г. Владивосток |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А59-1155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания АА. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Охинского городского суда Сахалинской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охинские электрические сети", акционерного общества "Охинская ТЭЦ"
апелляционное производство N 05АП-7101/2020, 05АП-6655/2020
на решение от 16.09.2020
судьи Т.С. Горбачевой
по делу N А59-1155/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению акционерного общества "Охинская ТЭЦ" (ОГРН 1026500885674, ИНН 6506000623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Охинские электрические сети" (ОГРН 1116506000820, ИНН 6506908292)
о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию для компенсации потерь в сетях сетевой организации по договору N 7/Р от 01.01.2015 года за период октябрь - декабрь 2016 года, январь - март 2017 года, май 2017 года (включительно) в сумме 14 147 809 рублей 75 копеек, неустойки по состоянию на 05.04.2020 года в сумме 5 356 398 рублей 87 копеек,
по встречному исковому заявлению о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии по договору N 10/Д от 01.01.2015 года за период октябрь - декабрь 2016 года, январь-март 2017 года, май 2017 года в размере 4 592 639 рублей 45 копеек,
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Федеральная служба по аккредитации, общество с ограниченной ответственностью "Управление домами N 3", общество с ограниченной ответственностью "Управа", Администрация МО ГО "Охинский",
при участии:
от истца: представитель Бизяева Н.В. по доверенности от 18.05.2020 сроком действия по 31.12..2020, диплом о высшем юридическом образовании АВБ 0639738, паспорт;
от ответчика: представители Варфоломеев А.А. по доверенности от 27.11.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании К N 87844, паспорт; Мандриков К.Л. по доверенности от 27.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании ИВС 0500940, паспорт;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Охинская ТЭЦ" (далее - АО "Охинская ТЭЦ", первоначальный истец) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Охинские электрические сети" (далее - ООО "ОЭС", первоначальный ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации по договору N 7/Р от 01.01.2015 года за периоды: октябрь - декабрь 2016 года, январь-март 2017 года, май 2017 года в размере 14 147 809 рублей 75 копеек, неустойки по состоянию на 05.04.2020 года в сумме 5 356 398 рублей 87 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 106 048 рублей.
В обоснование первоначальных исковых требований истцом указано на неисполнение первоначальным ответчиком договорных обязательств по оплате электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации за указанные периоды. При этом, расчет количества отпущенной электроэнергии с увеличением поставленного ответчику объема на разницу между показаниями ОДПУ в ветхих и аварийных домах и нормативом потребления в этих домах (расчет по нормативу). Расчет полезного отпуска из сети Сетевой организации произведен на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг за спорные периоды, подписанных ООО "Охинские электрические сети".
В свою очередь ООО "Охинские электрические сети" указывая на наличие у АО "Охинская ТЭЦ" задолженности в размере 4 592 639 рублей 45 копеек (с учетом уточнений) в связи с невыполнением условий, заключенного между гарантирующим поставщиком и сетевой организации договора от 01.01.2015 N 10/Д договора в части неоплаты услуг по передаче электрической энергии, обратилось со встречными исковыми требованиями.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.09.2018 в порядке статьи 132 АПК РФ к производству принято встречное исковое заявление.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Федеральная служба по аккредитации, общество с ограниченной ответственностью "Управление домами N 3", общество с ограниченной ответственностью "Управа", Администрация МО ГО "Охинский".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца взыскано 14 147 809 рублей 75 копеек основного долга, 5 356 398 рублей 87 копеек неустойки, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом АО "Охинская ТЭЦ" и ООО "Охинские электрические сети" обратились в апелляционный суд с жалобами.
АО "Охинская ТЭЦ" не согласилось с выводами мотивировочной части решения в части вывода судом о невозможности использования показаний измерительных комплексов для определения объема отпущенной в сеть сетевой организации электрической энергии со ссылкой на правовую позицию Арбитражного суда Дальневосточного округа в постановлении от 01.11.2019 года по делу N А59-269/2019. Полагает, что при определении объема потерь электрической энергии в сети сетевой организации в спорный период подлежит применению пункт 166 Основных положений N 442 в точках приема "по мощности" в размере 11,663 МВт - на 2016 год, 10,206 МВт - на 2017 год, установленные РЭК Сахалинской области для ООО "ОЭС" поступление мощности в сеть. Также считает ошибочным вывод суда о том, что расчет с сетевой организацией по ветхим и аварийным МКД должен производиться по ОДПУ, ссылаясь при этом на то, что гарантирующий поставщик в расчетах с управляющими организациями по ветхому/аварийному фонду производит начисления по нормативу. В случае учета объема электроэнергии по такому фонду по ОДПУ будет нарушен подпункт "а" пункта 15, пункт 15(1) Правил N861, т.е. объем полезного отпуска не будет равняться объему транспортировки. В результате чего возникает необоснованная разница между объемами ОДПУ и нормативом потребления, которая не возмещается истцу, поскольку расчеты с управляющими компаниями производятся по нормативу. Такой порядок расчета ведет к необоснованным убыткам истца. В связи с изложенным, истец просит изменить мотивировочную часть решения, признав правильным порядок расчета, предложенный АО "Охинская ТЭЦ".
