город Омск |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А81-5978/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Аристовой Е.В., Лебедевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12593/2020) акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2020 по делу N А81-5978/2020 (судья Воробьева В.С.) по иску акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ОГРН 1118901002153) к акционерному обществу "ЮТэйр-Инжиниринг" (ОГРН 1027200848620) о взыскании 1 029 547 руб. 47 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу "ЮТэйр-Инжиниринг" (далее - АО "ЮТэйр-Инжиниринг", ответчик) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N ЯМ00ТВ0200000157 в сумме 959 159 руб. 89 коп., пени за период с 11.12.2019 по 09.07.2020 в сумме 70 387 руб. 58 коп., с последующим начислением пени по день фактического исполнения обязательства.
В ходе рассмотрения дела истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с погашением ответчиком задолженности по основному долгу, уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика неустойку за период с 11.12.2019 по 10.08.2020 в сумме 75 857 руб. 60 коп.
Уточнённые исковые требования приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2020 исковые требования АО "Ямалкоммунэнерго" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование истца о взыскании неустойки, начисленной за период после 06.04.2020. Поскольку ответчик включен в перечень системообразующих организаций, входящих в группу ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", на него распространяется действие моратория на начисление неустойки, установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12), проверка обжалуемого судебного акта, в отсутствии соответствующих возражений сторон, производится судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы о необоснованности требований истца в части взыскания неустойки за период с 06.04.2020.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), введенной в действие Федеральным законом N 98-ФЗ от 01.04.2020 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах), Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - постановление N 428) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных категорий должников сроком на 6 месяцев.
Так, в соответствии с абзацем первым пунктов "а" и "б" части 1 постановления N 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 434 от 03.04.2020 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
- организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
- организаций, включенных в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
Мораторий на банкротство является мерой адресной (то есть с ограниченным по ряду определенных законодателем признаков субъектным составом) государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Включение должника в соответствующий акт Правительства Российской Федерации (перечень организаций) свидетельствует о предоставлении ему меры поддержки в виде моратория на банкротство.
В соответствии с пунктом 5 постановления N 428, мораторий вводится на срок со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев, то есть на период с 06.04.2020 по 06.10.2020 включительно.
Согласно представленным АО "ЮТэйр-Инжиниринг" сведениям, правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики 24.04.2020 одобрила перечень системообразующих организаций транспортного комплекса. Перечень составлен с учетом утвержденных комиссией отраслевых, а также дополнительных критериев.
В перечень включены 52 организации гражданской авиации, в том числе, группа компаний публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр").
Указанный перечень утвержден протоколом заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики N 9кв от 24.04.2020. Данный протокол опубликован на сайте Правительства Российской Федерации ((https://data.economy.gov.ru) только в части приложения к протоколу заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики N 7кв от 10.04.2020 (с учетом корректировок, внесенных протоколами N 9кв от 24.04.2020, N 11кв от 26.05.2020 и N 13кв от 19.06.2020) "Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики".
Кроме того, на сайте информационно-правового портала Гарант.ру (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73886487/#1000) опубликована выписка из перечня системообразующих организаций российской экономики, который утвержден Протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики N 9кв от 24.04.2020.
Данный перечень согласуется с перечнем, указанным на сайте Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/dpcuments/7/10697).
В соответствии с пунктом 1 Критериев и порядка включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденного Протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики N 9кв от 24.04.2020, в перечень системообразующих организаций российской экономики (далее - перечень) включаются организации с учетом аффилированности в рамках их групповой (холдинговой) структуры (далее - группа компаний).
В соответствии со статьей 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.
В соответствии с абзацами 27 и 29 статьи 4 Закона РСФСР N 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами юридического лица являются, в частности, лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" предусмотрено, что группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков, в частности:
- хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) (подпункт 1);
- лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1-7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1-7 настоящей части признаку (подпункт 8).
Согласно представленным АО "ЮТэйр-Инжиниринг" сведениям, единственным акционером АО "ЮТэйр-Инжиниринг" является АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" у которого, в свою очередь, единственным акционером является ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о вхождении АО "ЮТэйр-Инжиниринг" в группу компаний ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1, абзацу десятому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, ответу на вопрос N 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика неустойки за период с 24.04.2020.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.12.2019 по 10.08.2020 в сумме 75 857 руб. 60 коп., которое в силу вышеприведенных правовых норм и разъяснений подлежит частичному удовлетворению, а именно, в сумме 42 332 руб. 14 коп. за период с 11.12.2019 по 23.04.2020, то есть до введения моратория на начисление неустойки в отношении ответчика.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и частичного удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований иска.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы, подлежат распределению пропорционально размеру удовлетворенных требований (96,75%).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2020 по делу N А81-5978/2020 изменить, изложить резолютивную часть следующим образом.
Уточненные исковые требования акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" (ИНН 7204002009, ОГРН 1027200848620; адрес (место нахождения): 625025 Тюменская область, город Тюмень, Аэропорт Плеханово; дата государственной регистрации качестве юридического лица - 11.12.2002) в пользу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.07.2011) пени в размере 42 332 руб. 15 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 22 536 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.07.2011) в пользу акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" (ИНН 7204002009, ОГРН 1027200848620; адрес (место нахождения): 625025 Тюменская область, город Тюмень, Аэропорт Плеханово; дата государственной регистрации качестве юридического лица - 11.12.2002) судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 97 руб. 50 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5978/2020
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: ОАО "ЮТэйр-Инжиниринг"
Третье лицо: АО "Ютейр-Инжиниринг", АО "Ямалкоммунэнерго"