г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А21-5449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Урсакий В.В. по доверенности от 16.07.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32394/2020) ООО "ЖилКомСервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2020 г. по делу N А21- 5449/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЖилКомСервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) от 19.05.2020 г. N ЖК-4/181/ЦЕН/91 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 08.10.2020 г. в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.10.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, управляющей организацией приняты все меры по обеспечению доступа сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в квартиры собственников, в связи с чем вина Общества отсутствует.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
От ответчика поступил письменный отзыв, в котором он возражал против удовлетворения жалобы, полагает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Министерство поступило обращение ОАО "Калининградгазификация" (вх. N 4969), содержащее информацию об отказе управляющей организацией в допуске к внутридомовому газовому оборудованию, расположенному в квартирах 4, 5, 19, 20 в многоквартирном доме N 79 по ул.Победы, в г.Неман Калининградской области.
Из представленных в Министерство документов установлено, что между ОАО "Калининградгазификация" (Исполнитель) и ООО "ЖилКомСервис" (Заказчик) заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования N 42/05-397-2018/УК от 09.04.2018 г. (далее - Договор), согласно которому ОАО "Калининградгазификация" обязалось выполнить работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в многоквартирных домах, поименованных в Приложении N 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 2.1.7 Договора Заказчик обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей исполнителя (при предъявлении служебного удостоверения) к ВДГО, включая участки газопроводов, проложенных в квартирах, для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящим Договором.
Министерством установлено, что Обществом в нарушение подпункта "г" пункта 42 Правил N 410 не исполнена обязанность по обеспечению доступа представителей ОАО "Калининградгазификация" к внутридомовому газовому оборудованию вышеуказанного МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, а также для приостановления подачи газа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20.03.2020 г. уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении ООО "ЖилКомСервис" протокола N ЖК-4/181/ЦЕН/4046 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 19.05.2020 г. N ЖК-4/181/ЦЕН/91 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Как определено в пункте 2 Правил N 410 "внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме" - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 42 Правил N 410 заказчик обязан обеспечить доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами.
Аналогичные положения предусмотрены также пунктом 2.1.7 договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования N 42/05-397-2018/УК от 09.04.2018 г., заключенного между ОАО "Калининградгазификация" (Исполнитель) и Обществом (Заказчик).
В соответствии с пунктом 46 Правил N 410 выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений), информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил (пункт 47 Правил N 410).
Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения (пункт 48 Правил N 410).
Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (пункт 49 Правил N 410).
Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ (пункт 50 Правил N 410).
При невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 51 Правил N 410).
Исполнитель в согласованные с заказчиком дату и время выполняет работы по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, связанные с необходимостью получения доступа в соответствующее жилое или нежилое помещение (пункт 52 Правил N 410).
Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором.
Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами (пункт 53 Правил N 410).
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку (пункт 53 Правил N 410).
В рассматриваемом случае Министерством установлено и материалами дела подтверждается, что на дату составления протокола об административном правонарушении 20.03.2020 г. Общество в нарушение вышеприведенных требований Правил N 410 и условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования N 42/05-397-2018/УК от 09.04.2018 г., заключенного с ОАО "Калининградгазификация", не исполнило обязанность по обеспечению доступа представителей Исполнителя (ОАО "Калининградгазификация") к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования в квартирах 4, 5, 19, 20 МКД N79 по ул.Победы, в г.Неман Калининградской области, а также Обществом проигнорированы уведомления ОАО "Калининградгазификация" с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются соответствующим актом об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию жилых помещений МКД, составленным сотрудниками ОАО "Калининградгазификация" 29.11.2019 г.
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 410 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
Доводы Общества о том, что им предприняты все меры по обеспечению доступа, а именно размещение на информационных досках объявлений и направление заказных писем лицам, не обеспечившим доступ в квартиры, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку не может служить достаточным доказательством принятия всех мер во исполнение требований Правил N 410. Доказательства того, что управляющей компанией реализовано право по обращению с соответствующим иском в суд к собственнику жилого помещения об обязании предоставить доступ, в материалы дела не представлены.
В рассматриваемом случае апелляционный суд считает, что Министерством представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Доводы Общества об отсутствии у управляющей организации обязанности по обеспечению доступа к внутридомовому газовому оборудованию, расположенному в квартирах МКД, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку оборудование, являющееся общим имуществом в силу абз. 2 Правил N 410, находится не только в местах общего пользования, но и в квартирах - до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию. С учетом положений договора N 42/05-397-2018/УК от 09.04.2018 заявитель принял на себя обязательство предоставить доступ представителей ОАО "Калининградгазификация" к ВДГО, включая участки газопроводов, проложенных в квартирах, для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению, а также для приостановки подачи газа (п. 2.1.7).
Таким образом, именно на Управляющей организации лежит бремя по обеспечению допуска представителей ОАО "Калининградгазификация" к ВДГО, расположенному в квартирах жильцов.
Кроме того, ссылка Общества на то, что им направлено письмо в адрес ОАО "Калининградгазификация" об отсутствии возможности доступа в квартиры, не принимается апелляционным судом, поскольку указанное письмо направлено 17.12.2019 г., то есть за переделами, установленных Правилами сроков, а также после составления ОАО "Калининградгазификация" акта о недопуске от 29.11.2019 г.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Ссылки заявителя на допущенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении и акта о не допуске, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в протоколе об административном правонарушении указано место совершения административного правонарушения, а именно адрес многоквартирного дома, в отношении которого не было получено извещение о согласовании даты и времени проведения проверки: МКД N 79 по ул. Победы в г. Неман. Кроме того, Министерство не несет ответственность за составленный акт о не допуске, так как его составляла специализированная организация, указанный документ не является процессуальным документом и недостатки, допущенные при его составлении, не являются безусловным основанием для признания указанного акта недействительным.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание в виде штрафа в размере минимальной санкции инкриминируемой статьи (40 000 руб.) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 октября 2020 года по делу N А21-5449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5449/2020
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