г. Хабаровск |
|
29 декабря 2020 г. |
А73-9214/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Федеральная пассажирская компания": представителя Богдановой Н.Ю. по доверенности от 24.12.2019 N 487-Д (сроком на 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 21.10.2020
по делу N А73-9214/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686)
к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849, ИНН 7701993014)
о взыскании 72000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис" (далее - ООО "ТРС", ответчик, ООО "ТрансРесторанСервис" ) о взыскании 72000 руб. штрафной неустойки за ненадлежащее исполнение договора аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" от 30.04.2018 N ФПК-18-143.
Решением суда от 21.10.2020 с ООО "ТрансРесторанСервис" в пользу АО "ФПК" взыскано 65000 руб. штрафной неустойки и 2601 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом АО "ФПК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд не оценил доказательства, представленные АО "ФПК", а также ненадлежащим образом оценил доводы ответчика по нарушению, зафиксированному в Акте-предписании N 2020-007 от 13.01.2020, а именно, о том, что в меню отсутствует цена на пивной напиток "Великопоповицкий Козел" 0,5 л. фактически имеющийся в продаже; судом не дана оценка тому обстоятельству, что указанный Акт-предписание N 2020-007 был составлен в присутствии директора вагона-ресторана Соловьева А.В., данный Акт-предписание был подписан без возражений и замечаний, следовательно, директор согласился с выявленным нарушением; судом неверно дана оценка нарушению, зафиксированного Актом-предписанием N 2020-011 от 18.01.2020 в части нарушения- отсутствует надлежаще оформленное меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта для кафе-буфета и организации разносной торговли, а именно в отношении применения транслитерации; суд поставил ответчика в преимущественное положение перед истцом, применив мнение специалиста бюро переводов за доказательство по делу.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ответчика согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель АО "ФПК" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, хотя иных доводов о несогласии с обжалуемым судебным актом кроме двух эпизодов, отраженных в жалобе, не привела.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 30.04.2018 между АО "ФПК" (Компания) и ООО "ТрансРесторанСервис" (Предприятие) заключен договор аренды торговых и служебных площадей вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-18-143, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 4.3.22 договора Компания обязуется передать за плату во временное пользование Предприятию торговые и служебные площади (далее - ТСП) вагонов-ресторанов; ТСП вагонов-ресторанов используются предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах; Компания вправе осуществлять проверки, а Предприятие обязуется предоставить возможность Компании и его уполномоченным подразделениям, и должностным лицам беспрепятственно производить проверку соблюдения пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических норм, правил технической эксплуатации, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа, а также соблюдения других требований, установленных законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 4.3.12 Договора Предприятие обязуется соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
В ходе проведенных проверок работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности АО "ФПК" составов пассажирских поездов, формирования Дальневосточного филиала АО "ФПК" выявлены и документально оформлены нарушения ответчиком договорных обязательств.
Указанные истцом нарушения зафиксированы актами-предписаниями.
Актом-предписанием N 2020-013 от 20 января 2020 года зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС" выявленных в вагоне-ресторане N 096 63175 пассажирского поезда N 98 сообщением "Кисловодск - Тында", а именно: отсутствуют документы, подтверждающие организацию разностной торговли (неустойка 2 000 рублей); в наличии 1 вид газированной воды - ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001. (неустойка 10 000 рублей); не поддерживается чистота в помещениях вагона-ресторана - грязный пол (неустойка 2 000 рублей).
Актом-предписанием N 2020-006 от 10 января 2020 года зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС" выявленных в вагоне - ресторане N 096 63592 пассажирского поезда N 98 сообщением "Кисловодск - Тында", а именно: повреждение текстильной занавески (неустойка 2 000 рублей).
Актом-предписанием N 2020-007 от 13 января 2020 года зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС" выявленных в вагоне-ресторане N 096 63297 пассажирского поезда N 97 сообщением "Тында-Кисловодск", а именно: отсутствует цена на пивной напиток "Велкопоповицкий Козел" 0,5 л. имеющийся в продаже - цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную витрину), не указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте (неустойка 5 000 руб.).
Актом-предписанием N 2020-011 от 18 января 2020 года зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС" выявленных в вагоне-ресторане N 096 63386 пассажирского поезда N 81 сообщением "Благовещенск - Тында", а именно: используется логотип и торговые знаки сторонних организаций в салоне и в меню - на меню указано название сторонней организации "АТА" (неустойка 10 000 рублей); цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную витрину), не указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте в отношении товаров водка РУССКАЯ ВАЛЮТА 0,1, Choco-Pie (неустойка 5 000 рублей); отсутствует надлежащим образом оформленное меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскурант для кафе-буфета и организации разностной торговли - наименование продукции "Гренки к пенному по-военному не оформлено на английском языке, применена транслитерация (неустойка 2 000 рублей).
Актом-предписанием N 2020-008 от 15 января 2020 зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС" выявленных в вагоне-ресторане N 096 17697 пассажирского поезда N 663 сообщением "Хабаровск - Чегдомын", а именно: в наличии одно наименование основного блюда, в наличии одно наименование супа - ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 (неустойка 10 000 рублей); не поддерживается чистота в вагоне-ресторане- грязный пол (неустойка 2 000 рублей).
Актом-предписанием N 2020-001 от 04 января 2020 года зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС", выявленных в вагоне-ресторане N 096 63297 пассажирского поезда N 99 сообщением "Владивосток-Москва", а именно: в наличии 1 вид газированной воды - ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 (неустойка 10 000 рублей).
