г. Санкт-Петербург |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А56-122029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Рычаговой О.А., Лебедевым Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Васильева В.И. по доверенности от 30.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32695/2020) Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020 по делу N А56-122029/2019 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления от 04.10.2019 N 4951
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерного общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 04.10.2019 N 4951 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95412 от 20.08.2019. которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 13.07.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ГАТИ направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 13.07.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение требований пунктов 3.1.1, 4.4, 6.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), Общество не исполнило обязанность по получению ордера ГАТИ на производство работ по изменению планировочного устройства покрытия (выполнение работ по благоустройству дороги вдоль ж/д путей). Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 (далее - Правила N 611), на которые ссылается суд первой инстанции, не регламентируют порядок проведения работ на земельных участках, представленных для эксплуатации железнодорожного транспорта, такой порядок установлен Правилами N 875.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.08.2019 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и с применением фотофиксации проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, уч. ж/д Торфяная дор. - Планерная ул., зем. уч. кад. N 78:34:0413504:1 в 200 м от ж/д платформы "Старая деревня" по направлению к Стародеревенской улице, в ходе которого выявлено производство работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства, без ордера ГАТИ - выполнение работ по обустройству дороги вдоль железнодорожных путей на земельном участке с кад. N 78:34:0413504:1 (укладка асфальтобетонного лома, песка, щебня, обратного грунта). Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 09.08.2019 с приложением фотоматериалов.
20.08.2019 специалистом ГАТИ в присутствии представителя Общества и с применением средств фото и видеофиксации вновь проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, уч. ж/д Торфяная дор. - Планерная ул., зем. уч. кад. N 78:34:0413504:1 в 200 м от ж/д платформы "Старая деревня" по направлению к Стародеревенской улице, в ходе которого выявлен факт производства работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства, без ордера ГАТИ - выполнение работ по обустройству дороги вдоль железнодорожных путей на земельном участке с кад. N 78:34:0413504:1 (укладка асфальтобетонного лома, песка, щебня, обратного грунта), работает строительная техника. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 20.08.2019 с приложением фотоматериалов.
27.09.2019 в присутствии представителя Общества и с применением средств видеозаписи проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, уч. ж/д Торфяная дор. - Планерная ул., зем. уч. кад. N 78:34:0413504:1 в 200 м от ж/д платформы "Старая деревня" по направлению к Стародеревенской улице, в ходе которого установлено, что работы по благоустройству дороги вдоль железнодорожных путей (укладка асфальтового лома, песка щебня, обратного грунта) выполнены.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70:
- от 20.08.2019 N 95412 (вменено нарушение пункта 4.4 Правил N 875 -производство работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства без ордера ГАТИ);
- от 27.09.2019 N 95519 (вменено нарушение пункта 3.1.1 Правил N 875 - неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера ГАТИ на производство работ, связанных с изменением планировочного устройства покрытия).
Определением ГАТИ от 04.10.2019 дела об административных правонарушениях и протоколы N 95412 от 20.08.2019 и N 95519 от 27.09.2019 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N 95412.
Постановлением ГАТИ от 04.10.2019 N 4951 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95412 от 20.08.2019 ОАО "РЖД" (как заказчик и производитель работ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N875).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере (пункт 6.11 Правил N 875).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил N 875, заказчик до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, обязан получить ордер ГАТИ на их производство.
Как предусмотрено пунктом 4.2 Приложения N 5 к Правилам N 875, производство земляных работ при работах на инженерных коммуникациях требует получения ордера ГАТИ
Согласно пункту 4.4 Правил N 875 производство работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства, включено в перечень земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
В силу пункта 6.1 Правил N 875 заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
Факт производства работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства, без ордера ГАТИ по адресу: Санкт-Петербург, уч. ж/д Торфяная дор. - Планерная ул., зем. уч. кад. N 78:34:0413504:1 в 200 м от ж/д платформы "Старая деревня" по направлению к Стародеревенской улице, установлен административным органом и судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами административного дела (протоколами осмотра от 09.08.2019, от 20.08.2019, 27.09.2019 с приложением фотоматериалов, протоколами об административных правонарушениях от 20.08.2019 N 95412, от 27.09.2019 N 95519).
Действия Общества правильно квалифицированы административным органом по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Доводы Общества об особом статусе земельного участка (полоса отвода) подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Правила N 875 разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге".
Правила N 875 обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга в его административных границах (пункт 1.3 Правил N 875).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 875 действие указанных Правил не распространяется на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, на которых осуществляется строительство (реконструкция) на основании разрешения на строительство.
В данном случае, земельный участок не предоставлялся для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, разрешение на строительство также отсутствует. Таким образом, исключений, предусмотренных пунктом 1.2 Правил N 875, судом апелляционной инстанции не установлено.
Каких-либо иных исключений, в том числе в отношении земель железнодорожного транспорта, Правила N 875 не содержат. Правила N 611, на которые ссылается Общество, не определяют порядок производства земляных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 875 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение вышеуказанных требований Правил N 875, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительными.
В рассматриваемом случае наказание (штраф в размере 300000 руб.) назначено Обществу в минимальном размере санкции, установленной пунктом 1 статьи 14 Закона N 237-70. По мнению суда апелляционной инстанции, избранная административным органом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в том числе доказательства тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица, позволяющие снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ОАО "РЖД" суду апелляционной инстанции не представлены.
Учитывая изложенное оснований для признания незаконным и отмены постановления ГАТИ от 04.10.2019 N 4951 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95412 от 20.08.2019 у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ГАТИ подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 13.07.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2020 года по делу N А56-122029/2019 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции от 04.10.2019 N 4951 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95412 от 20.08.2019 отказать
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
О.А. Рычагова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-122029/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