Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-6628/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А40-341712/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы ФАС России и АО "ЕВРАЗ НТМК"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.07.2020 по делу N А40-341712/19 (144-2527)
по заявлению ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС"
к ФАС России
третьи лица: 1) АО "ВМЗ", 2) АО "ЕВРАЗ-НТМК"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Иванова У.В. по дов. от 20.03.2020; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Тормагова Ю.А. по дов. от 24.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России (далее также - ответчик, антимонопольный орган), изложенного в письме от 27.09.2019 N РП/84761/19, об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК".
Решением суда от 24.07.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме ввиду наличия оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения антимонопольного органа.
Третье лицо - АО "ЕВРАЗ-НТМК" также не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить ввиду нарушения судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представители заявителя и третьего лица - АО "ВМЗ", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в их отсутствие.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей ответчика и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" обратилось в ФАС России с заявлениями по признакам нарушений п.1 и п.2 ч.1 ст.10, п.1 ч.1, п.1 ч.2, п.3 ч.4 ст.11, п.1 ч.1, п.3 ч.3 ст.11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), допущенных АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" в период с декабря 2016 года по июнь 2019 года.
Рассмотрев указанные заявления, ФАС России решением, изложенным в письме от 27.09.2019 N РП/84761/19, отказала в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК".
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
При этом подлежит отклонению как необоснованный довод жалобы третьего лица о пропуске заявителем установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с указанной нормой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В настоящем случае, как следует из представленной в материалы дела копии конверта (том 1, л.д.73-74), 01.10.2019 копия оспариваемого решения направлена антимонопольным органом заявителю, 05.10.2019 указанная корреспонденция поступила в потовое отделение 123112 (адрес Общества: 123112, г.Москва, Пресненская наб., д.6, стр.2) и 09.10.2019 - в адрес Общества (согласно проставленному на конверте входящему штампу).
Таким образом, о принятом антимонопольным органом решении заявителю стало известно не ранее 05.10.2019.
Учитывая, что заявление по настоящему делу подано Обществом 30.12.2019 (согласно проставленному на заявлении штампу канцелярии Арбитражного суда города Москвы), вывод суда первой инстанции о соблюдении Обществом срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, правомерен.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Как усматривается из материалов дела, в состав группы "УРАЛХИМ" входит ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" - специализированная логистическая компания, обеспечивающая ж/д перевозку сырья и готовой продукции.
В управлении ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" (на праве собственности, в лизинге, аренде и по иным основаниям, предусматривающим обязанность УХТ по ремонту и поддержанию вагонов в исправном состоянии) находится более 8 000 вагонов, для поддержания их в исправном состоянии и обеспечения бесперебойной перевозки сырья и удобрений ежегодно Обществу требуется порядка 3 000 колес 957x175мм марка стали 2 ГОСТ 10791-2011 (далее также - колеса).
Согласно п.23 ст.4 Закона о защите конкуренции потребитель - юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.
Антимонопольное законодательство, согласно разъяснениям Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 8, рассматривает в качестве потребителя любое лицо, вступающее (потенциально могущее вступить) в правоотношения, опосредующие переход к данном лицу прав на такие объекты гражданских прав, как товары, результаты работ, оказание услуг независимо от целей приобретения.
Таким образом, потребителями колес являются как их непосредственные покупатели по договорам купли-продажи, так и лица, приобретающие права на колеса путем вступления в иные, помимо купли-продажи, правоотношения, опосредующие переход на колеса (например, приобретающие права на них по договору поручения, комиссии, агентскому, подряда иждивением подрядчика, оказания услуг и др.), а также потенциально могущие вступить в такие отношения.
Поскольку обязанность по поддержанию вагонов в исправном состоянии возложена на их владельцев, ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС", как владелец вагонов, приобретало права на колеса в составе работ по ремонту колесных пар: подрядчики (колесоремонтные предприятия) включали в стоимость ремонта колесных пар как стоимость своих работ по снятию с осей старых колес и монтажу на оси новых, так и стоимость комплекта новых колес.
При этом в 2016-2018 гг. у Общества имелась потенциальная возможность закупать колеса у производителя и по прямым договорам купли-продажи, что подтверждается самостоятельной закупкой колес ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" в 2019 году, когда в условиях острого дефицита колес колесные мастерские, не имея возможности гарантировать закупку колес, заключали договоры на капитальный ремонт колесных пар лишь при условии предоставления владельцем вагона комплекта новых колес.
