город Омск |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А81-3833/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11966/2020) акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.09.2020 по делу N А81-3833/2020 (судья А.В. Крылов), принятое по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861, место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29) к акционерному обществу "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963, место нахождения: 629807, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Ленина, 59/87) о взыскании ущерба в размере 2 406 510 рублей,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" о (далее - ответчик, общество, АО "Газпромнефть-ННГ") о взыскании ущерба в размере 2 406 510 руб. 20 коп., об обязании в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
- разработать и согласовать проект рекультивации лесного участка, расположенного в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га;
- рекультивировать лесной участок, расположенный в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га;
- предоставить департаменту акт о рекультивации лесного участка, расположенного в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га в целях оценки на предмет соответствия выполненных работ по рекультивации требованиям приведения лесных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.09.2020 по делу N А81-3833/2020 с АО "Газпромнефть-ННГ" в пользу департамента взыскан вред, причиненный лесным участкам, расположенным в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га, в размере 2 406 510 руб. На ответчика возложена обязанность в течение 7 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу разработать и согласовать с департаментом проект рекультивации лесных участков, расположенных в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га; рекультивировать лесные участки, расположенные в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га; предоставить департаменту акт о рекультивации лесных участков, расположенных в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га в целях оценки на предмет соответствия выполненных работ по рекультивации требованиям приведения лесных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 41 033 руб.
Возражая против принятого по делу решения, АО "Газпромнефть-ННГ" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что наличие в действиях общества состава гражданского правонарушения не доказано. Так, материалами дела не подтверждаются обстоятельства снятия, уничтожения либо порчи почв, а также наличия в почве нефтепродуктов и определенная концентрация таковых. В акте осмотра от 13.08.2018 департамент указывает на наличие на спорном участке нефтепродуктов, однако специальные исследования на предмет ухудшения плодородных свойств почвы (ее порчи, загрязнения), а также наличие нефтепродуктов в почве и количестве концентрации нефтепродуктов в почве (на растительности, деревьях) на спорном участке не проводились. Кроме того, из жалобы следует, что буровая (кустовая) площадка представляет собой искусственно созданное, сложное инженерное сооружение, которое не относится к составу насаждений лесного фонда. По мнению подателя апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок (7 месяцев) на разработку и согласование с департаментом проекта рекультивации участка не является разумным. Проведение технического этапа рекультивации возможно в августе - сентябре 2020 года. Последующее выполнение биологического этапа рекультивации, где допускается посев трав только в теплое время года при среднесуточной температуре выше 5 градусов, исключается к 01.10.2020. Согласно жалобе разумным сроком для принятия работ по рекультивации, который позволит в полном объеме оценить качество биологического этапа рекультивации (в том числе допустимый процент всхода травостоя), является 01.10.2021.
В письменном отзыве на жалобу АО "Газпромнефть-ННГ" департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От общества поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя АО "Газпромнефть-ННГ". На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 09.01.2018 в департамент (вх от 09.01.2018 N 2701-17/5631) от филиала ответчика "Газпромнефть-Муравленко" поступила информация об инциденте по фактам разливов нефти и нефтепродуктов на ЦДНГ, Муравленковское месторождение, к.34В скв.4152-АГЗУ (2), Д=89х8мм, протяженность 45 м, в месте с координатами N 64°01'21.376" Е 74°56'29.044".
По результатам рейдового осмотра по получении информации составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 13.08.2018 N 56. Как следует из пункта 1 акта осмотра, на лесном участке, расположенном в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, за кустовой площадкой N 34В Муравленковского месторождения в месте с координатами WGS84 N 64°01'21.376" Е 74°56'29.044", параллельно кустовой площадке N 34В Муравленковского месторождения, выявлен замазученый грунт с маслянистыми пятнами с характерным запахом нефтепродуктов. В 40 м на север от указанной точки координат расположена куча песка темного цвета (с примесью нефтепродуктов), высотой около 3 м и диаметром около 5 м.
К акту осмотра приложена схема расположения лесного участка обнаруженных нарушений, которая содержит данные о площади нарушения, о месте положения и координатах нарушения (4 точки), полученные с помощью приемника Garmin GPSmap 62 S. Площадь загрязнения составила 0,2879 га.
Лесонарушение зафиксировано на схеме расположения обнаруженных нарушений на карте лесонасаждений Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества в квартале N 15 выделе N 121 на площади 0,2879 га; на фотоматериалах, являющихся приложением к акту осмотра.
