г. Томск |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А27-1184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса (N 07АП10389/20), открытого акционерного общества "Гурьевский металлургический завод" (N 07АП-10389/20(2)), общества с ограниченной ответственностью "Управление котельных и тепловых сетей" (N 07АП-10389/20(3)) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.09.2020 по делу N А27-1184/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Гурьевский металлургический завод" (ОГРН 1024200661264, ИНН 4204000253), Кемеровская область - Кузбасс, город Гурьевск
к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509), город Кемерово
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управление котельных и тепловых сетей" (ОГРН 1074204000529, ИНН 4204007393), Кемеровская область - Кузбасс, город Гурьевск
о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Гурьевский металлургический завод" (далее - ОАО "ГМЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении тарифов на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год, на горячую воду в открытой системе водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год, обязании РЭК в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "ГМЗ" на 2020 год с 01.01.2020 (с учетом уточнения требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управление котельных и тепловых сетей" (далее - ООО "УКиТС").
Решением от 14.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области заявление ОАО "ГМЗ" удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, не согласившись с решением суда, обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых РЭК Кузбасса просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, а АО "ГМЗ" изменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в не установлении тарифов на тепловую энергию в паре для ОАО "Гурьевский металлургический завод" на 2020 год.
Признать незаконным бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в не установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, на 2020 год.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "Гурьевский металлургический завод" на 2020 год с 01.01.2020".
Апеллянт не согласен с решением суда первой инстанции в части возложения на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанности установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для открытого акционерного общества "Гурьевский металлургический завод" только на соответствующий период с даты вступления решения в законную силу, а не с момента фактического нарушения права (на 2020 год с 01.01.2020).
ООО "УКиТС" просит решение Арбитражного суда Кемеровской области изменить в части, третий абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для открытого акционерного общества "Гурьевский металлургический завод" на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу".
Заявителем были представлены в РЭК Кузбасса документы для установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год в срок и в необходимом объеме.
В соответствии с пунктом 7 Раздела III Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 (одного) финансового года. Соответственно, тарифы подлежат установлению с 01.01.2020 на период до 31.12.2020.
Решение должно обязывать РЭК Кузбасса как орган, осуществляющий публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения. Допущенным нарушением в рассматриваемом деле является факт неустановления РЭК Кузбасса тарифов на тепловую энергию на период с 01.01.2020 на период до 31.12.2020.
Оспариваемое решение является неисполнимым в части восстановления нарушенного права. При этом восстановление нарушенного права не будет произведено полностью, либо частично.
Отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
До начала судебного заседания от РЭК Кузбасса поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя к назначенному времени по причине исполнения служебных обязанностей.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения рассмотрения дела, учитывая короткий срок рассмотрения данной категории дел, а также то, что в своей апелляционной жалобе РЭК Кузбасса достаточно подробно изложил свою правовую позицию по делу. Неявка представителя РЭК Кузбасса не препятствуют рассмотрению апелляционной жалобы в данном судебном заседании.
В судебном заседании представители ОАО "ГМЗ", ООО УКиТС" поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей заявителя и третьего лица, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением РЭК Кузбасса от 29.03.2013 N 47 "О внесении изменений в Реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области" ОАО "ГМЗ" включено в Реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, в раздел II "Поставка тепловой энергии (мощности)" как организации, осуществляющие производство тепловой энергии (мощности), и в раздел IV "Услуги по передаче и распределению тепловой энергии (мощности)" как организации, оказывающие услуги по передаче и распределению тепловой энергии (мощности).
Постановлением РЭК Кузбасса от 19.12.2017 N 565 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2015 N 840 "Об установлении ОАО "Гурьевский металлургический завод" (г. Гурьевск) долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, на 2016 - 2018 годы" в части 2018 года" для ОАО "ГМЗ" установлены долгосрочные тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, на период с 01.01.2016 по 31.12.2018:
- "Горячая вода для населения";
- "Горячая вода для прочих потребителей".
Постановлением РЭК Кузбасса от 19.12.2017 N 563 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2015 N 838 "Об установлении ОАО "Гурьевский металлургический завод" (г. Гурьевск) долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, на 2016 - 2018 годы" в части 2018 года" для ОАО "ГМЗ" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, на период с 01.01.2016 по 31.12.2018:
- "Вода";
- "Отборный пар под давлением".
Письмом от 29.04.2019 ОАО "ГМЗ" обратилось в РЭК с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год (вх. N 2292 от 30.04.2019).
13.05.2019 на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 1 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163, (далее - Регламент N163) в отношении ОАО "ГМЗ" открыто дело по установлению тарифов на тепловую энергию на 2020 год NРЭК/80-ГМЗ-2020, о чем заявитель проинформирован письмом от 13.05.2019 NМ-2-50/1560-02.
Постановлением РЭК Кузбасса от 18.12.2018 N 585 "Об установлении ОАО "ГМЗ" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Гурьевск, на 2019 - 2023 годы" для ОАО "ГМЗ" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023 - "Вода".
Письмом от 18.12.2019 ОАО "ГМЗ" обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию в виде пара, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения, реализуемые на потребительском рынке на 2020 год, в отношении тепловой энергии, отпускаемой ООО "УКиТС" на основании решения суда от 07.06.2019 по делу N А27-4746/2019.
Вместе с тем тарифы на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год, в отношении тепловой энергии, отпускаемой заявителем ООО "УКиТС", РЭК Кузбасса не установлены.
Полагая, что бездействие РЭК в части неустановления тарифов не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "ГМЗ" обратилось с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия РЭК, выразившегося в неустановлении тарифов на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год, неустановлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год. В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд, обязал РЭК Кузбасса установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "ГМЗ" на соответствующий период в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
ОАО "ГМЗ" производит тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке (жилые дома на двух улицах г. Гурьевска), в отношении которой установлены тарифы постановлением РЭК Кузбасса от 18.12.2018 N 585 (в редакции постановления от 20.12.2019 N781).
ОАО "ГМЗ" производит поставку тепловой энергии в адрес ООО "УКиТС", которое приобретает тепловую энергию в паре для дальнейшего оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
ООО "УКиТС" является исполнителем коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения для населения в г. Гурьевске, что подтверждается письмом Администрации Гурьевского муниципального округа от 30.07.2020 N 01/1004.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371 (действующего до 18.03.2020) Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 3.17 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371, Комиссия устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения, случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении) тарифы на:
- тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов;
- тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; - теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям, за исключением случаев, когда теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей.
- горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
- услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Соответствующие полномочия установлены действующим в настоящее время Положением о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденным постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 N 142.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования N 1075 регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 12 раздела IV Правил регулирования цен открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами; в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
В течение 2019 года ОАО "ГМЗ" осуществляло поставку тепловой энергии в паре ООО "УКиТС". Указанная тепловая энергия дифференцирована РЭК в тепловом балансе ОАО "ГМЗ" как отпуск "иным потребителям" (не население) в количестве 86429,60 тыс. Гкал (протокол заседания Правления РЭК N 81 от 18.12.2018).
При корректировке долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "УКиТС" на потребительском рынке Гурьевского района в 2019 году, для ООО "УКиТС" Комиссией утвержден объем покупки тепловой энергии в размере 86429,60 тыс. Гкал (протокол заседания Правления РЭК N 83 от 20.12.2018).
В балансе тепловой энергии ОАО "ГМЗ" на 2020 год предусмотрен отпуск тепловой энергии прочим потребителям (не население) в количестве 86429 тыс. Гкал, что соотносится с утвержденным РЭК объемом покупки тепловой энергии для ООО "УКиТС" на 2020 год - 86073 тыс.Гкал (протокол заседания Правления РЭК от 20.12.2018 N 97).
По мнению РЭК, правоотношения по поставке тепловой энергии в паре в указанных объемах на периоды 2019 и 2020 годов реализуются между двумя теплоснабжающими организациями, тарифы на тепловую энергию не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о теплоснабжении.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
В силу части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 вышеуказанной статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год
Таким образом, государственное регулирование в сфере теплоснабжения цен на тепловую энергию в паре, горячей воде сохраняется, если конечным потребителем тепловой энергии является население (эти ресурсы используются для оказания коммунальных услуг).
В подпункте 1 пункта 2.2. статьи 8 Закона о теплоснабжении не содержится указание на случаи прямого предоставления коммунальных услуг населению, а указано на случаи, когда реализуемая тепловая энергия лишь необходима для оказания коммунальных услуг, в случае реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, "необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению" и приравненным к нему категориям потребителей государственное регулирование сохраняется, на основании вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы РЭК Кузбасса о том, что ОАО "ГМЗ" не поставляет тепловую энергию в виде пара напрямую населению, то есть не оказывает коммунальных услуг.
Приобретаемая ООО "УКиТС" по договору тепловая энергия необходима и используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населения.
Из формы N 46-ТЭ (полезный отпуск) видно, что в 2019 году доля населения в реализации тепловой энергии ООО "УКиТС" составляла 76,1%; аналогичный процент отражен в форме N 46-ТЭ за январь-июль 2020 года (5059,940 Гкал /65778,110 Гкал).
Доля потребления тепловой энергии на нужды населения, приобретаемой ООО "УКиТС" от ОАО "ГМЗ" за 2019 год составила 79% (сведения об объеме отпуска тепловой энергии населению).
Таким образом, цена на тепловую энергию в паре, поставляемую ОАО "ГМЗ", подлежит государственному регулированию.
Суд, оценив в совокупности вышеприведенные положения закона, как буквально, так и исходя из преследуемой в данном случае законодателем цели правового регулирования в виде защиты интересов слабой стороны (населения) и государственного контроля за монопольной деятельностью, пришел к правомерному выводу, что государственное регулирование в сфере теплоснабжения цен на тепловую энергию в паре, горячей воде сохраняется, если конечным потребителем тепловой энергии является население (эти ресурсы используются для оказания коммунальных услуг).
В рамках дела N А27-4746/2019 арбитражным судом рассмотрен спор по иску ОАО "ГМЗ" к ООО "УКиТС" об урегулировании разногласий при заключении договора на поставку тепловой энергии в паре. При этом суд пришел к выводам о том, что расчет за потребленную тепловую энергию в паре и горячей воды следует осуществлять по тарифам, установленным РЭК; государственное регулирование цен на тепловую энергию в паре, горячей воде сохраняется, поскольку по спорному договору абонент (ООО "УКиТС") приобретает тепловую энергию в паре для дальнейшего оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Каких-либо доказательств, позволяющих суду в рамках настоящего дела прийти к иным выводам, не представлено.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год, на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год, подлежат государственному регулированию.
Из положений п. 12 раздела IV Правил регулирования N 1075, пункта 2 Регламента N 163, пункта 16 Административного регламента исполнения региональной энергетической комиссией Кемеровской области государственной функции по установлению (корректировке) тарифов, долгосрочных параметров регулирования в сфере теплоснабжения на территории Кемеровской области, утвержденного постановлением РЭК 14 Кемеровской области от 01.09.2017 N 193, следует, что отсутствие в заявлении ОАО "ГМЗ" от 29.04.2019 конкретного предложения в части спорных тарифов, на что ссылается РЭК, не препятствовало их установлению органом тарифного регулирования.
Представленный ОАО "ГМЗ" пакет документов о корректировке валовой выручки и установленных тарифов на 2020 год (письмо от 29.04.2019 N 01-02/139, входящий от 30.04.2019 N 2292), являлся достаточным для установления тарифов, что также подтверждается пояснениями РЭК от 19.08.2020 N М-3-72/2847-01.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия РЭК, выразившегося в неустановлении тарифов на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год, неустановлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Таким образом, способ восстановления нарушенного права является производным от предмета спора.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал РЭК Кузбасса установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "ГМЗ" на соответствующий период в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование доводов апелляционных жалоб ОАО "ГМЗ" и ООО "УКиТС" указывают, что не согласны с решением суда первой инстанции в части возложения на РЭК Кузбасса обязанности установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "ГМЗ" только на соответствующий период с даты вступления решения в законную силу, а не с момента фактического нарушения права (на 2020 год с 01.01.2020).
Указывают на неясность использованного в резолютивной части словосочетания: "соответствующий период", как предполагающего обязанность РЭК установить тарифы на весь 2020 год, или на период с даты вступления решения в законную силу с учетом установленного срока исполнения.
Вместе с тем судом признано незаконным бездействие РЭК, выразившееся в неустановлении тарифов на тепловую энергию в паре для ОАО "ГМЗ" на 2020 год, неустановлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке на 2020 год.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал РЭК установить тарифы на тепловую энергию в паре и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке, для ОАО "ГМЗ" на соответствующий период в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
При этом в мотивировочной части решения содержится вывод о несоответствии требований заявителя об обязании РЭК установить тарифы с 01.01.2020 пункту 37 Правил регулирования цен, в соответствии с которым решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для иного вывода и отмены судебного акта.
В целом доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Учитывая, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 3000 рублей, то есть при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 рублей.
В связи с изложенным излишне уплаченная ООО "УКиТС" государственная пошлина по платежному поручению от 12.10.2020 N 1298 в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14 сентября 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1184/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса, открытого акционерного общества "Гурьевский металлургический завод", общества с ограниченной ответственностью "Управление котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управление котельных и тепловых сетей" (ОГРН 1074204000529, ИНН 4204007393) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 12.10.2020 N 1298.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1184/2020
Истец: ОАО "Гурьевский металлургический Завод"
Ответчик: РЭК КО
Третье лицо: ООО "Управление котельных и тепловых сетей"