город Воронеж |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А14-9377/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.10.2020 по делу N А14-9377/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению адвокатского бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры" (ОГРН 1193600001033, ИНН 3664243101) к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании недействительным и отмене решения N 956 от 17.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
адвокатское бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры" (далее - адвокатское бюро, Бюро, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным и отмене решения N 956 от 17.06.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2020 заявление адвокатского бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры" принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2020 (в виде резолютивной части) признано недействительным решение государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 956 от 17.06.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов адвокатского бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры".
С государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу адвокатского бюро Воронежской области 11 "Мешков П.В. и партнеры" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
06.10.2020 по заявлению государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Арбитражным судом Воронежской области изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что адвокатское бюро представляет собой коллективный вид адвокатской работы, которая действует в форме некоммерческого партнерства, основываясь на уставе и учредительном договоре. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц адвокатское бюро является юридическим лицом, которое в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязано ежеквартально представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации расчет страховых взносов.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу адвокатское бюро возражает относительно доводов апелляционной жалобы, считает их несостоятельными, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.01.2020 адвокатским бюро был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 9 месяцев 2019 года.
Отделением Фонда социального страхования была проведена камеральная проверка страхователя по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения в отношении страхователя - Адвокатское бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры" за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 (за 9 месяцев 2019 года).
Итоги проведенной проверки отражены в акте N 956 от 27.03.2020.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки отделением Фонда социального страхования принято решение N 956 от 17.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым Бюро привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125- ФЗ) в виде штрафа в сумме 1 000 руб.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ, послужил вывод Фонда социального страхования о непредставлении Адвокатским бюро в установленные законодательством сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 9 месяцев 2019 года по форме 4-ФСС, поскольку указанный расчет (на бумажном носителе) должен был быть представлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (то есть 20.10.2019), а фактически представлен заявителем 13.01.2020.
Полагая решение Фонда незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, адвокатское бюро обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные адвокатским бюро требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно части 2 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (то есть, для физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования:
на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, за своевременную выплату застрахованным отдельных видов обеспечения по страхованию в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию.
Таким образом, статья 19 указанного Федерального закона ограничивает круг лиц, подлежащих ответственности за неисполнение установленных в нем норм, исключительно страхователями.
При этом в соответствии с положениями Федерального закона N 125-ФЗ страхователями могут быть только работодатели, имеющие в своем штате наемных работников.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Установленная частью 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ обязанность по представлению в территориальные органы страховщика вышеуказанного расчета является обязанностью страхователей, имеющих работников по найму.
Согласно части 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ, образует нарушение страхователем установленного срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 63-ФЗ).
Согласно частям 1 и 3 статьи 23 Федерального закона N 63-ФЗ два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, адвокатское бюро осуществляет свою деятельность без найма работников как по трудовым договорам, так и по гражданско-правовым договорам.
В указанной связи Бюро не является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по смыслу статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, следовательно, в его обязанности не входит представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС.
Одновременно, в письме Минфина России от 10.09.2018 N 03-15-05/64489 также разъяснено, что адвокаты, учредившие, в том числе, адвокатское бюро, и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не обязаны представлять в налоговые органы расчеты по страховым взносам. Также не предусмотрена обязанность по представлению расчета самими адвокатским образованиями в части вознаграждения адвокатов, так как они не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за него. Данная позиция применима при определении обязанности по представлению расчета по форме 4-ФСС в территориальный орган Фонда, которая также обусловлена наличием у адвоката или адвокатского образования работников (например, стажеров или помощников), что, в свою очередь, позволяет рассматривать их в качестве страхователей, нанимающих лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ.
В указанной связи, решение государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 956 от 17.06.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит признанию недействительным.
При этом отклоняя доводы адвокатского бюро относительно нарушения отделением Фонда срока проведения камеральной налоговой проверки, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 26.14 Федерального закона N 125-ФЗ с целью контроля за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения страховщик проводит, в том числе, камеральную проверку страхователя.
Порядок проведения камеральной проверки и оформления ее результатов регламентирован положениями статей 26.15, 26.19 Федерального закона N 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 26.19 Федерального закона N 125-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти рабочих дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 26.15 настоящего Федерального закона, должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В рассматриваемом случае трехмесячный срок для проведения камеральной проверки, исчисляемый со дня представления заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то есть с 13.01.2020, отделением Фонда не нарушен (акт проверки составлен 27.03.2020, то есть в пределах сроков, установленных Федеральным законом N 125-ФЗ), ввиду чего, доводы адвокатского бюро в указанной части являются несостоятельными.
При этом правомерный вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях (бездействии) адвокатского бюро состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ, влечет недействительность решения Фонда N 956 от 17.06.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.10.2020 по делу N А14-9377/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9377/2020
Истец: Адвокатскте бюро Воронежской области "Мешков П.В. и партнеры"
Ответчик: ГУ Воронежское РО ФСС РФ