2019 N 77/19-98973).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Мосгорхлебопродукт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Мосгорхлебопродукт" требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которыми, в том числе согласно подпункту 7 являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Из материалов дела следует, что Обществом к заявлению N 77-0-1-71/3126/2019-398 был приложен, в том числе межевой план от 11.04.2019 (т.2 л.д.77, 86).
Из текста уведомления о приостановлении кадастрового учета N 77-0-1-71/3126/2019-398 от 13.05.2019 следует, что действия по государственному кадастровому чету приостановлены в соответствии с п.п.2, 7, 20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п.п.2, 7, 20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных п.20.1 настоящей части и ч.ч.1 и 2 ст.60.2 означенного Федерального закона).
Требования к межевому плану установлены статьей 22 означенного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 данной статьи межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (п.13 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее также - Требования).
После устранения замечаний, изложенных в уведомлении о приостановлении кадастрового учета от 13.05.2020, заявителем в Управление Росреестра по Москве 22.05.2019 представлена вторая редакция межевого плана.
29.05.2019 ответчиком по итогам рассмотрения указанного заявления принято решение (уведомление от 29.05.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-398) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета со ссылкой на п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, то есть в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Также регистрирующий орган указал, что в нарушение п.4 Требований в представленной XML-схеме не указаны сведения о кадастровом инженере в полном объеме (организация в которой работает кадастровый инженер).
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование), аренды (если такие смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор арены заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Т.о. суд не усматривает в предоставленных документах в целях государственного кадастрового учета нарушения п.20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
На основании ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п.70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003019:8 является смежным относительно земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:13.
Согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:13 является Департамент городского имущества города Москвы, в связи с чем, согласование местоположения границ проводится с Департаментом городского имущества города Москвы.
Местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:8 подтверждено актом согласования местоположения границ земельного участка (согласование местоположения границы уточняемого земельного участка проведено в индивидуальном порядке), предоставленным в составе межевого плана.
Спор о границах земельного участка с правообладателем смежного земельного участка, отсутствует.
Обращение Общества в Управление Росреестра по Москве было вызвано необходимостью внесения в ЕГРН уточненных сведений об описании местоположения границ земельного участка в соответствии с их фактическим местоположением - границы земельного участка установлены в соответствии с фактическими границами и закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (стены и конструктивные элементы здания в кадастровым номером 77:01:0003019:1071, год ввода в эксплуатацию - 1950, что позволяет однозначно определить местоположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003019:8 в соответствии с ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Указанные регистрирующим органом в уведомлении от 13.05.2019 замечания относительно нарушения Обществом п.п.72, 76, 84 Требований учтены и исправлены последним в межевом плане, предоставленном 22.05.2019.
Единственным замечанием, послужившим основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений указано отсутствие сведений о кадастровом инженере в полном объеме (организация, в которой работает кадастровый инженер).
Вместе с тем из межевого плана следует, что указанные сведения содержатся в реквизите "4" раздела "Общие сведения о кадастровых работах".
Как обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении, предоставленный в целях государственного кадастрового учета межевой план был подготовлен в соответствии с требованиями законодательства в срок, установленный в уведомлении о приостановлении.
Вся вышеуказанная информация и документы были доведены до сведения Управления, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации в отношении спорного объекта.
При таких данных изложенные Управлением в оспариваемом решении выводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, который противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленные законом порядке и сроки.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2020 по делу N А40-325964/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-325964/2019
Истец: ООО "МОСГОРХЛЕБОПРОДУКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "МПСИ"