г. Вологда |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А05-10631/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Кускова В.И. адвоката Воронова М.Б. по доверенности от 03.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 октября 2020 года по делу N А05-10631/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кусков Владимир Иванович (ОГРНИП 304291814500105, ИНН 291100041982; место жительства: 164110, Архангельская область, Каргопольский район, город Каргополь) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство), выразившегося в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого заявителем на основании договора аренды от 06.08.2009 N 729 лесного участка, находящегося в Ошевенском участковом лесничестве (участок совхоз "Приозерный"), квартал 3 выделы 8, 9, 10; квартал 4 выделы 10, 13, 14, 15, 18; квартал 6 выделы 3, 5, 7, 12, 16; квартал 8 выделы 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15; квартал 10 выделы 3, 5, 9, 13, 17, 21; квартал 11 выделы 1, 3, 4, 5; квартал 12 выделы 9, 11; квартал 13 выделы 2, 3, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 15; квартал 15 выделы 2, 3, 5, 9; квартал 16 выделы 2, 5, 7, 8, 10, 16, 17; квартал 17 выделы 4, 6, 13; квартал 18 выделы 3, 4, 5, 9, 13, 17, 18, 19, 21, 22, 23; квартал 21 выдел 10; квартал 22 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 11, 21; квартал 24 выделы 7, 11, 12, 15; квартал 26 выделы 10, 11, 12, 17; квартал 28 выделы 2, 11, 12, 13, 15; квартал 31 выдел 2; квартал 34 выделы 5, 6, 9, 12; квартал 39 выделы 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16; квартал 52 выделы 1, 6, 8; квартал 53 выделы 7, 9, 25; квартал 54 выделы 2, 3, 7, квартал 57 выделы 19, 31; квартал 73 выделы 10, 12, 13, 14; квартал 78 выделы 8, 12, 13; квартал 85 выделы 4, 5, 9, 10, 14, 15, 22, 24, 25; квартал 88 выделы 1, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 27, 40, 52 и в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр; о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов путём принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внесения документированной информации в государственный лесной реестр на основании актов натурного обследования, принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанный с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Считает, что данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов. В случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10-15 лет необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным лесоустроительной инструкцией. По мнению апеллянта, данная позиция министерства подтверждается письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.05.2018 N НК-02-50/8263.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 06.08.2009 N 729, в соответствии с которым предпринимателю в целях заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 10 369 га, расположенный по адресу: Архангельская область, муниципальное образование "Каргопольский муниципальный район", Каргопольское лесничество, Ошевенское участковое лесничество (участок совхоз "Приозерный"), кварталы N 3-6, 8, 10-13, 15-18, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 31-34, 39, 52-54, 57, 58, 73, 78, 85, 88, срок аренды установлен по 05.08.2058.
В целях определения несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию комиссией в составе заместителя директора Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Торхова С.В., начальника отдела лесоустройства Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Дубинина А.С., инженера-таксатора Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Шевченко М.С., главного специалиста-эксперта управления лесничествами Каргопольского обособленного подразделения - территориального органа министерства Фокина И.А. и предпринимателя 14 августа 2020 года проведено натурное обследование части арендуемого заявителем лесного участка.
По результатам натурного обследования составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.08.2020 с номерами с 24-08-04-11-22 по 24-08-04-11-79, с 24-08-04-11-81 по 24-08-04-11-107, с 24-08-04-11-110 по 24-08-04-11-168.
Указанные акты направлены предпринимателем министерству для их принятия и внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр.
Письмом от 28.08.2020 N 204-04/8845 министерство возвратило названные акты предпринимателю без проведения учета в государственном лесном реестре, мотивировав возврат актов тем, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанный с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов, а в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10-15 лет, необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным лесоустроительной инструкцией.
Не согласившись с бездействием министерства, выразившимся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию арендуемого лесного участка, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496), согласно пункту 2.1.3 которого одним из документов являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных государственный лесной реестр натурному обследованию.
Согласно части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В соответствии с частью 1 статьи 88 названного Кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
В частности, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренным договором аренды лесного участка.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса, таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного пересчета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
Как определено в части 4 статьи 29 ЛК РФ, запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При подтверждении возможности изъятия иного объема древесины при ее заготовке арендатор вправе в установленном порядке инициировать внесение изменений в договор аренды.
Пунктом 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 5 лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 31 лесоустроительной инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32).
В рассматриваемом случае вышеуказанными актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14 августа 2020 года установлено, что в обследуемой части арендуемого предпринимателем лесного участка состав насаждений, класс возраста, бонитет, полнота и общий запас древесины по материалам государственного лесного реестра (лесоустройство 2009 года) не соответствуют показателям, выявленным при обследовании в 2020 году.
Как сказано в пункте 4.3 Перечня N 496, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией. Акт составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Из материалов дела следует, что предприниматель является арендатором лесных участков, в связи с этим он, в силу приведенных выше положений Перечня N 496, вправе инициировать процедуру внесения министерством изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесного участка.
Как правильно отметил суд первой инстанции, государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, обеспечение этого является функцией министерства, на которое возложена обязанность ведения реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов. Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственный орган власти не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (пункт 2.10).
При этом ни в ответе предпринимателю, ни в ходе судебного разбирательства министерство претензий к указанным актам несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не предъявило.
Ссылка Министерства на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который составляется только в период проведения таксации лесов, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, так как в пункте 2.1 Перечня N 496 рассматриваемые акты являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Аналогичные выводы содержатся и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
Оспариваемое бездействие министерства нарушает права заявителя как арендатора лесного участка на заготовку древесины по договору аренды, поскольку лес не может быть вырублен, так как лесоустройство не проводилось с 2009 года, не переводились насаждения в спелые, характеристики насаждения не менялись, данные лесоустройства на сегодняшний день не соответствуют действительности.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал незаконным обозначенное предпринимателем бездействие министерства, выразившееся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Министерство не имело законных оснований отказать предпринимателю в принятии спорных актов для внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным Министерством суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 октября 2020 года по делу N А05-10631/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10631/2020
Истец: ИП Кусков Владимир Иванович
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области