В свою очередь, ООО "ОЭС" в апелляционной жалобе просит отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить в полном объеме встречный иск. В доводах жалобы ссылается на необоснованность произведенного судом расчета объема отпущенной электрической энергии по мощности, полагает неприменимым пункт 166 Основных положений N 442, считает, что объем полезного отпуска должен был определить по объему отпущенной электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей. В связи с чем, является правильным контррасчет сетевой организации. Полагает, что из расчет подлежит исключению раздел по приборам учета ввиду несоответствия измерительных комплексов на границе учета истца и ответчика требованиям действующего законодательства, следовательно в силу пункта 182 Правил N442 объем производства электрической энергии должен быть нулевым. Расчеты истца объема электрической энергии на компенсацию потерь в сетях ООО "ОЭС" в ветхих и аварийных домах по нормативу и по ОДПУ не имеют отношения к доказательству объема потерь в сетях ответчика и должны быть также исключены. Также сетевая организация полагает неверным решение суда по встречному иску в части порядка определения объема потребления электроэнергии в МКД без учета обстоятельств несоответствия отдельных приборов учета законодательству по классу точности и пропущенным срокам поверки, что влечет определение объема электроэнергии по нормативу. В результате несоответствия отдельных приборов учета законодательству произошел недоучет услуги по передаче электрической энергии на сумму встречного иска за счет доначисления объема по нормативу по порочным приборам учета.
По тексту отзыва ОАО "РЖД" рассмотрение апелляционных жалоб оставило на усмотрение суда.
АО "Охинская ТЭЦ" по доводам апелляционной жалобы ответчика и дополнений к ней возражало, просило в удовлетворении жалобы сетевой организации отказать.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции, надлежаще извещенные третьи лица, явку представителей не обеспечили. ОАО "Российские железные дороги" ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционные жалобы по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании проведенном посредством ВКС при содействии Охинского городского суда Сахалинской области представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
01.01.2015 между АО "Охинская ТЭЦ" (гарантирующий поставщик) и ООО "Охинские электрические сети" (сетевая организация) заключен договор N 7/Р (с протоколом разногласий) купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в сетях сетевой организации,
Договор заключен в целях исполнения обязанности сетевой организации приобретать электроэнергию для компенсации потерь в ходе исполнения заключенного между теми же сторонами договора N 10/Д на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.4 договора N 7/Р фактический объем электрической энергии (мощности), приобретаемый сетевой организацией в целях компенсации потерь, определяется как разница между объемом электрической энергии (мощности), принятой в объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (точки приема), и объемом электрической энергии (мощности), отпущенной из объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (точки поставки).
Объемы электрической энергии (мощности), принятой в объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (на границе балансовой принадлежности) определяются сторонами по окончании каждого расчетного периода на основании порядка учета электрической энергии (мощности) и применения расчетных способов при определении объема электрической энергии (мощности), Инструкцией, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В случае если точки приема электрической энергии (мощности) не оборудованы в установленном порядке приборами расчетного учета, то фактический объем электрической энергии, приобретаемый для целей компенсации потерь в электрических сетях сетевой организации определяется в соответствии с требованием пункта N 190 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В силу пункта 3.7 договора N 7/Р ежемесячно, не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за расчетным, гарантирующий поставщик и сетевая организация подписывают акт согласования величины полезного отпуска электроэнергии, отпущенной из сети сетевой компании по точкам поставки.
В соответствии с пунктом 3.8 указанного договора, на основании определённых объёмов потребления электрической энергии (мощности) сетевая организация ежемесячно составляет баланс электрической энергии, который является основанием для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке сетевой организацией за соответствующий расчетный период.
В случае непредоставления сведений, указанных в пункте 3.8 договора, гарантирующий поставщик самостоятельно определяет величину потерь путем распределения объема электрической энергии, рассчитанный как разность между совокупным объемом электрической энергии, отпущенной гарантирующем поставщиком, и объемом электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком потребителям на розничном рынке и сетевым организациям, предоставившим сведения о фактических потерях электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, пропорционально доле нормативных потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства таких сетевых организаций в суммарных нормативных потерях электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для компенсации потерь у такого гарантирующего поставщика. Расчёт распределённых между сетевыми организациями потерь гарантирующий поставщик предоставляет сетевой организации на бумажном носителе за подписью руководителя не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за расчётным (пункт 3.9 договора N 7/Р).
