Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф05-6872/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А40-99376/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-99376/20 по иску ООО "РН-Морской Терминал Туапсе" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 106 720 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью "РН-Морской Терминал Туапсе" (далее - истец, "РН-Морской Терминал Туапсе") к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 106 720 рублей штрафа за задержку подачи вагонов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 года исковые требования удовлетворены частично: взыскано 80 000 рублей штрафа; в остальной части в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что факты несвоевременной подачи ответчиком вагонов под выгрузку подтверждены документально. Неустойка уменьшена судом на основании статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить в части, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что задержка подачи вагонов по истечении 1.35 часов с момента выборки порожних вагонов с путей необщего пользования является задержкой подачи вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков подачи вагонов. Ссылается на необходимость предоставления истцом документов, подтверждающих нахождение вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 08.06.2015 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "РВ-Туапсенефтепродукт" заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для общества с ограниченной ответственностью "РН-Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
В ноябре 2019 года перевозчик не выполнил надлежащим образом обязанности по своевременной подаче под выгрузку вагонов-цистерн на место выгрузки груза.
В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. При этом за задержку, в том числе цистерн, размер штрафа увеличивается в два раза. Соответственно, за один час задержки вагона-цистерны размер штрафа составляет 40 рублей.
В связи с неподачей ответчиком вагонов на железнодорожные пути необщего пользования истец начислил штраф в размере 106 720 рублей.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований ко взысканию штрафа. Уменьшение судом неустойки на основании статьи 333 ГК РФ сторонами не обжалуется.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности вывода суда первой инстанции о том, что задержка подачи вагонов по истечении 1.35 часов с момента выборки порожних вагонов с путей необщего пользования является задержкой подачи вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков подачи вагонов, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 9 договора N 10/7т от 08 июня 2015 г. на подачу и уборку вагонов (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017 к договору), готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение трех часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, производится Перевозчиков в течение 1,35 час. при условии нахождения вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче.
Задержка подачи вагонов по истечении 1,35 часов с момента уборки порожних вагонов с путей необщего пользования является задержкой подачи вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков подачи вагонов.
Довод апелляционной жалобы о необходимости предоставления Обществом документов, подтверждающих нахождение вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовность их к подаче, противоречит Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС России от 18 июня 2003 N 26 (далее - Правила N 26) и пунктам 5, 6 договора.
Во исполнение требований вышеназванных нормативных актов в договоре N 10/7т от 08.06. 2015 на подачу и уборку вагонов определен порядок, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для Общества при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно пунктам 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Общества производится круглосуточно по уведомлению.
Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов Пользователю с указанием количества вагонов, сорта груза и времени Перевозчиком - Пользователю: приемосдатчик-информатор станции Туапсе - диспетчеру Пользователя по телефонам с записью в книге уведомлений.
Поскольку в силу требований пункта 3.4 Правил N 26 и пункта 5 договора на подачу и уборку вагонов ОАО "РЖД" в обязательном порядке должно вести книгу записи уведомлений, то только железная дорога может предоставить доказательства уведомления Общества о нахождении вагонов на путях общего пользования и готовности их к подаче, предъявив при этом книгу записей уведомлений.
В связи с этим истец не может предоставить в материалы дела уведомления о нахождении вагонов на путях общего пользования и готовности их к подаче, поскольку эти документы у него отсутствуют.
На основании изложенного, порядок предоставления уведомлений, их значимость и т.п. является обязанностью перевозчика, а не грузополучателя.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-99376/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99376/2020
Истец: ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"