г. Вологда |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А05-8739/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственность "Верхопаденьгское" Левчикова Д.С. по доверенности от 18.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2020 года по делу N А05-8739/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Верхопаденьгское" (ОГРН 1072907000528, ИНН 2924004931; адрес: 165160, Архангельская область, Шенкурский район, город Шенкурск, улица Кудрявцева, дом 38; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство), выразившегося в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 15.06.2020 N 24-28-05-34-08, от 22.06.2020 N 24-28-05-34-09, от 08.06.2020 N 24-28-05-34-07, от 27.05.2020 N 24-28-05-34-06, представленных заявителем, и в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр.
В порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя общество просило суд возложить на ответчика обязанность принять данные акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести документированную информацию в государственный лесной реестр на основании этих актов натурного обследования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2020 года заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанный с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Считает, что данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов. В случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10-15 лет необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным лесоустроительной инструкцией. По мнению апеллянта, данная позиция министерства подтверждается письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.05.2018 N НК-02-50/8263. Также ссылается на то, что оспариваемое бездействие не нарушило прав и законных интересов общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 08.07.2008 N 148, в соответствии с которым обществу в целях заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 6 326 га, расположенный по адресу: Архангельская область, Шенкурское, Паденьгское участковое лесничество, кв. N 1 - 21, срок аренды установлен по 30.11.2048.
В целях определения несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию комиссией в составе участкового лесничего Паденьгского участкового лесничества Опехтина А.И., главного специалиста-эксперта территориального органа Минлеспрома Архангельской области Анфимова М.И., заместителя руководителя территориального органа - управления лесничествами Шенкурского обособленного подразделения Хаванова Д.В., а также руководителя общества 27.05.2020, 08.06.2020, 15.06.2020 и 22.06.2020 проведено натурное обследование части арендуемого лесного участка, а именно отдельных выделов кварталов N 7, 16 и 17.
По результатам натурного обследования составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 27.05.2020 N 24-28-05-34-06, от 08.06.2020 N 24-28-05-34-07, от 15.06.2020 N 24-28-05-34-08 и от 22.06.2020 N 24-28-05-34-09.
Указанные акты направлены обществом министерству для их принятия и внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр.
Письмами от 02.07.2020 N 204-05/6904 и от 20.07.2020 N 204-05/7464 министерство возвратило названные акты обществу без проведения учета в Государственном лесном реестре, мотивировав возврат актов тем, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанный с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, а также тем, что данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов, а в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10-15 лет, необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным лесоустроительной инструкцией.
Не согласившись с бездействием министерства, выразившимся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию арендуемого лесного участка, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496), согласно пункту 2.1.3 которого одним из документов являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных государственный лесной реестр натурному обследованию.
Согласно части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В соответствии с частью 1 статьи 88 названного Кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
В частности, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренным договором аренды лесного участка.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса, таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного пересчета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
Как определено в части 4 статьи 29 ЛК РФ, запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При подтверждении возможности изъятия иного объема древесины при ее заготовке арендатор вправе в установленном порядке инициировать внесение изменений в договор аренды.
Пунктом 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 5 лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 31 лесоустроительной инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32).
В рассматриваемом случае актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 15.06.2020 N 24-28-05-34-08, от 22.06.2020 N 24-28-05-34-09, от 08.06.2020 N 24-28-05-34-07, от 27.05.2020 N 24-28-05-34-06 установлено, что в отдельных выделах кварталов N 7, 16 и 17 арендуемого обществом лесного участка состав насаждений, класс возраста, бонитет, полнота и общий запас древесины по материалам государственного лесного реестра (лесоустройство 1996 года) не соответствуют показателям, выявленным при обследовании в 2020 году.
Как сказано в пункте 4.3 Перечня N 496, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией. Акт составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Из материалов дела следует, что общество является арендатором лесных участков, в связи с этим оно, в силу приведенных выше положений Перечня N 496, вправе инициировать процедуру внесения министерством изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесного участка.
Как правильно отметил суд первой инстанции, государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, обеспечение этого является функцией министерства, на которое возложена обязанность ведения реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов. Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственный орган власти не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (пункт 2.10).
При этом ни в ответе обществу, ни в ходе судебного разбирательства министерство претензий к указанным актам несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не предъявило.
Ссылка Министерства на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который составляется только в период проведения таксации лесов, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, так как в пункте 2.1 Перечня N 496 рассматриваемые акты являются основанием для внесения документированной информации в Государственный лесной реестр и ее изменения.
Аналогичные выводы содержатся и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
Оспариваемое бездействие министерства нарушает права заявителя как арендатора лесного участка на заготовку древесины по договору аренды, поскольку лес не может быть вырублен, так как лесоустройство не проводилось 24 года (с 1996 года), характеристики насаждения не менялись, на сегодняшний день не соответствуют действительности.
Министерство в апелляционной жалобе указывает, что факт нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым бездействием Министерства не нашел своего подтверждения, поскольку арендатор в 2019 и 2020 годах заготовку древесины фактически не осуществлял.
Межу тем доказательств того, что арендатор в сложившихся условиях несоответствия фактических лесных насаждений данным государственного лесного реестра учета мог осуществлять заготовку древесины в соответствии с условиями договора аренды, министерством не представлено.
Более того, как правомерно указал суд первой инстанции, недостоверная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, может повлечь за собой заготовку обществом древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также нарушение возраста рубок; такая древесина, по сути, является незаконно заготовленной и может повлечь для заявителя административную или иную ответственность.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал незаконным обозначенное обществом бездействие министерства, выразившееся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Министерство не имело законных оснований отказать обществу в принятии спорных актов для внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным министерством суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2020 года по делу N А05-8739/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8739/2020
Истец: ООО "ВЕРХОПАДЕНЬГСКОЕ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области