г. Киров |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А29-7474/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителя заявителя Комаровой Е.В., действующей на основании доверенности от 15.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2020 по делу N А29-7474/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярье" (ОГРН 1101101009954; ИНН 1101082805)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального района "Усть-Вымский",
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярье" (далее - заявитель, ООО "Заполярье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) во включении в Перечень участков недр местного значения Республики Коми участков недр "Немыт", "Черничный", выраженного в письме от 11.06.2020 N 01-06/2715, незаконным и обязании включить указанные участки в Перечень участков недр местного значения Республики Коми.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального района "Усть-Вымский" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик указывает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание позицию Администрации, изложенную в письме от 09.06.2020 N 02-19/2207.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала занятую по делу позицию.
Ответчик, третье лицо представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Заполярье" обратилось в Министерство с заявлениями от 17.02.2020 о включении участков недр "Немыт", "Черничный", расположенных на территории муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми, в Перечень участков недр местного значения с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (строительного песка).
В письме от 09.06.2020 N 02-19/2207, направленном Администрацией в адрес Министерства в отношении участков недр местного значения "Немыт", "Черничный", указано, что Администрация возражает против включения участков недр "Немыт", "Черничный" в Перечень участков недр местного значения, поскольку в этой зоне отдыхают люди, собирают грибы, что вызовет нестабильную общественную ситуации в случае начала разработки карьера. Считает, что на территории района достаточно существующих месторождений песка для развития района в целях строительства новых объектов, в том числе социальных (л. д. 21).
Письмом от 11.06.2020 N 01-06/2715 Министерство отказало ООО "Заполярье" во включении обозначенных участков в Перечень участков недр местного значения (л. д. 20).
Не согласившись с названным решением Министерства, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, урегулированы положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
В пункте 7.1 статьи 4 Закона о недрах определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1).
Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона о недрах).
Приказом Министерства от 06.10.2015 N 425 утверждено Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми (далее - Положение N 425), которым, среди прочего, регламентирован порядок предоставления в пользование участков недр местного значения (подпункт 1 пункта 1, раздел 3).
Согласно пунктам 27, 28 Положения N 425 в Перечень участков недр местного значения (далее - Перечень) включаются участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые и предлагаемые для: геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Перечень формируется Минприроды Республики Коми на основании поступивших письменных заявлений субъектов предпринимательства (далее - заявителей) о включении в Перечень участков недр местного значения в целях, указанных в пункте 27 настоящего Положения, а также с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В пункте 29 Положения N 425 приведен список сведений, которые должно содержать заявление о включении в Перечень предлагаемого участка недр местного значения.
В силу пункта 30 Положения N 425 при формировании Перечня учитывается местоположение предлагаемого для включения в Перечень участка недр местного значения по отношению участков недр федерального и местного значения, предоставленных в пользование и (или) включенных в утвержденные ранее Перечни, в том числе в зависимости от вида пользования и вида общераспространенного полезного ископаемого, а также, среди прочего, осуществляются предварительные согласования с Комитетом лесов Республики Коми и (или) органами местного самоуправления по отводу земельных участков (абзац 1 подпункта "а").
Пунктом 34 Положения N 425 предусмотрены основания для отказа во включении заявленного участка недр местного значения в проект Перечня, к числу которых подпунктом "в" отнесено получение отказа в согласовании по включению участка недр в Перечень и (или) в согласовании проекта Перечня от уполномоченных органов, указанных в пунктах 30 и 33 настоящего Положения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением о включении участков недр "Немыт", "Черничный" в Перечень участков недр местного значения. Заявленные Обществом участки недр располагаются в границах территории лесного фонда - Айкинского лесничества, находящегося в федеральной собственности.
С учетом данного обстоятельства для включения упомянутого участка недр в Перечень участков недр местного значения необходимо получение согласования от Комитета лесов Республики Коми, функции которого в настоящее время исполняет Министерство.
При этом суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, исходя из буквального толкования подпункта "а" пункта 30 Положения N 425 во взаимосвязи с иными положениями указанного нормативного акта, получение согласования в данном случае от органов местного самоуправления не требовалось, поскольку запрашиваемые участки находятся исключительно на территории лесного фонда, согласование по которому осуществляется Министерством. Получение согласования от органов местного самоуправления требуется при нахождении испрашиваемых участков на территории муниципального образования. На это указывает и избранная при формулировании указанного пункта конструкция предложения с использованием соединительных союзов "и (или)".
Таким образом, правовым основанием для отказа во включении участка недр в соответствующий перечень могло явиться отсутствие согласования со стороны Министерства, а не отсутствие согласования со стороны органов местного самоуправления, на что указывается в оспариваемом письме.
При этом возражения со стороны Министерства в материалах дела отсутствуют.
Напротив, из письма Государственного учреждения Республики Коми "Айкинское лесничество" N 187 от 08.04.2020 следует, что разработка месторождений полезных ископаемых в пределах участков "Черничный" и "Немыт" не противоречит лесному регламенту лесничества и возможна на тех участках, на которых они указаны (л. д. 71).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемого решения Министерства.
Оснований для иных выводов при имеющем место правовом регулировании и обстоятельствах настоящего дела апелляционный суд не имеет, позиция подателя жалобы не основана на указанных нормах права.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав незаконным отказ Министерства во включении в Перечень участков недр местного значения участков недр "Черничный" и "Немыт", выраженный в письме от 11.06.2020 N 01-06/2715.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на Министерство обязанности включить в Перечень участков недр местного значения участки недр "Черничный" и "Немыт" согласно представленной схеме координат участков недр, направленной ООО "Заполярье" с заявлениями от 17.02.2020.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2020 по делу N А29-7474/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2020 по делу N А29-7474/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7474/2020
Истец: Комарова Елена Викторовна (представитель истца), ООО "Заполярье"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: Администрация Муниципального Района "Усть-Вымский"