В соответствии с пунктом 3.11 договора в редакции протокола разногласий, на основании определённого объёма энергии, необходимого для компенсации фактического объема потерь электрической энергии, гарантирующий поставщик предоставляет сетевой организации акт потребления электрической энергии, приобретенной в целях компенсации потерь в электрических сетях. До момента подписания акта-приемки оказания услуг обоими сторонами, гарантирующий поставщик не может выставлять в адрес сетевой организации счета-фактуры на оплату компенсации потерь и требовать оплаты за отпущенную электрическую энергию. При отсутствии мотивированных возражений сетевой организации по объему фактических потерь, представленного в трехдневный срок, акт потребления электрической энергии, приобретенной в целях компенсации потерь в электрических сетях, считается согласованным.
Стоимость энергии, закупаемой сетевой организацией для компенсации технологических потерь в его электрических сетях рассчитывается как произведение цены и объема потерь электрической энергии за расчетный период (пункт 3.13 договора N 7/Р).
Согласно протоколу урегулирования разногласий от 01.01.2015 к пункту 3.15 договора, оплата договорной стоимости энергии для компенсации потерь в соответствии с пунктом 3.15 договора осуществляется сетевой организацией на основании счета-фактуры до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В рамках принятых на себя обязательств по договору Гарантирующий поставщик предоставил в адрес ответчика акты о составлении баланса электроэнергии АО "Охинская ТЭЦ" за спорный период, которые содержат информацию о производстве и отпуске электроэнергии.
Сторонами составлены и подписаны следующие акты приемки оказанных услуг по договору N 10/Д:
- за октябрь 2016 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 5 138 688 кВт/ч,
- за ноябрь 2016 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 5 286 000 кВт/ч,
- за декабрь 2016 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 5 593 990 кВт/ч,
- за январь 2017 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 6 128 503 кВт/ч,
- за февраль 2017 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 5 128 841 кВт/ч,
- за март 2017 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 5 414 428 кВт/ч,
- за май 2017 года, согласно которому объем оказанной услуги по передаче составил 4 830 872 кВт/ч.
Сетевой организацией указанные акты подписаны с оформлением актов разногласий.
Гарантирующим поставщиком сетевой организации направлены акты выполненных работ, корректировочные акты приема-передачи электрической энергии и счета-фактуры на оплату задолженности за спорные периоды, которые Сетевой организации не подписаны.
По счетам-фактурам ответчиком произведена частичная оплата платежными поручениями на сумму 31 246 658 рублей 76 копеек платежными поручениями от 29.11.2016 N 759, от 30.12.2016 N 860, от 18.01.2017 N 47, от 21.02.2017 N 137, от 17.03.2017 N 208, от 19.06.2017 N 463, путем зачета встречных требований на основании актов от 16.11.2016 N 4, от 16.12.2016 N 5, от 16.01.2017 N 1, от 16.02.2017 N 2, от 20.03.2017 N 3, от 13.04.2017 N 4, от 16.05.2017 N 5. Размер произведенной Сетевой организацией оплаты сторонами не оспаривается.
По расчету истца размер задолженности Сетевой организации с учетом корректировочных актов приема-передачи электроэнергии от 21.09.2018, которыми произведен перерасчет количества отпущенной электроэнергии для компенсации потерь с учетом объема по нормативу в ветхих и аварийных домах, с учетом вышеуказанных оплат составил, 14 147 809 рублей 75 копеек.
В связи с тем, что задолженность в указанной сумме Сетевой организацией не уплачена, Гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о ее взыскании.
01.01.2015 между ООО "ОЭС" (сетевая организация) и ОАО "Охинская ТЭЦ" (гарантирующий поставщик) заключен договор N 10/Д на оказание услуг по передаче электрической энергии, предметом которого является оказание услуг по передаче электрической энергии сетевой организацией путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через последовательно соединенные технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании до границ балансовой принадлежности потребителей гарантирующего поставщика (подпункт 2.1.1. пункта 2.1. договора).
В соответствии с пунктом 3.1. договора стороны пришли к соглашению, что существенными условиями настоящего договора в соответствии с приложениями N 2 "Плановые объемы передачи электрической энергии", N 3 "Перечень точек приема электрической энергии", N 4 "Перечень точек поставки электрической энергии по 6 (0,4) кВ" к настоящему договору являющимися его неотъемлемой частью служат:
Ответственность сетевой организации и гарантирующего поставщика за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью объектов, зафиксированной в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности (акт разграничения), являющегося приложением N 1 к договору "Акт разграничения балансовой принадлежности" (подпункт 3.1.1.);
Обязательства по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также а также обеспечению их работоспособности и соблюдению в течении всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем (подпункт 3.1.2.);
величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенной к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подпункт 3.1.3.);
величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения (подпункт 3.1.4.);
заявленные объемы электроэнергии и мощности для передачи потребителям гарантирующего поставщика сетевой организацией с разбивкой по месяцам (предоставляет гарантирующий поставщик) (подпункт 3.1.5.).
