г. Пермь |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А50-19766/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное),
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 октября 2020 года,
вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-19766/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12" (ОГРН 1025901975230, ИНН 5919017031)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2, 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь, июль, август 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 50 500 руб. (решения от 19.04.2019 N 203S19190012590, от 21.05.2020 NN 203S19200010511, 203S19200010518, 203S19200010519, 203S19200010520, 203S19200010656),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - заявитель, управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12" (далее - ответчик, страхователь, учреждение) о взыскании финансовых санкций в размере 50 500 руб. на основании ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства, от 16 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Пенсионный фонд, обратился с апелляционной, жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что страхователь не отрицает несвоевременное предоставление сведений о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Учреждение считает, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленный в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. Просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, учреждение представило индивидуальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по типу "исходная" в установленный срок - 19.02.2018 на 109 застрахованных лиц, а 16.03.2018 представило сведения по типу "дополняющая" на 25 застрахованных лиц.
Управлением выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в предоставлении ежемесячной отчетности СЗВ-М, а именно страхователем не представлены сведения с указанием страхового стажа и периодах работы по форме СЗВ-СТАЖ на застрахованное лицо - Аксенову Викторию Александровну, в отношении которой учреждением представлялась ежемесячная отчетность по форме СВЗ-М за июнь 2017 года.
По результатам проверки управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.03.2019.
19.04.2019 рассмотрев акт проверки, управлением вынесено решение N 203S19190012590 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми должник привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 500 руб.
Страхователю направлено требование от 28.05.2019 N 203S01190015647 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 18.06.2019.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь, июль, август 2019 года, управлением выявлено, что формы СЗВ-М по типу "исходная" за период апрель 2019 года на 87 застрахованных лиц представлена страхователем 14.05.2019; за период май 2019 года на 87 застрахованных лиц представлена страхователем 19.06.2019; за период июнь 2019 года на 101 застрахованное лицо представлена страхователем 15.07.2019; за период июль 2019 года на 79 застрахованных лиц представлена страхователем 14.08.2019; за период август 2019 года на 87 застрахованных лиц представлены страхователем 14.05.2019.
Между тем, при проверке отчетности Управлением выявлены расхождения застрахованным лицам, на которые ранее сведения за данные отчетные периоды не представлены, однако в отношении данных застрахованных лиц страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с указанием страхового стажа и периодах работы за спорные периоды в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
23.03.2020 на основании направленного уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации N 1895/24 от 19.03.2020, страхователем были представлены формы СЗВ-М по типу "дополняющая" за периоды апрель, май, июнь, июль, август 2019 года на указанное выше застрахованное лицо.
По результатам проверки пенсионным фондом 07.04.2020 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 203S18200009685, 203S18200009686, 203S18200009687, 203S18200009689, 203S18200009638, выраженного в представлении сведений об одном застрахованном лице за периоды апрель, май, июнь, июль, август 2019 года - 23.03.2020, то есть нарушением установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока; 21.05.2020 вынесены решения NN 203S19200010511, 203S19200010518, 203S19200010519, 203S19200010520, 203S19200010656 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в общей сумме 50 000 руб.
Страхователю направлено требование от 16.06.2020 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 07.07.2020.
В добровольном порядке требования, направленные управлением, ответчиком не исполнены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании 50500 руб. финансовых санкций.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, руководствовался, в том числе, положениями Закона N 27-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", учел правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных управлением требований в связи с несоблюдением сроков на принятие мер по взысканию финансовой санкции.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (как и ранее действовавшего Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, страхователем не представлены сведения с указанием страхового стажа и периодах работы по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на застрахованное лицо - Аксенову Викторию Александровну, в отношении которой учреждением представлялась ежемесячная отчетность по форме СВЗ-М за июнь 2017 года.
Между тем, как следует из решения от 19.04.2019 N 203S19190012590, проверка Управлением проводилась путем сверки формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год, представленной 09.01.2018, формы СЗВ-М за декабрь 2017 года, представленной 19.02.2018, и расчетов по страховым взносам за отчетные периоды 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год 2017,
Таким образом, только по результатам проверки данных формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год, представленных страхователем 09.01.2018, Управлением выявлено расхождение в отношении застрахованных лиц, на которых не представлены сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.
Акт о выявлении правонарушения составлен 20.03.2019.
Вместе с тем, 23.03.2020 во исполнение уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации N 1895/24 от 19.03.2020, учреждением указанные ошибки устранены путем представления форм СЗВ-М по типу "дополняющая" за периоды апрель, май, июнь, июль, август 2019 года, то есть в установленный в уведомлении пятидневный срок.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт, врученный лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, или направленный по почте заказным письмом, или переданный в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.
Таким образом, Управлением нарушены процессуальные сроки проверки, повлекшие за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию штрафной санкции со страхователя.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с управления государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства, от 16 октября 2020 года по делу N А50-19766/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19766/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 12"