Право пользования недрами Муравленковского месторождения предоставлено АО "Газпромнефть-ННГ" на период до 02.11.2038 на основании лицензии на право пользование недрами от 19.06.2008 N СЛХ 02119 НЭ.
По факту разлива нефтепродуктов и загрязнения лесного участка департаментом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" произведен расчет размера вреда, причиненного лесному фонду, вследствие нарушения лесного законодательства, выраженного в загрязнении лесного участка, расположенного в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га, размер которого составил 2 406 510 руб.
В связи с загрязнением лесного участка истцом в адрес ответчика направлена претензия от 29.08.2018 исх. N 2701-17/20026 с требованием возместить ущерб, причиненный лесному участку, в размере 2 406 510 руб.
Оставление требований департамента без исполнения явилось основанием обращения истца в суд с настоящим заявлением.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласился ответчик, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон об охране окружающей среды). Данный принцип реализован и в части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Указанная норма предусматривает общее правило устранения выявленных нарушений, установленное в части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исходя из положений статьи 78 Закона об окружающей среде, определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Главой 13 ЛК РФ установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности и иной ответственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 ЛК РФ), а также взыскания вреда, причиненного лесам (статья 100 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (части 4 названной статьи Кодекса).
При рассмотрении требований об имущественной ответственности за лесонарушения применяются правила главы 59 ГК РФ. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности является наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В подтверждение обстоятельств совершения АО "Газпромнефть-ННГ" вменяемых в вину обществу действий - загрязнения почвы лесного участка нефтепродуктами, повлекшего причинение ущерба лесному фонду - в материалы дела представлены акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 13.08.2018, схема расположения лесного участка, фотоматериалы, постановление от 22.02.2018 N 3/Н по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица. Постановление от 22.02.2018 N 3/Н по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО "Газпромнефть-ННГ" не обжаловалось и вступило в законную силу. Назначенный обществу административный штраф уплачен АО "Газпромнефть-ННГ" платежным поручением от 30.08.2018 N 8237.
При этом довод ответчика о составлении акта осмотра по результатам рейда в одностороннем порядке не свидетельствует о недостоверности содержащихся в данном документе сведений. Необеспечение обществом явки представителя для участия в указанной процедуре не дает оснований для вывода о том, что содержащиеся в акте сведения являются недостоверными. Достоверность содержащихся в документах сведений допустимыми доказательствами ответчик не опроверг (статьи 9, 41, 65 АПК РФ). Меры по совместному обследованию участка с истцом ответчиком не принимались и по получении претензии департамента.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы ответчика о недоказанности факта и концентрации загрязнения как условия причинения экологического вреда.
Как следует из положения 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности производственных объектов" нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств опасны и при попадании на объекты природной среды вызывают ее загрязнение и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Данное свойство нефти и нефтепродуктов является общеизвестным обстоятельством и, в силу статьи 69 АПК РФ, не нуждается в доказывании. При этом сама по себе концентрация загрязняющих веществ не влияет на возможность и объем взыскания компенсации вреда.
Постановление от 22.02.2018 N 3/Н по делу об административном правонарушении свидетельствует о том, что параллельно кустовой площадке N 34В Муравленковского месторождения обнаружен замазученный грунт со следами маслянистой жидкости на общей площади 0,2879 га в выделе N 121 квартала N 15 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.
Из оперативного сообщения об инциденте от 09.01.2018 следует, что в результате коррозии трубопровода произошел нефтеразлив, объем разлитой нефтесодержащей жидкости составил 0,003 куб.м.
Не имеет правового значения и утверждение подателя жалобы о том, что буровая (кустовая) площадка представляет собой искусственно созданное, сложное инженерное сооружение, не относящееся к составу насаждений лесного фонда, ввиду чего общество не может быть привлечено к ответственности.
Как следует из акта и приложенной к нему схемы, составленных должностным лицом лесничества, а также выписке из государственного лесного реестра загрязненный участок располагается в эксплуатационных лесах.
Кроме того, согласно оперативному сообщению об инциденте от 09.01.2018, представленному ответчиком, место розлива с координатами WGS84 N 64°01'21.376" Е 74°56'29.044" находится на землях лесного фонда.
Правовой режим лесов регламентирован ЛК РФ. Статья 6.1 ЛК РФ относит к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (статья 10 ЛК РФ).
Статья 117 ЛК РФ предусматривает, что к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
По смыслу главы 17 ЛК РФ правовой режим эксплуатационных лесов не изменяется в результате размещения на соответствующих участках каких-либо сооружений, включая тот объект, размещение которого на спорном участке общество полагает обстоятельством, исключающим в настоящем случае ответственность за лесонарушение.