Подпунктом 4.1.1. пункта 4.1. договора на сетевую организацию возложена обязанность по осуществлению комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации на праве собственности и (или) ином законном основании, от точек приема электроэнергии в электрические сети сетевой организации до границ балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителями электрической энергии или иными организациями,в чьем ведении находятся электрические сети.
Согласно подпункту 4.3.7. пункта 4.3. договора гарантирующий поставщик ежемесячно до окончания 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в качестве расчетных контрольных приборов учета по всем точкам поставки.
Учет электроэнергии, передаваемой по электрическим сетям сетевой организации, производится с помощью систем учета гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителя (пункт 5.1. договора).
В соответствии с подпунктом 4.3.1. пункта 4.3. договора гарантирующий поставщик обязан своевременно, в сроки, установленные Договором и в полной мере производить оплату услуг по передаче электроэнергии.
Расчетным периодом для оплаты оказанных услуг сетевой организацией является один календарный месяц (подпункт 6.1.1. пункта 6.1 договора). Гарантирующий поставщик в течение 3-х дней с момента получения счета-фактуры на оплату за фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии за расчетный период, но не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выставленного сетевой организацией, оплачивает фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии за расчетный период, определяемой на основании акта оказания услуг по передаче электроэнергии (пункт 7.2 Договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств, Сетевая организация в спорные периоды осуществляла передачу электрической энергии от Гарантирующего поставщика до потребителей. Факт передачи электрической энергии сторонами не оспаривается и подтверждается двусторонне подписанными без замечаний актами сдачи-приемки оказанных услуг. Оплата оказанных услуг произведена АО "Охинская ТЭЦ" в соответствии с подписанными актами в полном объеме.
Посчитав, что Гарантирующий поставщик представил недостоверные данные о приборах учета по каждой точке поставки либо не предоставил их вообще, Сетевая организация произвела расчет переданной электрической энергии за спорный период по нормативу в соответствии с пп. "в" п.21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора с ресурсоснабжающими организациями.
Расчет по встречному иску произведен на основании данных о количестве лиц, зарегистрированных в жилых помещениях и количестве комнат, поступивших от управляющих компаний и товариществ собственников жилья, нормативов потребления электроэнергии, установленных Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Сахалинской области от 03.02.2015 года N 5. С учетом уточнений размер встречных исковых требований составил 4 592 639 рублей 45 копеек
Удовлетворяя исковые требования гарантирующего поставщика, и отказывая в иске сетевой организации, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 4 статьи 26 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Утверждение методики определения и порядка компенсации потерь электроэнергии в электросетях отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 3 статьи 26 Закона N 35-ФЗ). Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь устанавливаются Правительством Российской Федерации в Правилах N 861.
Согласно пункту 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
Гарантирующий поставщик вправе рассчитывать на полную компенсацию своих затрат на покупку на оптовом и розничном рынках электроэнергии для компенсации потерь в сетях сетевых организаций. С этой целью гарантирующий поставщик вправе задействовать механизм возмещения стоимости нераспределенных потерь, предусмотренный пунктом 190 Основных положений N 442.
Таким образом, в предмет доказывания по иску о взыскании стоимости фактических потерь в сетях сетевой организации входят: факт наличия потерь, объем электроэнергии, поступившей в сеть ответчика, и объем электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети.
Как верно установлено судом первой инстанции, наличие фактических потерь электроэнергии, возникших в сетях ответчика в спорный период, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
Однако, спор между сторонами возник в отношении стоимости фактических потерь электроэнергии в виде разницы между объемами отпуска в сети Сетевой организации и объемом полезного отпуска по потребителям.
Расчет суммы иска в рамках настоящего спора определен в соответствии с положениями пункта 190 Основных положений N 442 как разность совокупного объема электрической энергии, поставленной в электрическую сеть ООО "ОЭС" по данным измерительных комплексов "Новогородская", "Сахарская сопка" и "Москвальво", и объемом электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком потребителям на розничном рынке (объемом полезного отпуска конечных потребителей).
