город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2020 г. |
дело N А53-9958/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Кикичева Я.В. по доверенности от 09.01.2020, N 2, паспорт;
от НО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту": представитель Щербакова А.Д. по доверенности от 17.03.2020, N 38, диплом от 25.11.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2020 по делу N А53-9958/2020
по заявлению некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Хлепитько Михаила Сергеевича; общества с ограниченной ответственностью "Стройком"; общества с ограниченной ответственностью "Ремонтник"; открытого акционерного общества "Ресурс"; общества с ограниченной ответственностью "Центр делового сотрудничества"; общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"
о признании незаконным решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС по Ростовской области) о признании незаконным решения от 31.12.2019 по делу N 061/01/17-570/2019, предписания от 31.12.2019 N 931/05.
Определением от 14.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" (в лице Ростовского областного отделения), общество с ограниченной ответственностью "Центр делового сотрудничества", общество с ограниченной ответственностью "Ресурс", общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник", общество с ограниченной ответственностью "Стройком", индивидуальный предприниматель Хлепитько М.С.
Решением от 15.09.2020 Арбитражный суд Ростовской области признал недействительными, как не соответствующие статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 78 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31.12.2019 по делу N 061/01/17-570/2019, предписание от 31.12.2019 N 931/05.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нарушение, вменяемое Фонду, совершено при проведении открытых аукционов в электронной форме в соответствии с нормами закона о контрактной системе, соответственно, антимонопольный орган, возбуждая данное дело, действовал строго в рамках имеющихся полномочий. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод относительно того, что расстояние между объектами, подлежащими капитальному ремонту не превышает 150 км, что соответствует требованиям Постановления N 615. Из ответов подрядчиков следует, что объективное расстояние между объектами капитального ремонта - 30 км; анализ, проведенный УФАС по РО, показал, что объективное расстояние - 60 км (при совпадении границ). Для участия в закупочных процедурах в рамках Постановления N 615, подрядные организации проходят длительную и затратную процедуру, итогом же закупок, проведенных фондом, служит исполнение контракта лицами (субподрядчиками), не имеющими допуск СРО и не состоявшими в Реестре квалифицированных подрядных организаций. Также Управление ссылается на то, что заказчик, объединив в один лот объекты территориально не связанные между собой, необоснованно "укрупнил" закупки, что увеличило финансовую нагрузку на потенциальных участников и привело к завышению размера обеспечения заявок и обеспечения контрактов. Данные действия приводят к ограничению количества участников, находящихся в Реестре.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области установлено, что аукционы N N 205850000011800041, 205850000011900009, 205850000011900008, 205850000011900004 проведены заказчиком некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" с нарушением условий, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", что, в свою очередь, содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона 135-ФЗ, в части предоставления преимущественных условий участия в торгах.
11.01.2019 на официальном сайте единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) заказчиком размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 205850000011900004 "Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Ростовской области по адресам: г. Новочеркасск, ул. Мацоты С. В., 71; г. Новочеркасск, ул. Мацоты С. В., 79; г. Новочеркасск, ул. Свободы, г. Новочеркасск, ул. Свободы, 23; г. Новочеркасск, ул. Свободы, 26; г. Новочеркасск, ул. Транспортная, 9; г. Новочеркасск, ул. Украинская, 5; г. Новочеркасск, ул. Юности, 4; Аксайский район, г. Аксай, просп. Ленина, 21; Аксайский район, г. Аксай, ул. Дружбы, 4; Аксайский район, г. Аксай, ул. Карла Дибкнехта, 124; Аксайский район, г. Аксай,, ул. Садовая, 3; Аксайский район, г. Аксай, ул. Чичерина, 148; Аксайский район, Истоминское сельское поселение, п. Дивный, ул. Ленина, 12; Аксайский район, Истоминское сельское поселение, п. Дивный, ул. Советская, 11; Аксайский район, Истоминское сельское поселение, п. Дивный, п. Дорожный, ул. Школьная, 1;
Начальная (максимальна) цена контракта составила 59 469 040 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.02.2019 N 2058500000119000040002 подана одна заявка - ООО "Ремонтник".
В аукционе представлены три административно-территориальных образования: г. Новочеркасск, г. Аксай и п. Дивный (Аксайский р-н). Расстояние между г. Новочеркасск, г, Аксай и п. Дивный (Аксайский р-н) составляет 57 км.
15.01.2019 на официальной сайте ЕИС Заказчиком размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 205850000011900008 "Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Ростовской области по адресам: г, Гуково, мкр. Алмазный, ул. Мира, 8; г, Гуково, ул. Куйбышева, 17; г. Гуково, ул. Маяковского, 23; г. Гуково, ул. Маяковского, 34; г. Гуково, ул. Маяковского, 37; г. Гуково, ул. Мира, 15; г. Гуково, ул, Мира, 1ft г, Гуково, ул. Мира, 26; г. Гуково, ул. Нахимова, 9; г, Гуково, ул. Некрасова, 46; г, Гуково, ул. Некрасова, 77; г. Гуково, ул. Пархоменко, 26; г. Гуково, ул. Пархоменко, 28; г. Гуково, ул. Пархоменко, 32; г. Гуково, ул. Свободы, 31; г, Гуково, ул. Трамвайная, 18; г. Гуково,. уд" Шахтерская, 48; г. Гуково, ул. Шахтерская, 52; г. Новошахтинск, Ул. Белорусская, 10; г. Новошахтинск, ул. Щорса, 16; Жирновское городское поселение, Тацинский район, я. Жирнов, ул. Вокзальная, 4; Жирновское городское поселение, Тацинский: район, п. Жирнов, уд. Горная, 8; Углегорское; сельское поселение, Тацинский район, п. Углегорский, пер, Матросова, 8; Углегорское сельское поселение, Тацинский район,. п. Углегорский, пер. Советский, 6".
Начальная (максимальна) цена контракта составила 54 454 560, 00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2019 N 2058500000119000080002 подана одна заявка - ООО "Центр делового сотрудничества".
В аукционе представлены три административно-территориальных образования: г. Гуково, г. Новошахтинск и п. Жирнов (Тацинский р-н). Расстояние между г. Гуково, г. Новошахтинск и п. Жирнов (Тацинский р-н) составляет 110 км.
15.01.2019 на официальном сайте ВИС Заказчиком размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 205850000011900009 "Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Ростовской области по адресам: Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, пер. им. Куйбышева, 5; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. им. Колодина, 19; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г.. Зерноград, ул. им. Ленина, 15/1; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. им. Ленина, 26; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. им. Чкалова, 10; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. им. Чкалова, 25/38; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул, им. Шукшина, 2; Зерноградское городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. Шукшина, 5/7; Зерноградекое городское поселение, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. Советская, 25; Семикаракорское городское поселение, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, пер. 1-й, 254; Семикаракорское городское поселение, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, просп. В.А. Закруткина, 47; Семикаракорское городское поселение, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, просп. В.А. Закруткина, 9, Семикаракорское городское поселение, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, ул. АА. Араканцева, 20а".
Начальная (максимальна) цена контракта составила 55 847 090, 00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2019 N 205850000011900:0090002 подана одна заявка - ООО "Ресурс".
В аукционе представлены два административно-территориальных образования: г. Зерноград и г. Семикаракорск. Расстояние между г. Зерноград и г. Семикаракорск составляет 110 км.
27.12.2018 на официальном сайте ЕИС заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 2058500.00011800041 "Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества: в многоквартирных домах, расположенных на территории Ростовской области по адресам; г, Каменск-Шахтинский, просп. Карла Маркса, 70а; г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина,. 101; г., Каменск-Шахтинский, ул. Сапрыгина, 7; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Вахрувтева, 8; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва ул. Геологическая, 11; Белокалитвинский район, т. Белая Калитва, ул. Дзержинского, 10/9; Белокалитвинский район" г. Белая Калитва, ул. Дзержинского, 11/10; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Дзержинского, 19/10; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Дзержинского, 7/7; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Коммунистическая, 19; Ёелокалитвинекий район, г. Белая Калитва, pi. Кошевого, 6;.Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул, Матросова, 11; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Матросова, 6; Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, ул. Российская, 10/1; Белокалитвинский район".
Начальная (максимальна) цена контракта составила 59 607 331, 00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.01.2019 N 208500000118000410002 подана одна заявка - ООО "Стройком".
В аукционе представлены два административно-территориальных образования: г. Каменск-Шахтинский и г. Белая Калитва. Расстояние между г. Каменск-Шахтинский и г. Белая Калитва составляет 60 км.
В соответствии с аукционными документации Заказчиками установлены требования по обеспечению заявки и обеспечению контракта: аукцион N 205850Q00011900008, размер обеспечения заявки 0,5% - 272 272, 80 руб., размер обеспечения контракта составил 25% - 13 613 640, 00 руб., аукцион N 205850000011900009, размер обеспечения заявки 0,5% - 279 235t 45 руб., размер обеспечения контракта составил 25% - 13 961 772,50 руб., аукцион N 205850000011900004, размер обеспечения заявки 0,5% - 297 345,20 руб., размер обеспечения контракта 25% - 14 867 260,40 руб., аукцион N 205850000011800041, размер обеспечения заявки 0,5% - 298 036,66 руб., размер обеспечения контракта 25% - 14 901 832,75 руб.