Актом-предписанием N 2020-014 от 24 января 2020 зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО "ТРС", выявленных в вагоне-ресторане N 096 17655 пассажирского поезда N 663 сообщением "Хабаровск - Чегдомын", а именно: не читается дата изготовления на "Суперсуп куриный" суп с гренками, не поддерживается чистота в вагоне-ресторане (грязный пол) (неустойка 2 000 рублей). в наличии одно наименование основного блюда -ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 (неустойка 10 000 рублей).
Общая сумма штрафной неустойки составила 72000 рублей.
В целях досудебного урегулирования спора, АО "ФПК" в адрес ответчика направлена претензия исх. N 3307/ФПКФДвост от 20.03.2020.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь, в том числе положениями статей 309, 310, 329, 330, 331, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 4.3.12, 4.3.4 Договора, пунктами 23, 26, 39 приложения N 4 к Договору, пунктами 12.9.1, 12.9.2, 5.3.5, 6.2, 9.9, 10.14 СТО ФПК 1.21.001-2016, пунктом 5.2.34 Санитарных правил СП 2.5.1198-03, положениями Федерального закона 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктом 5.2.42 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 12 "О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте 2.5.1198-03", и выявив подтвержденные материалами дела, факты ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по договору (а именно: отсутствуют документы, подтверждающие организацию разносной торговли, в наличии 1 вид газированной воды, не поддерживается чистота в помещениях вагона-ресторана - грязный пол, повреждение текстильной занавески, используется логотип и торговые знаки сторонних организаций в салоне и в меню - на меню указано название сторонней организации "АТА", цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную витрину), не указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте в отношении товаров водка РУССКАЯ ВАЛЮТА 0,1, Choco-Pie, в наличии одно наименование основного блюда, в наличии одно наименование супа, не читается дата изготовления на "Суперсуп куриный" суп с гренками, в наличии одно наименование основного блюда ), что влечет за собой некачественное оказание услуг по договору перевозки, пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований на сумму неустойки в размере 65000 руб., при этом, не определив правовых оснований для снижения подлежащей взысканию неустойки по ходатайству ответчика.
Обжалуя решение суда в полном объеме, истец, вместе с тем, доводов о несогласии с судебным актом в вышеизложенной части, не привел.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в оставшейся части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 10.8 СТО ФПК 1.21.001-2016 в вагоне-ресторане цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную стойку, указываются в меню, а также на ценниках или прейскуранте, расположенном на буфетной (барной) стойке.
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 33 Приложения N 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, в части, цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную) витрину, не указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте в размере 5 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не указанных цен.
В соответствии с 10.11.9 СТО ФПК 1.21.001 в фирменных поездах меню должно быть оформлено на русском и английском языках. В поездах международного сообщения меню (вся информация) должно быть оформлено на русском и английском языках и может быть дополнено на языке страны назначения и языках стран проследования.
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 36 Приложения N 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, в части, отсутствия надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и/или прейскуранта кафе-буфета, разностной торговли - 2000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества отсутствующих документов.
Требования по акту-предписанию N 2020-007 от 13.01.2020 основаны на том, что в меню отсутствует цена на пивной напиток "Великопоповицкий Козел" 0,5 л, фактически имеющийся в продаже. В подтверждение факта нарушения в материалы дела представлены фотографии с изображением бутылки с пивным напитком и меню.
Вместе с тем, из фотографии видно, что меню содержит цену на пивной напиток "Великопоповицкий Козел". При этом на этикетке бутылки, предлагаемой к продаже согласно акту и изображенной на фотографии, указано, что объем составляет 0,45 л.
Соответственно, суд первой инстанции правильно установил, что акт-предписание содержит недостоверную информацию, и поскольку нарушений ответчиком не допущено, то оснований для начисления неустойки в сумме 5000 руб. не имеется, поэтому отказал в удовлетворении заявления истца в этой части.
Кроме того, суд первой инстанции верно принял в качестве обоснованных доводы ответчика относительно нарушения по акту-предписанию N 2020-011 от 18.01.2020 (в отношении применения транслитерации) - ответчик сослался на отсутствие доказательств того, что в состав ревизионной группы включен специалист - переводчик со знанием английского языка, квалификация которого подтверждена соответствующим дипломом об образовании.
Истец подтвердил, что в составе ревизионной группы отсутствовал специалист в области английского языка. При этом пояснил, что наличие нарушений установлено только исходя из того, что при переводе названия блюда использован не дословный перевод с русского на английский язык, а частично применена транслитерация, в связи с чем, сделан вывод об отсутствии надлежащим образом оформленного меню.
Пункт 10.11.9 СТО ФПК 1.21.001, на который ссылается истец, указывает, что только на необходимость наличия меню на двух языках: русском и английском.
Из фотографии меню следует, что перевод на английский язык блюда "гренки "К пенному по-военному" имеется. Доказательств того, что перевод сделан неверно, представленных специалистом, обладающим соответствующими знаниями, истцом не представлено.
Сведений о том, что по правилам перевода названий блюд с русского языка на английский применение транслитерации недопустимо, истцом не представлено.
Более того, в данном случае при переводе спорного блюда транслитерация применена не в самом виде блюда (гренки), а в его наименовании, что также допустимо по правилам перевода.
Таким образом, так как не установлено нарушения в виде отсутствия надлежащим образом оформленного меню, то правовых оснований для взыскания неустойки в данной части (в сумме 2000 руб.) у суда первой инстанции также не имелось.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 октября 2020 года по делу N А73-9214/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9214/2020
Истец: АО Дальневосточный филиал "ФПК", АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ТрансРесторанСервис"