Истцом в материалы дела представлены паспорта на приборы учета, установленные в точках измерения, согласно которым приборы учета соответствуют техническим условиям, опломбированы. Даты выпуска приборов: 2009 год, 2010 год, 2013 год и 2014 год. Межповерочный интервал приборов учета составляет 10 лет, о чем свидетельствует запись в эксплуатационных документах - паспортах. Межповерочный интервал трансформаторов тока и напряжения, входящие в состав измерительных комплексов, составляет 4 и 5 лет, что подтверждается представленными свидетельствами о поверке (для трансформаторов тока поверка действительна до 2020 года, для трансформаторов напряжения до 2021 года).
Согласно пункту 142 Основных положений, приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 этого документа, используемые гражданами на дату вступления в силу названного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.
Таким образом, согласно правовой позиции истца по настоящему делу, срок межповерочных интервалов всех приборов учета, в том числе и по отходящим линиям "Новогородская", "Москальво", "Сахарная Сопка" истекает в 2019, 2020, 2023 и 2024 годах, в связи с чем данные приборы учета, установленные на АО "Охинская ТЭЦ" и на границе балансовой принадлежности гарантирующего поставщика и сетевых организаций соответствуют требованиям, установленным Основными положениями.
Вместе с тем, истцом по первоначальному иску не учтено следующее.
Согласно пункту 136 Основных положений N 442, определение объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов.
Под измерительным комплексом понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки (абзац 4 пункта 136 Основных положений N 442).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в которой установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
Согласно пункту 155 Основных положений N 442 собственник прибора учета обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Используемые на дату вступления в силу Основных положений N 442 (на 12.06.2012) приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 указанных положений, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала.
По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 (абзац первый пункта 142 Основных положений N 442).
Учитывая положения пунктов 139, 141 Основных положений N 442, приборы учета на измерительных комплексах "Новогородская", "Сахарская сопка" и "Москвальво", исходя из максимальной мощности и уровня напряжения, должны иметь класс точности не ниже 0,5, а трансформаторы тока - класс точности 0,2-0,5.
Вышеуказанные выводы соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 01.11.2019 по делу N А59-269/2019.
Как следует из паспортов на указанные измерительные комплексы, датами их выпуска является 2009 год, 2010 год, 2013 год, 2014 год, межповерочный интервал - 10 лет.
Вместе с тем, из буквального толкования абзаца первого пункта 142 Основных положений N 442 следует, что использование измерительных трансформаторов, имеющих класс точности не соответствующий требованиям Основных положений N 442, возможно только:
- до истечения, установленного для приборов учета межповерочного интервала;
- момента выхода приборов учета из строя;
- утраты приборов учета.
Как следует из материалов дела, в том числе, подтверждается пояснениями Гарантирующего поставщика:
- на измерительном комплексе "Новогородская" установлен ПУ с классом точности трансформатора тока 1,0, свидетельство о поверке N 2724 от 29.08.2016 действительно до 28.08.2020, межповерочный интервал - 5 лет, до этого времени поверка не проводилась,
- на измерительном комплексе "Москальво" установлен ПУ с классом точности трансформатора тока 10Р, свидетельства о поверке от 29.08.2016, действительно до 28.08.2020, межповерочный интервал - 5 лет, до этого времени поверка не проводилась,
- на измерительном комплексе "Сахарная сопка" установлен ПУ с классом точности трансформатора тока 3Р, свидетельства о поверке от 29.08.2016, действительно до 28.08.2020, межповерочный интервал - 5 лет, до этого времени поверка не проводилась.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что, трансформаторы тока на измерительных комплекса истца не соответствуют классу точности 0,2-0,5, до вступления в силу Основных положений N 442 (на 12.06.2012) их поверка не проводилась.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности доводов Сетевой организации о невозможности использования показаний указанных измерительных комплексов для определения объема отпущенной в сеть Сетевой организации электрической энергии. Доводы жалобы гарантирующего поставщика об обратном отклоняются судебной коллегией.
При изложенных обстоятельствах измерительные трансформаторы должны быть заменены, в ином случае объем отпущенной электрической энергии в соответствии с пунктом 179 Основных положений N 442 должен определяться в порядке, установленном пунктом 166 данных правил, что также соответствует правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 01.11.2019 по делу N А59-269/2019.
Согласно пункту 179 Основных положений N 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений N 442, а именно: в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям N 442 по формуле: W = Рмакс x Т, где: - Рмакс - максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, МВт; Т - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за которые подлежат применению расчетные способы.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно признал обоснованным расчет Гарантирующего поставщика, произведенный по мощности энергопринимающих устройств.
Из данного расчета, следует, что Гарантирующим поставщиком применены показатели мощности в размере 11,663 МВт - на 2016 года, 10,206 МВт - на 2017 год, установленные РЭК Сахалинской области для АО "Охинская ТЭЦ".
Вместе с тем, в силу пункта 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Таким образом, при расчете "по мощности" должны быть применены показатели мощности, установленные для энергопринимающих устройств, то есть для ООО "ОЭС".