Управлением (письмом от 09.12.2019 исх. N 24486/05) был направлен ряд запросов подрядным организациям, входящим в Реестр квалифицированных подрядных организаций.
Из информации, представленной подрядными организациями следовало, что подрядные организации, которые исполняют контракты самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, не считают целесообразным объединения в один-лот объектов, находящихся на расстоянии более 30 км друг от друга. Из пояснений следовало, что расстояние более 30 км приведет к увеличению себестоимости работ.
Проанализировав такую информацию от подрядных организаций комиссия Управления пришла к выводу о том, что заказчик, объединив в один лот объекты, территориально не связанные между собой, необоснованно увеличил финансовую нагрузку на потенциальных участников, что привело к завышению размера обеспечения заявок и обеспечения контрактов.
Тот факт, что на участие в указанных закупках заявку подавал всего один участник, подтверждает, по мнению контролирующего органа, экономическую нецелесообразность потенциальных претендентов участвовать в вышеприведенных, аукционных процедурах.
Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что НКО "Фонд капитального ремонта", объединив в один лот работы на различных объектах превышающих расстояние 30 км, а также не граничащих друг с другом, при проведении аукционов N 205850000011900008, N 205850000011900009, N 205850000011900004 и N 205850000011800041 нарушило часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
31.12.2019 решением Управления по делу N 061/01/17-570/2019 определено, что в действиях фонда усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, выразившихся в объединении в один лот работ на различных объектах, территориально удаленных друг от друга, что привело или могло привести к созданию преимущественных условий для участия в торгах.
Управлением также выдано предписание от 31.12.2019 N 931/05 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись указанным решением и предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного закона, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольным органом законодательства, является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пункта 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта) определен в Положении о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
В силу пункта 2 Положения N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Таким образом, организатор торгов осуществляет закупки на капитальный ремонт в соответствии со специальными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения N 615.
Согласно пункту 3 Положения N 615 принципами привлечения подрядных организаций являются: а) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота; б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; в) добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; г) профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; д) эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания; е) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с разделом II Положения N 615 в каждом субъекте Российской Федерации проводятся предварительные отборы, по итогам которых формируются реестры квалифицированных подрядных организаций.
Согласно подпункту "е" пункта 63 Положения N 615 в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, указанная в протоколе комиссии по проведению предварительного отбора, равная предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член саморегулируемой организации, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "д" пункта 8 Положения.
Пункт 79 Положения N 615 закрепляет, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
При этом пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В то же время необходимо учитывать, что Верховный Суд Российской Федерации указал в определении от 19.06.2017 N 305-КГ17-2243, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 78 Положения N 615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий: а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах; б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов; в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.
По смыслу названной нормы, заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот, как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий. При этом для объединения нескольких объектов в один предмет закупки не требуется соблюдение всех перечисленных условий, достаточно наличие хотя бы одного.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в рассматриваемом случае на объектах, указанных в аукционах N N 205850000011800041, 205850000011900009, 205850000011900008, 205850000011900004 и расположенных в пределах Ростовской области, требуется проведение работ - капитальный ремонт общего имущества (ремонт крыши, фасада, подвала, фундамента, системы теплоснабжения, водоотведения, системы электроснабжения) многоквартирных домов, расстояние между которыми не превышает 150 км, что соответствует требованиям Положения N 615 и не может быть признано необоснованным объединением их в один предмет закупки.
По смыслу подпункта б пункта 78 Положения N 615, если объекты не являются территориально близкими, но состав производимых на них работ является одинаковым, объединение нескольких объектов в один предмет закупки допускается.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий, указанных в пункте 78 Положения N 615.
В оспариваемом решении Управления от 31.12.2019 по делу N 061/01/17-570/2019, предписании от 31.12.2019 N 931/05 заявитель был ограничен при формировании лотов расстоянием в 30 км.
В своей апелляционной жалобе УФАС по Ростовской области ссылается на то, что, исходя из ответов подрядчиков, объективное расстояние между объектами капитального ремонта - 30 км, а анализ, проведенный УФАС по РО, показал, что объективное расстояние - 60 км (при совпадении границ). Таким образом, апеллянт полагает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод относительно того, что расстояние между объектами, подлежащими капитальному ремонту, не превышающее 150 км, соответствует требованиям Постановления N 615.
Вместе с тем, должного обоснования такой регламентации Управление не представило ни в оспариваемом решении, ни в апелляционной жалобе. В обоснование такого вывода Управление сослалось только на информацию, полученную от подрядных организаций.
Установление ограничений в 30 км при формировании лотов, ограничивает право заявителя на формирование лотов оптимальным для выполнения работ по капитальному ремонту образом, нарушает право Фонда на эффективное выполнение возложенных на него жилищным законодательством функций. Формирование закупок определяется потребностями заказчика в выполнении работ надлежащего качества с целью исполнения Региональной программы, в поддержании надлежащего уровня проживания граждан в многоквартирных домах, их сохранности и безопасности в соответствиями с требованиями технических регламентов и нормативных документов.
Пунктом 78 Постановления N 615 законодатель предусмотрел возможность объединения заказчиком в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий: а) одинаковые виды услуг и (или) работ на различных объектах; б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов; в) функциональная связанность услуг и (или) работ на объектах.
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" осуществляет свою деятельность на территории Ростовской области, расстояние между крайними точками, расположенными в пределах границы Ростовской области север-юг - 470 км, запад-восток - 455 км. Фонд, при наличии возможности, объединяет административно-территориальные единицы, расстояние между которыми не превышает 150 км, в один лот, так как полагает, что расстояние в размере 1/3 от протяженности всей области является оптимальным для своевременного выполнения работ по капитальному ремонту.
Большинство населенных пунктов так или иначе располагаются вдоль трассы М4 ДОН, являющейся дорогой федерального значения. Учитывая, что основными поставщиками материалов являются организации, расположенные в г. Москва и в г. Санкт-Петербург, доставка таких строительных материалов осуществляется по Трассе М4 Дон. С точки зрения технологии и оптимизации процесса доставки строительных материалов и вывоза строительного мусора наиболее правильным решением является не разделять лоты, движение транспорта по которым следует в попутных направлениях. Целесообразно рассматривать административно-территориальные образования на территории Ростовской области как единое целое, поскольку только при включении расположенных рядом административно-территориальных образований в один предмет аукциона, возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения техники. Административно-территориальные единицы являются близко расположенными по отношению друг к другу и имеют сопутствующее направление и общие границы.
Из этого следует, что объединение указанных административно-территориальных единиц в один лот является допустимым и обусловлено территориально близким расположением объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, что соответствует подпункту "б" пункта 78 Положения N 615.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что заказчик, объединив в один лот объекты территориально не связанные между собой, необоснованно "укрупнил" закупки, что увеличило финансовую нагрузку на потенциальных участников и привело к завышению размера обеспечения заявок и обеспечения контрактов.
Большинство подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам проведенных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области предварительных отборов подрядных организаций для выполнения работ по капитальному строительству общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области, имеют первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации.
Подрядные организации, умеющие первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), в электронных аукционах на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.
Все лица, состоящие в реестре квалифицированных подрядных организаций, могли участвовать в рассматриваемых электронных аукционах. Таким образом, Фонд не ограничивал конкуренцию при проведении аукционов на право заключения договоров.
Основным критерием объединения в лот является взаимосвязь технологических и функциональных характеристик (товаров, работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством. При формировании лотов заказчик исходит из возможности участия в закупке наибольшего количества участников. То обстоятельство, что не каждая организация имеет необходимых специалистов, оборудование, материальные ресурсы для выполнения работ, не свидетельствует о том, что для этих организаций создаются препятствия. Размер обеспечения договора составляет 25% от начальной (максимальной) цены контракта. Обеспечение исполнение договора в виде обеспечительного платежа в размере 25% или предоставлении банковской гарантии на ту же сумму обусловлено защитой интересов регионального оператора от недобросовестных подрядных организаций.
Управлением не представлено доказательств, в том числе в виде анализа состояния конкуренции на соответствующем рынке, из которого следовала бы необоснованность предъявленных заказчиком требований и неправомерное ограничение каких-либо субъектов рынка, потенциальных участников аукциона.
На основании статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" подлежит удовлетворению, поскольку решение Ростовского УФАС от 31.12.2019 по делу N 061/01/17-570/2019 и выданное на его основании предписание от 31.12.2019 N 931/05 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, не соответствуют закону и нарушают права заявителя по делу.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Фонда.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2020 по делу N А53-9958/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9958/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ", Некоммерческсая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС ПО РО
Третье лицо: ОАО "РЕМОНТНИК", ОАО "Ресурс", Общероссийская малого и среднего предпринимательства "Опора России", ООО "Ремонтник", ООО "Ресурс", ООО "Стройком", ООО "ЦЕНТР ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА", РОО "Опора России", Хлепитько Михаил Сергеевич