В декабре 2016-2018 гг. ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" прямых договоров купли-продажи с производителями колес не заключало, поскольку в то время колесные мастерские имели возможность обеспечить самостоятельную закупку колес для заявителя (а в случае выполнения ремонта с использованием колес, представленных владельцем вагона, объем гарантийных обязательств колесных мастерских на отремонтированные колесные пары, как правило, уже).
Таким образом, ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" является конечным потребителем колес и несет расходы на их закупку для поддержания вагонов в исправном состоянии и обеспечения бесперебойной перевозки сырья и удобрений.
Как указывает заявитель, в результате существенного роста цен на колеса с декабря 2016 года по 2019 года ввиду установления на них монопольно высокой цены, расходы Общества на поддержание вагонов в исправном состоянии выросли на величину стоимости колес.
Относительно доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 23.08.2019 N ЦКК-10 (вх.N 153265/19 от 30.08.2020), суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в оспариваемом решении мотивов, касающихся нарушений п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в декабре 2016 года - 1 квартал 2017 года.
Ссылка ответчика на решение от 02.08.2019 по делу N 1-10-158/00-05-18 (в оспариваемом решении ошибочно указано на дело N 1-10-156/00-05-18) также правомерно отклонена судом как необоснованная ввиду того, что в указанном деле оценка действиям лиц в период с декабря 2016 года по 1 квартал 2017 года не давалась, данное дело означенный период не охватывает (в рамках рассмотрения дела N 1-10-158/00-05-18 анализируется период со 2 квартала 2017 года). Проведение анализа состояния конкуренции за более широкий период (с 01.01.2016) лишь указывает на то, что антимонопольным органом проводился ретроспективный анализ рынка, как это предусмотрено п.2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, но не означает, что давалась оценка законности действий АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" в период ранее 2 кв. 2017 г.
Ссылка на п.3 ч.9 ст.44 Закона о защите конкуренции также правомерна отклонена судом как необоснованная.
Так, из определения ФАС России от 19.10.2018 о назначении дела N 1-10-158/00-05-18 усматривается, что основанием для его возбуждения послужило обращение ОАО "РЖД", информация СМИ и собственные исследования ФАС России, по результатам которых антимонопольный орган установил рост цен реализации АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" колес цельнокатаных диаметром 957 мм в период со 2 квартала 2017 года по 2 квартал 2018 года (установлены признаки монопольно высокой цены).
Из обращения АО "РЖД" N ИСХ-12847 следует информация о росте цен в 2018 г. по сравнению с 2017 г.
Таким образом, в рамках дела N 1-10-158/00-05-18 исследовались действия АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" за период, начиная со 2 кв. 2017 г., и именно признаки нарушений со 2 кв. 2017 г. послужили основанием для возбуждения означенного дела.
Следовательно, в решении от 02.08.2019 по делу N 1-10-158/00-05-18 оценка действиям АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" за период декабря 2016 года - 1 квартал 2017 года не давалась, в связи с чем оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит мотивов отказа в части нарушений п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в указанный период.
Относительно доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 29.08.2019 N ЦКК-11 (вх.N 154241/19 от 02.09.2019), суд первой инстанции обоснованно указал, что в оспариваемом решении ответчиком установлено отсутствие у АО "ЕВРАЗ-НТМК" доминирующего положения на рынке продукции со ссылкой на аналитический отчет от 27.05.2019, а также решение ФАС России от 02.08.2019.
Между тем в решении ФАС России от 02.08.2019 антимонопольным органом не дана оценка доводу Общества о коллективном доминирующем положении АО "ЕВРАЗ-НТМК" (совместно с АО "ВМЗ") по основанию, предусмотренному ч.3 ст.5 Закона о защите конкуренции.
В оспариваемом в рамках настоящего дела решении оценка данному доводу также не дана.
Кроме того, в настоящее время решение ФАС России от 02.08.2019 по делу N 1-10-158/00-05-18 признано недействительным в рамках дела N А40-259113/19.
Относительно доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 05.09.2019 N ЦКК-13 (вх.N 158018/19 от 06.09.2019), суд первой инстанции обоснованно отметил, что в оспариваемом решении ответчик установил, что АО "ВМЗ" занимает единоличное доминирующее положение на рынке колес цельнокатаных за период с 2017 года по 2018 год в границах Российской Федерации, в связи с чем АО "ЕВРАЗ-НТМК" доминирующее положение на рынке продукции не занимает.
Между тем в части периода ноябрь-декабрь 2018 года ответчиком также не дана оценка доводу о коллективном доминирующем положении АО "ЕВРАЗ-НТМК" (совместно с АО "ВМЗ").
Что касается доводов о нарушениях п.1 и п.2 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, допущенных АО "ЕВРАЗ-НТМК" в 2019 году, то ссылка на дело N 05/01/10-16/2016 правомерно отклонена судом как необоснованная, поскольку указанное дело возбуждено только в отношении АО "ВМЗ", и АО "ЕВРАЗ-НТМК" к участию в означенном деле не привлекалось.
Данное дело касается лишь нарушений п.1 ч.1 ст.10 Закона и с апреля 2019 года.
При таких обстоятельствах оспариваемое в рамках настоящего дела решение не содержит мотивов, по которым антимонопольный орган отклонил доводы Общества о нарушении АО "ЕВРАЗ-НТМК" п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в ноябре 2018 года - июне 2019 года, п.2 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в 2019 году.
Относительно доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 23.08.2019 N ЦКК-9 (вх.N 153270/2019 от 30.08.2019), суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Так, согласно п.2.18 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца.
Следовательно, в случае наличия у ФАС России сомнений в достоверности сведений, представленных заявителем с сайта "provagon.com", антимонопольный орган имел возможность для сбора и анализа дополнительных доказательств.
Между тем, при отсутствии каких-либо мотивов антимонопольный орган не исследовал достоверность изложенных сведений и не устанавливал, являются ли сведения с указанного сайта достоверными, констатировав при этом лишь наличие оговорки об ответственности.
При этом в ходе рассмотрения дела N 05/01/10-16/2019 антимонопольный орган принял в качестве доказательств данные с означенного сайта (Промышленные грузы), проверил и установил их достоверность.
Таким образом, в оспариваемом решении антимонопольный орган не привел мотивов, по которым отклонил сведения с сайта "provagon.com", указывающие на наличие признаков нарушения п.1 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции в декабре 2016 года - декабре 2017 года.
Относительно доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 29.08.2019 N ЦКК-12 (вх.N 154243/19 от 02.09.2019), суд первой инстанции правомерно указал, что в обоснование нарушения п.1 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции в 2018 году Общество сослалось не только на письмо ОАО "Очерский металлургический завод", но и на письмо ООО "Система-5" от 30.08.2018 N 226-А/2018 (приложение N 12 к указанному заявлению), однако оценка данным доводам и мотивы, по которым антимонопольный орган их отклонил, в оспариваемом решении ответчиком не приведены.
Что касается доводов, изложенных Обществом в поданном в ФАС России заявлении от 05.09.2019 N ЦКК-14 (вх.N 158022/19 от 06.09.2019), то суд первой инстанции также правомерно отметил, что ответчиком не дана оценка и не указаны мотивы, по которым антимонопольный орган отклонил ссылки Общества на письма ООО "Центр рудных перевозок - Вагоноколесные мастерские" (приложения N N 33-35 к означенному заявлению), приведенные заявителем в обоснование нарушения п.1 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции в 2019 году.
При таких обстоятельствах вывод об отсутствии в действиях АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" признаков нарушения антимонопольного законодательства сделан ФАС России без всестороннего исследования представленных Обществом доказательств.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем антимонопольный орган в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ законность принятого им решения, изложенного в письме от 27.09.2019 N РП/84761/19, об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "ВМЗ" и АО "ЕВРАЗ-НТМК" не доказал, что свидетельствует о наличии предусмотренных ст.ст.198, 201 АПК РФ оснований.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав ФАС России в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ рассмотреть заявления ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" по существу заявленных в них доводов.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020 по делу N А40-341712/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-341712/2019
Истец: ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АО "ЕВРАЗ НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ", АО выксунский металлургический завод, ООО "ВАГОННОЕ ДЕПО БАЛАХОНЦЫ"