Из протоколов заседания правления РЭК Сахалинской области от 28.12.2015 года N 190, от 28.12.2016 года N 149, для ООО "Охинские электрические сети" показатель "полезный отпуск электрической мощности" был установлен на 2016 год - в размере 11,468 МВт, на 2017 год - 15,292 МВт.
Следовательно, расчет "по мощности", произведенный Гарантирующим поставщиком за спорные периоды 2017 года (январь-март, май), исходя из показателя 10,206 МВт, установленного РЭК Сахалинской области для АО "Охинская ТЭЦ", не нарушает права Сетевой организации, поскольку установлен в меньшем размере. Доказательств обратного, в материалы дела не представлено. Выводы суда в указанной части соответствуют материалам дела и нормам материального права.
Как верно установлено судом, истец просит взыскать стоимость потерь, исходя из объемов потерь в 2017 году, рассчитанных с учетом норматива по ветхим и аварийным домам (расчет на общую сумму 14 147 809 рублей 15 копеек): за январь 2017 года - 1 628 487 МВт, за февраль 2017 года - 1 560 194 МВт, за март 2017 года - 1 664 463 МВт, за май 2017 года - 1 316 282 МВт.
При этом объем, рассчитанный истцом по мощности, составил: за январь 2017 года - 3 538 965 МВт, за февраль 2017 года - 3 061 988 МВт, за март 2017 года - 3 674 806 МВт, за май 2017 года - 4 139 436 МВт.
То есть, объем, рассчитанный по приборам учета даже с учетом применения норматива по ветхим и аварийным домам, меньше того объема, рассчитанного "по мощности", на который истец вправе претендовать. Что не нарушает прав ответчика.
Расчет "по мощности" за октябрь 2016 года с применением показателя мощности, установленного для Сетевой организации в размере 11,468 МВт, составляет 8 532 192 МВт (31 день х 24 часа в сутки = 744 часа; 744 х 11,468).
При этом Гарантирующий поставщик предъявляет к оплате объем потерь за октябрь 2016 года в размере 5 329 728 МВт, что значительно меньше указанного объема, рассчитанного "по мощности". За ноябрь 2016 года объем, рассчитанный по мощности, составил: 30 дней х 744 = 720 часов; 720 х 11,468 = 8 256 960 МВт (истцом выставлен объем 5 788 134 МВт). За декабрь 2016 года объем, рассчитанный "по мощности": составил 31 день х 24 = 744 часа; 744 х 11,468 = 8 532 192 МВт (истцом выставлен объем 5 428 230 МВт.).
Таким образом, объем, рассчитанный истцом по приборам учета и предъявленный ответчику за спорные периоды 2016 года, даже с учетом применения норматива по ветхим и аварийным домам, меньше объема, рассчитанного "по мощности", на который истец вправе претендовать.
При этом признавая обоснованными доводы Сетевой организации о неправомерном включении в расчет объема электроэнергии по нормативу (без учета ОДПУ) по ветхим и аварийным домам, суд обоснованно исходил из следующего.
Местом исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, а равно и договора о купле-продаже электрической энергии для компенсации потерь в сетях сетевой организации, является точка поставки, которая по общему правилу располагается в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 2 Основных положений N 442, пункт 2 Правил N 861).
Сетевая организация обязывалась обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг. Объем услуг определяется объемом фактического потребления электроэнергии и мощности, то есть объемом полезного отпуска (подпункт "а" пункта 15, пункт 15(1) Правил N 861).
Особенности определения величины полезного отпуска в отношении многоквартирных домов установлены законодательством об электроэнергетике и жилищным законодательством. Так в соответствии с пунктом 184 Основных положений N 442 определение объемов потребления электроэнергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносили плату за приобретенный у ресурсоснабжающей организации объем (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Вместе с тем, в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. Аналогичная правовая позиция изложена в вопросе 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016.
Законодательство об электроэнергетике построено таким образом, что сетевая организация обязана доказать объем электроэнергии, потерянной исключительно в своих сетях, и оплатить его.
По смыслу пунктов 15, 15(1), 51 Правил N 861 объем обязательств сетевой компании перед гарантирующим поставщиком по купле-продаже электрической энергии для компенсации потерь ограничен точкой поставки потребителя услуг, то есть внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В связи с чем в расчетах по определению объема полезного отпуска между сторонами договора должны применяться ОДПУ, установленные, в том числе, в ветхий и аварийных домах. Определение в таких случаях объема потерь по нормативу потребления (без учета ОДПУ) неправомерно возлагает на сетевую компанию потери, возникшие за пределами ее границ ответственности.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у Сетевой организации обязанности перед Гарантирующим поставщиком по оплате потерь в размере, заявленном в иске, по ветхим и аварийным домам. Доводы жалобы первоначального истца об обратном в этой связи отклоняются.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не повлияло на размер задолженности, предъявленной истцом за спорные периоды, поскольку предъявленный истцом объем, рассчитанный с учетом норматива в ветхих и аварийных домах, меньше объема рассчитанного "по мощности", на который вправе претендовать истец.
Так, например, за октябрь 2016 года, объем рассчитанный "по мощности", составляет 8 532 192 МВт (объем, поставленный в сети ответчика от АО "Охинская ТЭЦ").
8 532 192 МВт + 1 663 434 (пункт 1.2 расчета - объем из смежной сети ООО "РН-СМНГ", который не оспаривается Сетевой организацией) = 10 195 626 МВт (общее поступление в сети Сетевой организацией).
10 195 626 - 5 142 052 (пункт 2 расчета на 13 190 117,19 - полезный отпуск из сети ООО "ОЭС", в котором объем в ветхих и аварийных домах рассчитан по ОДПУ) = 5 053 574 МВт (потери в сетях). При этом истец в "максимальном" для себя расчете на 14 147 809,75 рублей (ветхие и аварийные дома рассчитаны по нормативу) предъявляет к оплате объем потерь - 1 860 834 МВт.
С учетом изложенного коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что произведенный истцом расчет по приборам учета на сумму 14 147 809 рублей 75 копеек и даже с учетом применения норматива по ветхим и аварийным домам не нарушает прав ответчика, в связи с чем верно пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований в заявленной сумме.
Довод ответчика о неправильном расчете истцом полезного отпуска (подпункт 2.3 пункт 2 расчета - полезный отпуск потребителям АО "ОТЭЦ", присоединенным к сетям ООО "ОЭС"), судом рассмотрен и обоснованно отклонен в силу следующего.
Как установлено судом из расчета истца, им применены объемы переданной электроэнергии, указанные в актах сдачи-приемки оказанных услуг по договору N 10/Д за спорные периоды, подписанных Сетевой организации, на основании которых Гарантирующим поставщиком была произведена оплата услуги по передаче электрической энергии.
Доказательств оказания услуги передачи электроэнергии за спорные периоды в большем объеме, чем указано в данных актах, в том числе, в объемах, указанных в актах, не подписанных Гарантирующим поставщиком, Сетевая организация не представила.
Отклоняя доводы Сетевой организации о том, что при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета электрической энергии, гарантирующий поставщик объем отпущенных ресурсов в дом должен определять на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов независимо от наличия у жильцов дома индивидуальных приборов учета электрической энергии, суд обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судом, в тех многоквартирных домах, в которых не установлен общедомовой прибор учета электрической энергии на вход в дом, но жильцы домов или собственники жилых помещений дома имеют при этом индивидуальные приборы учета электрической энергии, истец объем потребления электрической энергии рассчитывает путем суммирования объема поступившей и использованной жильцами дома электрической энергии по показаниям индивидуальных приборов ее учета или поквартирных приборов учета и нормативов потребления данной коммунальной услуги на содержание общего имущества дома. И только при отсутствии поквартирных приборов учета электрической энергии истец определяет объем потребления исходя из нормативов потребления коммунальной услуги
Вопреки доводам ответчика, общее правило расчета объема коммунального ресурса, поступившего в дом, при отсутствии в нем общедомового прибора учета электрической энергии и наличия в доме у жильцов поквартирных индивидуальных приборов учета энергии, указанное в Правилах N 124, подтверждает правильность и обоснованность расчета объема потребления электрической энергии в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, которое применяет истец.
В части подпунктов 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2 расчета истца "Полезный отпуск потребителям АО "ОТЭЦ", присоединенным к сетям ООО "ОЭС" объемы полезного отпуска ответчиком не оспариваются. Ответчик с данными объемами согласен.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате указанных сумм в размере 5 356 398 рублей 87 копеек.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с абзацем 8 части 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ООО "ОЭС" денежного обязательства по оплате задолженности за поставленную электроэнергию для компенсации потерь в сетях сетевой организации подтвержден материалами дела, АО "Охинская ТЭЦ" обоснованно заявлено требование о взыскании с истца пени за несвоевременное исполнение обязательств.
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив расчет первоначального истца неустойки за просрочку оплаты задолженности за поставленную электроэнергию для компенсации потерь в сетях сетевой организации в периоды с октябрь - декабрь 2016 года, январь-март 2017 года, май 2017 года за период с 11.11.2016 по 05.04.2020 в размере 5 356 398 рублей 87 копеек, признает его верным арифметически и по праву, произведенным с применением верной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату вынесения резолютивной части решения, в размере 4,25%.
