г. Владимир |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А43-14334/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 28.12.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Исполкома" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 16309);
от ответчиков:
муниципального образования "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (заявителя) - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2020 по делу N А43-14334/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Исполкома" (ОГРН 1135263003424, ИНН 5263099937) к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036), Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203030280 ИНН 5253000265) о взыскании 82 820 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Исполкома" (далее - ООО УК "Исполкома", истец, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - КУМИ города Нижнего Новгорода) о взыскании 70 919 руб. 56 коп. задолженности за оказанные в период с апреля 2017 года по декабрь 2019 года услуги по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальные услуги в многоквартирном доме N 4 по улице Ефремова в Нижнем Новгороде и 11 901 руб. 04 коп. пеней за период с 11.05.2017 по 05.04.2020 (исковые требования изложены с учетом уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования основаны на статьях 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением собственником нежилых помещений обязательств по внесению платы за содержание и ремонт общедомового имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги.
Ответчики иск не признали.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2020 по делу N А43-14334/2020 исковые требования ООО УК "Исполкома" к КУМИ города Нижнего Новгорода удовлетворены частично: с КУМИ города Нижнего Новгорода в пользу ООО УК "Исполкома" взыскано 70 919 руб. 56 коп. задолженности, 11 878 руб. 52 коп. пени, 8997 руб. 55 коп. расходов на представителя и 3312 руб. 09 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении иска ООО УК "Исполкома" к муниципальному образованию в лице Администрации отказано.
Не согласившись с принятым решением, КУМИ города Нижнего Новгорода обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на пункты 1.1 и 1.2 положения о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, пункт 3 статьи 43 устава города Нижнего Новгорода заявитель указывает, что является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода, а не собственником нежилых помещений. В связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключительно на основании тех доказательств, которые были представлены в суд первой инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Исполкома" является организацией, осуществляющей управление общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Нижний
Новгород, ул. Ефремова, д. 4, на основании решений общих собраний собственников данного многоквартирного дома от 27.10.2014 N 11/2, от 09.01.2019 N 11С/2.
Муниципальное образование "город Нижний Новгород" являлось собственником нежилого помещения: П6 общей площадью 76,6 кв.м., расположенного в МКД N 4 по улице Ефремова в городе Нижнем Новгороде, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 20.02.2020 N 99/2020/314934138.
В период с 01.04.2017 по 31.12.2019 истец, являясь управляющей организацией, указанного многоквартирного дома, осуществлял содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ответчик обязательства по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домом не исполнил и не оплатил коммунальные услуги (СОИ: ХВС, ГВС, электрическую энергию).
Согласно расчету истца задолженность ответчика по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги (СОИ) указанного многоквартирного дома составила 70 919 руб. 56 коп.
13.04.2020 в адрес ответчика была направлена претензия, которая получена и оставлена без удовлетворения. Ненадлежащее исполнение собственником нежилых помещений своих обязательств в части оплаты послужило основанием для обращения ООО УК "Исполкома" с данным иском в суд.
Поскольку истец документально обосновал наличие у ответчика задолженности в заявленной сумме, а последний, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ко дню судебного разбирательства доказательств полной оплаты долга не представил, арбитражный суд, оценив, с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, собранные по делу доказательства, счел требование истца о взыскании с КУМИ города Нижнего Новгорода указанной задолженности и пени подлежащим удовлетворению.
Апелляционная инстанция с выводом Арбитражного суда Нижегородской области согласна в силу следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с требованиями статей 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. К общему имуществу в многоквартирном доме согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В спорный период истец осуществлял функции управления многоквартирными домами и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее муниципальному образованию "город Нижний Новгород". Доказательств управления многоквартирным домом иной управляющей организацией, как и принятия собственниками решения о самостоятельном управлении домами, суду не представлено.
Задолженность собственника нежилых помещений по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные услуги составила 70 919 руб. 56 коп.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Проверив представленный истцом расчет задолженности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества, а также коммунальные услуги в сумме 70 919 руб. 56 коп., суд первой инстанции признал возможным удовлетворить требования ООО УК "Исполкома" в указанном размере за счет КУМИ города Нижнего Новгорода, что является правомерным.
Помимо задолженности суд также взыскал с данного ответчика пени на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 11 878 руб. 52 коп., начисленной за нарушение сроков оплаты услуг по содержанию общего имущества, коммунальных услуг в доме N 4 по улице Ефремова.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Ввиду того, что факт нарушения собственником срока исполнения денежного обязательства по оплате расходов за содержание и ремонт общего имущества подтверждается материалами дела, требование о взыскании пени удовлетворено правомерно. Расчет пени, взысканной арбитражным судом, апелляционной инстанцией проверен и признан верным.
Ссылка заявителя на то, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем у него отсутствует обязанность по оплате услуг за содержание и ремонт обще домового имущества и коммунальных услуг на общедомовые нужды, подлежит отклонению в силу следующего.
Удовлетворяя исковые требования за счет КУМИ города Нижнего Новгорода, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация города), юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами (п.1.1, 1.10. Положения о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г.Н.Новгорода N 5866 от 04.12.2017).
При этом согласно пункту 1.2., 1.3 Положения Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода (далее - муниципальное имущество, муниципальная собственность), в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Нижнего Новгорода, собственность которых не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - земельные ресурсы города), а также осуществляет иные полномочия, возложенные на Комитет. Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города, выступает продавцом муниципального имущества.
По пунктам 3.1.28., 3.1.30., 3.1.31., 4.1.7., 5.4.4. Комитет осуществляет управление муниципальным нежилым фондом и контроль за его использованием; заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества; заключает соглашения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом, находящимся в общей долевой собственности; заключает от имени комитета договоры, контракты, соглашения и иные сделки, обеспечивает их выполнение.
А главное, в соответствии с пунктами 1.3., 1.3.1., 1.3.2., 1.5., 2.1 Постановления администрации г. Н.Новгорода от 02.10.2006 N 3362 "О Порядке реализации полномочий собственника муниципальных нежилых помещений структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода" Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода предоставлены полномочия по:
-организации содержания муниципальных нежилых неиспользуемых помещений после выбора собственниками помещений одного из способов управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: заключению с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, с обслуживающими организациями договоров на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле муниципальных нежилых помещений в праве общей собственности на это имущество; заключению договоров на предоставление коммунальных услуг для муниципальных нежилых помещений в многоквартирном доме с соответствующими организациями, производящими или поставляющими коммунальные ресурсы;
- формированию и представлению в департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода пакета документов для финансирования расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество, а также расходов по оплате коммунальных услуг по неиспользуемым муниципальным нежилым помещениям в многоквартирных домах в порядке, установленном настоящим постановлением.
Таким образом, КУМИ города Нижнего Новгорода является органом, осуществляющим от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в виде нежилых помещений в МКД. При этом в силу пунктов 3.1.35., 3.1.36. Положения о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, Комитет выступает главным распорядителем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных комитету в бюджете города Нижнего Новгорода, для выполнения задач и функций, возложенных на комитет настоящим Положением.
При изложенных обстоятельствах взыскание спорной задолженности и пени с КУМИ города Нижнего Новгорода является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Нормы материального права судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2020 по делу N А43-14334/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14334/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ИСПОЛКОМА"
Ответчик: "город Нижний Новгород" в лице Администрации города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода