г. Ессентуки |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А63-12037/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., при участии в судебном заседании от заявителя - Петропавловского хуторского казачьего общества Святокрестовского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (с. Петропавловское, Арзгирский район, Ставропольский край, ИНН 2604006111, ОГРН 1202600006091) - Яркова В.А. (атаман), Фалеева С.В. (доверенность от 25.11.2020), от заинтересованного лица - администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края (с. Арзгир, Арзгирский район, Ставропольский край, ИНН 2604005326, ОГРН 1042600685050) - Выходцевой Т.М. (доверенность от 17.12.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2020 по делу N А63-12037/2020 (судья Орловский Э.И.),
УСТАНОВИЛ:
Петропавловское хуторское казачье общество Святокрестовского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее по тексту - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края (далее по тексту - администрация) о признании незаконным выраженного в письме N 3851/05-21 от 13.08.2020 отказа в предоставлении в пользование казачьему обществу земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства находящегося в государственной или муниципальной собственности с кадастровым номером 26:10:000000:44 общей площадью 2139,6 га в льготном порядке без проведения торгов, и обязании администрации предоставить казачьему обществу в аренду указанный земельный участок в льготном порядке без торгов.
Решением суда от 26.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, полагая, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, ошибочным. В данном случае, при наличии конкурирующих заявок ООО "Ставропольская говядина" и казачьего общества на приобретение участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду необходимо руководствоваться Земельным кодексом Российской Федерации, установившим принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Отмечает, что при наличии конкурирующих заявок на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения подлежит выставлению на торги. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам. В заявлении казачьего общества отсутствовало какое-либо обоснование необходимости предоставления земельного участка общей площадью 2139,6 га, исходя из его функционального целевого использования, не содержалось сведений о наличии инструментальных и материальных ресурсов для обработки земельного участка сельскохозяйственного назначения в таких крупных масштабах, а также не указан срок аренды земельного участка, что является обязательным и определяющим условием при заключении договора аренды земельного участка в силу требований Земельного кодекса Российской Федерации. В дополнении к апелляционной жалобе администрация указывает, что обращение казачьего общества не является конкурирующей заявкой по отношению к заявке ООО "Ставропольская говядина", с учетом инициированных Правительством Ставропольского края мероприятий по предоставления земельных участков юридическим лицам в аренду без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории субъекта. Попытка получения спорного земельного участка является злоупотреблением правом на льготный порядок предоставления земли. К жалобе приложены копии ответа администрации района от 07.07.2020, свидетельства о внесении казачьего общества в ГРКО в РФ, договора субаренды транспортных средств (без экипажа) от 04.06.2020, акта приема-передачи транспортных средств от 05.06.2020, письма ООО "Ставропольская говядина" от 13.08.2020, письма Министерства экономического развития Ставропольского края от 07.10.2020. Рассмотрев вопрос о приобщении в материалы дела указанных документов, апелляционный суд отказывает в их приобщении как, дублирующих уже имеющихся (т.д. 1 л.д. 41-42, 44-47, т.д. 2 л.д. 84-85).
Кроме того, к жалобе приложены копии заявления казачьего общества о предоставлении земельного участка, ответ администрации от 07.07.2020, выписки из ЕГРЮЛ, письма Министерства экономического развития Ставропольского края от 12.08.2020. 20.10.2020, 03.11.2020, справок, отчетов, решений ООО Ставропольская говядина".
В отзыве, казачье общество доводы жалобы отклонило. К отзыву приложены также дополнительные доказательства. Суд расценивает приложение к отзыву как ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 41, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев вопрос о приобщении дополнительных документов администрации и казачьего общества к материалам дела, установив, что они представлены в обоснование доводов и возражений апелляционной жалобы, в связи, с чем удовлетворяет ходатайства с приобщением представленных документов к материалам дела.
Приобщение дополнительных доказательств соответствует позиции Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 29 постановления от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которой принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, приведенные в жалобе и отзыве. Одновременно, стороны дали суду пояснения по обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, с учетом дополнения, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:44 представляет собой единое землепользование, поставлен на государственный кадастровый учет 19.10.2004, находится в собственности Арзгирского муниципального района (запись о регистрации от 03.12.2014 N 26-0-1-73/2003/2014-323, т.д. 1 л.д. 82-149).
14.07.2020 казачье общество на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:44, площадью 2 139,6 га, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Степной, участок находится примерно в 300 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для цели использования - восстановление традиционного уклада жизни казачества в Ставропольском крае и создания условий для возрождения казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических условий (т.д. 1 л.д. 15).
16.07.2020 казачьим обществом в администрацию дополнительно представлены: копии свидетельства о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту его нахождения; свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; выписки из протокола круга (собрания) казачьего общества (т.д. 1 л.д. 16).
В ответе от 13.08.2020 N 3851/05-21 администрация сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:44, общей площадью 2139,6 га пашни не может быть предоставлен в аренду, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 части 1 закона Ставропольского края от 09.04.2015 года N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в Министерстве экономического развития Ставропольского края рассматриваются заявления о реализации на территории Ставропольского края инвестиционных проектов и необходимости предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации данных инвестиционных проектов.
Полагая данный отказ незаконным, и нарушающим право на получение земельного участка в аренду, казачье общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель внесен в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, обладает в силу закона правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, минуя процедуру торгов; на момент подачи заявления иных претендентов на спорный земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:44 отсутствовали.
В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе:
- в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подп. 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);
- в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подп. 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (для осуществления их деятельности), так и казачьими обществами (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов как крестьянским (фермерским) хозяйствам (но с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), так и казачьим обществам.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Петропавловское хуторское казачье общество Святокрестовского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества внесено в государственный реестр казачьих обществ.
В соответствии с пунктом 4 устава казачье общество осуществляет свою деятельность на территориях с. Петропавловское и с. Новоромановское Арзгирского района Ставропольского края; вправе осуществлять деятельность, направленную на сохранение традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества (подпункт 2 пункта 9 устава).
На территории Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно части 3 статьи 21 которого договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Как следует из материалов дела, казачье общество 14.07.2020 направило в адрес администрации с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:44, площадью 2 139,6 га, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Степной, участок находится примерно в 300 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для цели использования - восстановление традиционного уклада жизни казачества в Ставропольском крае и создания условий для возрождения казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических условий.
Письмом от 13.08.2020 N 3851/05-21 казачьему обществу отказано в предоставлении спорного земельного участка, со ссылкой на инициирование Правительством Ставропольского края мероприятий по предоставления земельных участков юридическим лицам в аренду без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории субъекта.
Вместе с тем, администрацией не учтены положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, где содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу не относится случай, когда земельный участок не может быть предоставлен в связи с рассмотрением вопроса о реализации инвестиционных проектов и последующее предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации данных инвестиционных проектов.
В связи с чем, ссылка в жалобе на поступившее 13.08.2020 уведомление от ООО "Ставропольская говядина" о подготовке масштабного инвестиционного проекта на территории Арзгирского муниципального района, для реализации которого необходимо предоставление спорного земельного участка, признается необоснованной.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, на момент обращения казачьего общества с заявлением иные претенденты на спорный земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:44 отсутствовали, следовательно, у администрации не имелось законных оснований для отказа в удовлетворения требований общества.
Доводы жалобы о том, что судом не принято во внимание, что льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности подлежат отклонению. Оценка имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и системное толкование приведенных нормативных положений позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности принятых в отсутствие конкурирующего заявления казачьего общества решений администрации об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Доводы жалобы со ссылкой на судебные акты по иным делам также не принимаются, поскольку судебные акты не являются преюдициальными, суд принимает решение с учетом конкретных обстоятельств дела
При этом, ссылка в дополнении к апелляционной жалобе о непредставлении казачьим обществом документов, предусмотренных постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.06.2015 N 305, которым установлена процедура принятия решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ, подлежит отклонению
Из заявления казачьего общества от 14.07.2020 следует, что оно просило предоставить земельный участок без процедуры торгов для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ.
При этом, воля общества "Ставропольская говядина" на приобретение земельного участка в Арзгирском муниципальном районе площадью 2 200 выражена в заявлении от 13.08.2020 без указания на идентификационные признаки земельного участка со ссылкой на разработку концепции инвестиционного проекта.
В этой связи, оснований полагать, что заявление казачьего общества является конкурирующим относительно последующего заявления ООО "Ставропольская говядина" и воля заявителя была направлена на получение спорного земельного участка для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы о недобросовестном поведении и злоупотреблением своим правом со стороны казачьего общества (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) несостоятельны, поскольку в рамках рассмотрения данного дела установлено наличие реальных намерений и возможности использования испрашиваемого земельного участка заявителем.
Так, решение об обращении за предоставлением земельного участка предварительно принято на круге (собрании) казачьего общества (протокол N 1 от 27.06.2020), в аренде казачьего общества находится сельскохозяйственная техника: зерноуборочные комбайны и трактора (договор аренды транспортных средств без экипажа от 04.06.2020), по договору купли-продажи от 15.06.2020 приобретено сельскохозяйственное оборудование (сеялки, плуги, культиваторы, дискат), на расчетном счете казачьего общества имеются денежные средства в сумме более 5 млн. рублей, атаман казачьего общества имеет специальное образование по специальности "Агрономия", члены казачьего общества имеют удостоверения трактористов-машинистов.
При этом, согласно представленному письму Управления сельского хозяйства Буденновского муниципального района Ставропольского края от 14.12.2020 N СЗ-836 имеющейся у казачьего общества сельскохозяйственной техники (4 трактора: К-701, МТЗ-80, МТЗ-80, К-744 Р1; 2 комбайна: РСМ-181 "TORUM", РСМ-101 "Вектор") достаточно для обработки земельного участка площадью 2140 га.
Администрацией не приведены доказательства, свидетельствующие о недобросовестном поведении заявителя при обращении за предоставлением земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что признаков злоупотребления льготным режимом получения земель казачьими обществом со стороны заявителя при обращении за предоставлением в аренду спорного земельного участка не усматривается.
Ссылка в жалобе на обстоятельства образования казачьего общества, фактически за пять дней до первоначального обращения в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку законодатель не связывает дату образования казачьего общества с возможностью предоставления ему в аренду без проведения торгов земельного участка.
Ссылка в жалобе на не указание казачьим обществом в обращении о предоставлении спорного земельного участка срока аренды земельного участка также подлежит отклонению.
Так, согласно пункта 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
В силу вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и обладает в силу закона правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, минуя процедуру торгов; на момент подачи заявления иных претендентов на спорный земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:44 отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для вынесения оспариваемого отказа заинтересованным лицом.
В суде апелляционной инстанции, апеллянтом заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство мотивировано принятие Закона Ставропольского края N 4-КЗ от 31.01.2020 "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Арзгирского района Ставропольского края".
Рассмотрев заявленное ходатайство о привлечении третьего лица, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в его удовлетворении в порядке статьи 51, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Одним из условий участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в арбитражном процессе, является наличие материально-правового отношения его с одной из сторон процесса по поводу предмета спора. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления одной из сторон иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью рассматриваемого в рамках данного дела спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Следовательно, ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, должно быть обосновано конкретными правовыми обстоятельствами, связывающими такое лицо со стороной истца или со стороной ответчика в спорном материальном правоотношении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что лицами, участвующими в деле в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ходатайство о привлечении администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края не заявлялось, а в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Кроме того, согласно статье 6 Закона Ставропольского края N 4-КЗ от 31.01.2020 до 1 января 2021 года органы местного самоуправления Арзгирского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Арзгирского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами.
Из смысла пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от их указания в передаточном акте, так как разделительный баланс в данном случае не составляется.
Исходя из положений пункта 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание положения Федерального закона от 5 декабря 2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" предоставление казачьему обществу, внесенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, земельного участка в аренду для ведения сельскохозяйственного производства осуществляется без проведения торгов в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ. Субъекты Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий с учетом целей и задач государственной политики в области развития российского казачества, сложившихся исторических традиций законодательно определяют территории, которые создаются в названных целях. В пределах таких территорий земельные участки могут предоставляться казачьим обществам с учетом нуждаемости конкретного общества в земельном участке, намерении его использовать в законодательно установленных целях и наличия у общества соответствующих возможностей. Следует принимать во внимание категорию и вид разрешенного использования спорного земельного участка, а также учитывать законодательный запрет на выкуп соответствующего участка (абзац второй пункта 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Таким образом, земельный участок может быть предоставлен казачьему обществу без торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, если соответствующая территория, в пределах которой расположен участок, определена законом субъекта Российской Федерации.
Спорный земельный участок расположен в границах Арзгирского муниципального района Ставропольского края (муниципальное образование Новоромановский сельсовет).
Согласно пункту 4 Устава казачье общество осуществляет свою деятельность на территориях с. Петропавловское и с. Новоромановское Арзгирского района Ставропольского края.
Учитывая положения пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации Арзгирский муниципальный округ является универсальным правопреемником в отношении всех муниципальных образований входивших в состав Арзгирского муниципального района, соответственно по всем вопросам собственности объектов движимого и недвижимого имущества.
Следовательно, правовые основания для его привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отсутствуют.
Вопрос о процессуальной замене сторон спора, может также быть разрешен на стадии исполнения судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При изложенных обстоятельствах, судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом первой инстанции верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2020 по делу N А63-12037/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Марченко О.В. |
Судьи |
Казакова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12037/2020
Истец: Петропавловское хуторское Святокрестовского районного казачьего общества СОКО ТВКО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АРЗГИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