Принимая во внимание изложенное, первоначальные исковые требований АО "Охинская ТЭЦ" обоснованно удовлетворены судом в полном объеме.
Доводы жалоб о неверном порядке расчетов суда, судебной коллегией отклоняются как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Рассматривая встречные исковые требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, обязательной предпосылкой которого является участие покупателя в оптовом рынке или наличие у покупателя заключенного с поставщиком договора купли-продажи электроэнергии, который исполняется надлежащим образом.
Услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями (статья 3 Закона N 35-ФЗ).
Исходя из положений пункта 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и(или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электроэнергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электроэнергии.
В силу пункта 12 Правил N 861 сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Таким образом, гарантирующий поставщик, как потребитель услуг сетевой организации, является обязанным лицом по оплате предоставленной ему услуге.
В соответствии с статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным между сторонами договором, истец передавал электрическую энергию от ресурсоснабжающей организации к конечным потребителям на условиях, предусмотренных договором.
Сторонами в договоре согласовано, что местом исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, является точка поставки, которая по общему правилу располагается в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 2 Основных положений N 442, пункт 2 Правил N 861).
Факт передачи электрической энергии в спорные периоды по инженерным сетям сторонами не оспаривается.
Как установлено судом, спор между сторонами возник по объему услуги по передаче мощности в спорные периоды применительно к порядку расчета.
Истцом произведен расчет объема энергии в соответствии с подпунктом "в" пункта 21.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124).
В соответствии с пунктами 15, 15 (1) Правил N 861 объем переданной энергии складывается из объема фактически потребленной электроэнергии и объема полезного отпуска.
Согласно пункту 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.04.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) объем потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства определяется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов.
Таким образом, объем полезного отпуска фиксируется приборами учета, а при отсутствии таковых рассчитывается способами, предусмотренными законодательством. Допустимость данных, полученных по прибору учета, достигается помимо прочего соблюдением требований по допуску его в эксплуатацию. Сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору, являются существенными условиями договора (подпункт "г" пункта 13 Правил N 861, пункты 136, 152 - 154 Основных положений N 442).
Согласно этому же пункту определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9797/11 указано, что при расчете объема услуг во взаимоотношениях между сетевой и сбытовой организацией необходимо руководствоваться положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 42 Правила N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила N 124, регулирующие отношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией (подпункт "а" пункта 21).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, в том числе:
Vп - объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
Vсред - объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Vн - объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Vрасч - объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
Vкр - объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- объема (количества) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, следует, что объем коммунальной услуги в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, должен определяться по показаниям индивидуальных приборов учета (при их установке в жилых помещениях) и нормативам соответствующей коммунальной услуги (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
Как верно установлено арбитражным судом, при применении расчетного способа в данном случае истцом не принята во внимание позиция Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенная по делу N А59-4811/2018 по спору между теми же лицами о взыскании задолженности по спорному договору за май 2018 года
В рамках указанного дела истцом произведен расчет объема энергии в соответствии с подпунктом "в" пункта 21.1 Правил N 124 (без учета показаний индивидуальных приборов учета), исходя из того, что им не получена информация об объемах потребления электрической энергии в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета, и наличия договоров между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунального ресурса.
При определении объема потребления коммунальных ресурсов приоритетным является приборный метод расчета, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о неправомерности расчета истца, основанного на нормативах потребления коммунальных ресурсов. Как установлено судом, в спорных МКД имеются индивидуальные приборы учета, показаниями которых руководствовался ответчик при соблюдении обязанности по передаче объема потребления электрической энергии сетевой компании.
В рассматриваемом случае аналогичным образом в спорные периоды в МКД были установлены индивидуальные приборы учета, показаниями которых руководствовался ответчик - Гарантирующий поставщик при соблюдении обязанности по передаче объема потребления электрической энергии сетевой компании.
При этом ответчиком были направлены в адрес истца перечень точек поставки электрической энергии и реестр данных об объеме потребления в помещениях МКД, не оборудованных ОДПУ.
Доводы истца о том, что ответчик применяет норматив потребления коммунальной услуги не по всем потребителям, у которых приборы учета не соответствуют требованиям законодательства (истекли сроки поверки приборов учета; класс точности приборов учета не соответствует Правилам N 442) не нашли своего документального подтверждения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает законным и обоснованным обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении встречного иска.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы, по изложенным в них доводам, удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2020 по делу N А59-1155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1155/2018
Истец: АО "Охинская ТЭЦ"
Ответчик: ООО "Охинские электрические сети"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ОХИНСКИЙ" САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОАО "РЖД", ООО "Управа", ООО "Управление домами N3", Федеральная служба по аккредитации, Охинский городской суд