В силу Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2). Согласно терминам, установленным "ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82) Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.1983 N 5854, нарушенными признаются земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия.
Нефтезагрязнение является источником отрицательного воздействия на окружающую среду. Иное не следует из правового регулирования и не обосновано ответчиком.
При этом истцом подтвержден реальный (достоверный) размер площади нарушенного участка (0,2879 га) и соответственно размер ущерба. Утверждения подателя апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельным, поскольку лесонарушение зафиксировано на схеме расположения обнаруженных нарушений на карте лесонасаждений Муравленковского участкового лесничества в квартале 15 выделе 121 в ходе осмотра, данная схема содержит данные о площади нарушения - 0,2879 га, о местоположении нарушения и координатах нарушения (4 точки). В рамках осмотра истцом применен GPS-навигатор Garmin GPSmap 62 S, который использовался не в целях проведения измерений, а только с целью фиксации координат границ загрязненного участка лесного фонда. Вопреки доводам подателя жалобы, само по себе выделение 4 точек в качестве описания координат лесонарушения не свидетельствует о несоблюдении требований к процедуре и содержанию осмотра и не исключает действительности его результатов.
АО "Газпромнефть-ННГ" не представлено доказательств, позволяющих установить с должной степенью определенности, что используемое средство является средством измерения, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору, на которое распространяется действие Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Доказательств, подтверждающих повреждение иной площади лесного фонда, в дело также не представлено.
Пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ предусматривается, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вина общества, в границах деятельности которого установлено причинение вреда лесному участку, предполагается, пока обществом не доказано обратное.
Поскольку причинение вреда произошло на землях лесного фонда, расчет ущерба правомерно произведен департаментом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (действовавшего на момент причинения вреда; пункта 5 приложения N 4) с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно расчету истца сумма компенсации экологического вреда составила 2 406 510 руб. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с расчетом и отказа в удовлетворении требования департамента в данной части.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). Привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Согласно части 2 статьи 60.14 ЛК РФ подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 6 Правил N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных, в том числе ЛК РФ. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил N 800).
Подпунктом "в" пункта 15 поименованных Правил устанавливается, что проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
На основании пункта 26 Правил N 800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Согласно пункту 30 Правил N 800 завершение работ по рекультивации земель подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, обеспечившим проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанных Правил.
В отсутствие доказательств проведения рекультивации загрязненных земельных участков лесного фонда, в целях восстановления лесохозяйственных функций, лесные участки в квартале N 15 выделе N 121 Муравленковкого участкового лесничества Ноябрьского лесничества на площади 0,2879 га подлежат рекультивации.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, проведение только одной рекультивации (либо возмещение ущерба в денежном эквиваленте) не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, а наличие предписаний, обязывающих ответчика произвести рекультивацию нарушенных земельных участков, не исключает возмещение причиненного им вреда в полном объеме.
Как отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 310-ЭС15-1168, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы; закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.
Проведение ответчиком рекультивации в будущем не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, выступая лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы АО "Газпромнефть-ННГ" о неразумности установления срока, установленного судом первой инстанции для разработки и согласования с департаментом проекта рекультивации участка, а также рекультивации участка, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
Из смысла подпункта "в" пункта 26 Правил следует, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в срок не позднее, чем 7 месяцев, в том числе со дня выявления деградации земель.
Материалы дела свидетельствуют о том, что инцидент, в результате которого произошло загрязнение спорного лесного участка, произошел 09.01.2018 в 07:00 час., после чего у АО "Газпромнефть-ННГ" располагало возможностью восстановления загрязненного лесного участка в бесснежный период на протяжении 2018, 2019 и 2020 годов, однако, до момента рассмотрения судом первой инстанции дела по существу соответствующих действий не предприняло. С учетом изложенного доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как не свидетельствующие о наличии объективных препятствий к исполнению состоявшегося по делу судебного акта.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ответчик не лишен возможности в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке), исполнения судебного акта учитывая сроки проведения работ по рекультивации, согласованные в проекте.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку возмещение вреда посредством взыскания с ответчика убытков, сумма которых определена по утвержденным таксам, является законной мерой ответственности. Соответствует действующим в сфере спорных отношений нормам и возложение на общество обязанности по проведению рекультивации загрязненного участка.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными. Апелляционная жалоба АО "Газпромнефть-ННГ" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Газпромнефть-ННГ".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.09.2020 по делу N А81-3833/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3833/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Ответчик: АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз"